jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

А вдруг он так и будет неправильно писать?

Когда ребёнок начинает ходить, он с трудом удерживает равновесие, качается из стороны в сторону, и часто плюхается на попу. Но когда мы видим его первые шаги, мы радуемся, подбадриваем и хвалим, и у нас не возникает сомнений в том, что рано или поздно он научится бодро ходить, бегать и прыгать.
Когда малыш начинает говорить, он говорит не все звуки чисто, но мы стараемся его понять.

А когда малыш осваивает письменную речь, по сути это похоже на освоение нового языка.
Да, поначалу не все слова получается написать правильно. И не все буквы в нужную сторону нарисованы... Но разве это важно?
Он придумал, что хотел написать, и постарался выразить эту мысль.

В 5-7 лет многие дети зеркалят буквы и слова, пропускают буквы, забывают окончания, но это не страшно. Вот, моя дочь Галя в 5 лет писала свои книжки с картинками - и там было очень много орфографических ошибок,
она иногда писала всю левую страницу правильно,
а всю правую зеркально, справа налево.

Если кто-то из взрослых пытался её поправить или намекнуть, что ЧЛОВЧК пишется не совсем так, или буквы в именах NРА И RША не все написаны правильно, она страшно обижалась, и пару дней ничего не писала. Но поскольку Галка много читала, то она в итоге стала писать очень даже грамотно. (Ну, во всяком случае, получила диплом победителя на "Всероссийской олимпиаде" и на "Высшей пробе" и ещё на нескольких олимпиадах по русскому)

В русском языке не все слова пишутся так, как слышатся. Многие исследования говорят о том, что наиболее удачная стратегия грамотного письма по-русски - визуальная. Надо узнавать слова в лицо, видеть, какое слово написано правильно. Это не отменяет умения прочитать по буквам незнакомое слово (скажем, название вулкана из Исландии), но частые слова мы ухватываем взглядом.

Когда ребёнок учится писать, и мы хотим, чтобы он чаще практиковался, мы можем предложить следующие задания:

-написать рецепт или инструкцию
-дописывать персонажей в историю
-взять книжку-разрезалку и в ней выбрать самую смешную фразу, а потом её записать
-записать смешной анекдот
-списать слова (или припев) любимой песенки
-написать загадку-описание
-выбрать заголовок любимой книжки - и списать его
-записывать историю по кубикам story cubes
-писать ценники для игры в магазин
-сочинять письма и записки
-писать подсказки по поиску клада

Понятно, что во всех этих случаях, и при записывании историй из головы, и при списывании дети будут всё равно пропускать буквы, зеркалить буквы, ошибаться.
И это нормально.

Попробуйте вспомнить, легко ли вам писать свои тексты, статьи, письма на иностранном языке?
Даже если вы отлично помните, в какую сторону пишется каждая из букв, процесс создания текста - не простой.
Вы что-то пишете, стираете, исправляете...
Вот именно поэтому не стоит оценивать аккуратность и грамотность, когда ребёнок пишет свой текст.

Если дети много играют со словами и видят перед глазами часто правильно написанные слова, то неправильный способ не закрепится.

Придумывайте свои книжки,
читайте достаточно короткие истории, чтобы ребёнок практиковался в чтении, но не терял энтузиазм,
перечитывайте знакомые книжки.
PB261747
у нас на игротеке, кстати, будет станция с анаграммами.

PB261750
а ещё можно записывать рифмы к игре "пакля-рвакля"

PB261751
сочинять загадки к карточкам

PB261752
играть в Пробуквы

Как ни странно, многим детям - даже тем, которые ещё не очень бодро читают - нравится придумывать слова, если даны только согласные.
МРТТЧК

КТ = КиТ или КоТ

ТРМ = ТРюМ
КРТ = КоРТ ИЛИ КРоТ

Мы не можем сразу уметь что-то новое идеально,
так что не надо этого требовать от детей.
Tags: русский язык, самодельные книжки, словесные игры, чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments