jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Пишем, пишем - сочиняем

Когда ребёнок полутора-двух лет говорит: "Мама, мати, тйяктой! Каватой!" Мама смотрит туда, куда он показывает, и подтверждает: "Да, малыш, смотрю, там трактор-экскаватор!"
Малыш доволен - мама его поняла, ура!
Как сказали бы лингвисты, коммуникация состоялась.

Мы не поправляем двухлетку, который говорит не все звуки чисто, но стараемся его понять.
-Мама, пи!
-Пить? Писать? Спит? Я не понимаю, покажи!
Тащит табурет и тянется к коробке пластилина.
-Ааа, лепить?

В нашей школе детей учат писать буквы, слова, фразы,
но очень редко учат писать тексты,
мало учат придумывать своё.
Более того, когда ребёнок пытается написать что-то своё, на него сразу нападают со всех сторон, зачастую высмеивая, ужасаясь и поправляя орфографию, и тогда ребёнок видит, что он всё сделал не так.
В итоге мало кто из детей в начальной школе любит уроки родного языка, ведь там надо заучивать правила, вписывать пропущенные буквы, переписывать чужие тексты, выбранные учителем и автором учебника.
А писать свои тексты о том, что тебе самому нравится, на уроках родного языка учат редко.

Мы тут с нашими шестилетками сочиняли короткие смешные истории.
И сразу просили родителей не критиковать и не поправлять.
Потому что даже школьникам бывает очень сложно сосредоточиться сразу и на своих мыслях, и на грамотности. Я часто получаю бумажные письма от школьников, и вижу, что они порой пропускают буквы или делают глупые ошибки, но переписка ведь не диктант, у меня нет задачи их поправлять, а есть задача понять, что они хотели этим сказать.

Можно придумывать истории, опираясь на кубики типа story cubes или по карточкам tell fairy tale,
а можно взять карточки от игры "читай-хватай", или книжку-разрезалку.
А можно сделать разные "домашние заготовки", и тогда ребёнок будет дописывать по 2-3 слова, и получится уже целая история.

P3283687
В одном саду был БЫК
на нём росли ЦВЫТЫ
ещё там бегали ЖУКЫ и БОЖЕ КОРОВЫ
они собирали ЦВТЫ

Правда же, вам понятно, что хотел сказать автор?


истории по карточкам "читай-хватай"

P3273633
Надя

P3273634
Аня

P3273635
они ещё успеют выучить про ЖИ-ШИ, а вот так придумывать - это редко кто может!

P3273641
дети увлеклись и просили ещё и ещё таких листочков для сочинения историй

P3273642

P3273643
В процессе обнаружили, что некоторые дети, которые якобы не умеют читать,
отлично читают и дописывают всё осмысленно,
а некоторые бодро и быстро произносят все написанные слова,
но вообще не понимают смысла прочитанного.

P3283686
сочинять свои истории, кстати, многим взрослым бывает сложно, даже если есть шаблон.
Я лет в 5-6 сочиняла свои книжки с историями,
сама к ним картинки рисовала,
и очень это занятие любила.
И моя дочь Галя тоже свои книжки обожала сочинять, от меня требовалось только сшить 3-4 листочка в тетрадку.
А ваши дети придумывают свои книжки?
Tags: видео, дошколка, мышематика, русская школа, русский язык, словесные игры, чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments