Некоторые задания такого типа бывают составлены достаточно грамотно,
но куда чаще, увы, встречаются задания из серии "угадай, что имел в виду автор учебника".
Умение формулировать, почему тот или иной элемент не подходит к этому ряду, очень полезное.
Как же быть?
Мы придумываем ряды, в которых каждый элемент может быть лишним по одному из признаков, и просим детей объяснить, почему лишним может быть каждый: этот такой, а три других - сякие, у них есть такой-то общий признак.

левая ёлочка лишняя, потому что у неё есть закрашенный элемент, а все остальные пустые, только контур
вторая слева ёлочка лишняя по размеру, все остальные из трёх одинаковых элементов, а она из двух
третья ёлочка лишняя по форме, все из треугольных деталей, а она из полукруглых
четвёртая ёлочка имеет украшение наверху, а остальные - нет

а потом просим детей придумать свои четвёрки.
нарисовать три элемента одинаковых по форме, а четвёртый другой - легко,
но вот как сделать каждый лишним ровно по одному признаку?

кто-то легко придумывает одну серию за другой

разные по форме, по цвету, по размеру
Но для многих в 1-2 классе эта задача достаточно сложна...

Потом играем в СЕТ - сперва с тремя признаками, потом и со всеми четырьмя.
Сложно, но весело и увлекательно.
А какие вы любите задачи и игры про логику, признаки и свойства для 1-2 класса