jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

РАС - что это, на что похоже, как это бывает?

У меня, очевидно, профессиональная деформация - детей я запоминаю намного лучше, чем взрослых.
И я знаю в лицо и по имени несколько тысяч детей - из самых разных стран.
(А взрослых я зачастую помню как "мама Вари" или "Папа Сони и Максима")
И среди этих детей, которых я знаю, есть немало детей, у которых есть разные особенности.
Про какие-то из этих особенностей можно сказать РАС.

РАС - расстройство аутичного спектра, не такой уж редкий диагноз в последнее время.
Но дело в том, что симптомы РАС могут быть выражены сильнее и слабее,
какие-то признаки есть,
а других нет и в помине,
но основная проблема всех этих диагнозов не в этом.
Часто бывает так, что чем более ярко выражены у ребёнка особенности, тем сложнее его родителям принять эту ситуацию и поверить в это, и тем сложнее им как-то помочь.
Пока родители отрицают, что у их ребёнка есть какие-то аутичные черты или нарушение эмоционального интеллекта, то они не готовы видеть проблему - и не готовы её решать.

Все мы разные, и взрослые, и дети. И когда дети растут, то очень часто у них одна сторона развивается быстрее, другая медленнее.
Скажем, один малыш растёт ловким и координированным, шустро ползает, садится, встаёт, но до двух лет не говорит ни слова. Нормально, потом выровняется.
Другой в свои полтора года сидит на месте и никуда не лезет, зато болтает фразами. Хорошо бы такого малыша всячески тормошить, чтобы развивался не только умственно, но и физически.

А в каких ситуациях стоит задуматься, всё ли в порядке:
ребёнок в 2-3 года (и позже) не реагирует на обращённую к нему речь, в том числе на своё имя,
не понимает и не готов выполнять простые инструкции типа "принеси мячик!" "дай руку"
не интересуется играми и действиями других людей
играет сам, монотонно, скажем, упорядочивает игрушки по размеру, выставляет всё ровными рядами
не повторяет слова, жесты, движения и мимику за другими людьми
не улыбается в ответ на улыбку
не любит играть в "ку-ку" и в ладушки, не любит игр типа "по кочкам"
бегают на цыпочках по кругу
при возбуждении машут согнутыми руками как крылышками
"залипает" на чём-то, скажем, на меняющихся цифрах в электронных часах, или на вертящемся вентиляторе
очень ограниченный набор питания
повышенная чувствительность к громким звукам
повышенная чувствительность к тактильным ощущениям - ярлычки на одежде мешают, носки жмут

вот тут очень внятный текст и картинки http://xn----7sbqgez1bcecc.xn--p1ai/#symptoms

Понятно, что все эти признаки не встречаются одновременно.
Скажем, мой собственный сын всегда был на грани, со многими аутичными чертами,
у него была очень развита речь, он смотрел в глаза и не выстраивал игрушки в ряд,
но при этом он плохо играл с детьми, не выносил хороводы,
не умел контролировать силу своих движений (вместо того, чтобы погладить, мог ударить, или обнять так, что другой малыш падал)
был очень избирателен в еде и в одежде,
имел какие-то повторяющиеся навязчивые движения и фразы,
отказывался одеваться,
плохо считывал эмоции по выражению лица,
так и не смог научиться кататься на двухколёсном велосипеде,
имел проблемы с моторикой и долго не мог научиться писать буквы,
не мог следить глазами по строчке в книге и долго не мог научиться читать,
ненавидел поездки в машине.
Понятно, что какие-то черты с возрастом удаётся сглаживать,
какие-то особенности остаются, читать Гри научился, писать от руки неожиданно начал в 5 или 6 классе,
что-то выглядит сейчас просто занудством, но в целом понимание того, что это такое и с чем его едят очень помогало мне, когда он был маленьким.

У меня в группе довольно давно был мальчик 4.5 лет, который первые два месяца занятий молчал, не произнося при мне ни слова. Всё понимал, часть заданий выполнял, но молча. Часть заданий молча отказывался выполнять. Карточки для настольных игр молча брал, но не сам, а маминой рукой. Я была уверена, что малыш вообще не умеет говорить, пока не услышала случайно, как он в раздевалке говорит сложными длинными фразами с мамой. Сейчас он в третьем классе, научился разговаривать с незнакомыми людьми, обожает математические задачки, и способен словами сказать, если в какую-то игру не хочет играть.

Другой мальчик в моей группе сейчас вполне успешно занимается в группе, ну разве что если очень радуется или огорчается, начинает характерно "махать крылышками", а в 2 года он не смотрел в глаза, выстраивал машинки в ряд, и демонстрировал ещё много признаков из этого списка.

Основная сложность с РАС в том, что изменения происходят медленно, очень постепенно, и иногда кажется, что ты что-то делаешь с таким ребёнком, показываешь, объясняешь, но всё без толку, всё зря.
На самом деле изменения происходят, если мы делаем что-то регулярно, но так хочется быстро увидеть результат! А с детьми, у которых есть некоторые признаки РАС это зачастую не получается.

Но пока родители такого ребёнка не признают, что у него есть особенности, которые стоит учитывать при обучении и общении с ним, то и им самим, и учителям ребёнка будет сложно.
И наоборот, для некоторых родителей бывает облегчением услышать, что это не они - плохие родители, а просто у ребёнка РАС, поэтому некоторые его черты - это не результат их плохого воспитания, а особенность таких детей.
Tags: особые дети, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments