jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

А вы нам скажете, что нам надо подтянуть? И готов ли он к школе?

Ко мне приводят в группы самых разных детей 5-6 лет, и каждый из них прекрасен и замечателен по-своему. И каждый родитель мечтает поговорить с нами о своём ребёнке в те пять минут, что у нас есть между группами, пока одни дети выходят из зала, а другие ждут в коридоре.
Некоторые родители так хотят подстелить соломки, так хотят заранее помочь ребёнку и дать ему самое лучшее, что готовы возить его на занятия по полтора часа в одну сторону.
-Мы хотим отдать Сашу в хорошую школу на следующий год, он ведь уже отлично читает и считает! А ещё он ходит на Лего и на шахматы. Вы подскажете, что нам подтянуть ещё?
А я смотрю на Сашу и вижу, что он обычный пятилетка, и ему будет очень сложно в школе в 6 с небольшим. У него слабая моторика, и прописи будут для него мучением. Он быстро утомляется, быстро начинает отвлекаться, и это нормально для его возраста. И какими бы ни были прекрасные педагоги, которые учат Сашу, они не смогут дать ему то, что ему не по силам - в силу возраста.

Что мы делаем на занятиях мышематикой?
Мы учим детей учиться, работать в группе и самостоятельно, слышать задание, переключаться с одного на другое. Мы не сидим за партами, мы прыгаем, бегаем и много двигаемся, считаем на пальцах, играем в конструкторы. Но каждый из детей приходит в группу со своим багажом знаний, своими сильными и слабыми сторонами.
Умение читать и считать - не единственный и не главный навык, который нужен ребёнку в школе. Однако родители обращают внимание обычно именно на это.
Если умеет по порядку произнести числа от 1 до 100, значит, умеет считать.
А если бодро читает, то, значит, готов в школу.
Так ли это?

Увы, иногда так, а иногда - совершенно не так.

Подготовка к школе бывает очень разная, некоторые занятия подготовкой к школе очень осмысленные, а некоторые - не очень.

На некоторых курсах подготовки к школе за парты сажают малышей 4-5 лет.
И дают им листочки с письменными заданиями - чтобы было, что показать родителям на выходе.
Мол, пусть привыкают и приучаются.
Но проблема в том, что многие дети от необходимости сидеть неподвижно за партами очень портятся и отвлекаются.
Они привыкают на таких занятиях только к тому, что школа, подготовка к ней и учёба - это скучно...

В школе ученик сталкивается с кучей разных учебных задач.
Ему нужно внимательно слушать, что говорит учитель (и не отвлекаться ни на ворону за окном, ни на то, что у соседа укатился карандаш под парту).
Ему нужно быть внимательным, и достать из пенала именно карандаш, а из портфеля - прописи, а не учебник Окружающего мира.
Нужно запоминать длинные инструкции типа: "Открой учебник математики на странице 23 и сделай упражнение номер 5"
Ему нужно иметь хороший глазомер, чтобы рисовать буквы, цифры, узоры по клеточкам.
Нужно хорошо ориентироваться в пространстве, и понимать, что такое правый верхний угол листочка, и где вторая строчка сверху.
А ещё нужно уметь сложить свои вещи в портфель, переодеться на физкультуру и на прогулку, запомнить, что нужно принести на следующий урок и тд.
Нужно уметь попросить о помощи, если ты чего-то не понимаешь.

А кроме того надо уметь налаживать отношения с ребятами в классе,
не дразнить и не подсказывать,
договариваться в игре,
ждать своей очереди,
решать конфликтные ситуации - и желательно без помощи кулаков.

Многие дети, которые психологически не готовы к школе, не справляются именно с бытовой частью учёбы: не могут переодеться за разумное время, теряют свои вещи, не могут ждать своей очереди, привыкли быть всегда в центре внимания, перебивают других детей и учителя...

Как устроены наши занятия МЫШЕМАТИКОЙ?
Мы много работаем с самыми разными счётными материалами: считаем на пальцах, на счётных палочках, на нумиконе, на счётных бусах и на разных счётных кубиках.
Даже если вы уверены, что ваши дети отлично считают по порядку и знают наизусть состав числа, им всё равно полезно все знания пропускать через тело. И им надо считать самые разные предметы: магниты, счётные кубики, машинки, каштаны...
Считать на пальцах полезно даже школьникам!

Мы играем на каждом занятии в какие-нибудь геометрические игры: строим из счётных палочек, из мозаики, из кубиков. Начинаем мы с заданий типа "сделай по образцу", потом делаем задания по схеме, а потом - каждый сам придумывает что-то своё, и сам это зарисовывает.

Умение понимать схемы нужно в школе постоянно: надо понимать схему слова, схему предложения, схему в учебнике математики...
Для развития пространственного мышления куда полезнее игры с самыми разными геометрическими материалами, а не только задания типа "продолжи узор по клеточкам"!

Кроме того мы обязательно используем самые разные подвижные игры и кинезиологические разминки, считаем свои шаги и прыжки, хлопаем и топаем, ползаем и учимся чередовать быстрые движения и медленные. Одним детям сложно бывает громко топать, а другим - трудно угомониться после беготни. Но всем дошкольникам точно нужны занятия, во время которых они могут не только сидеть за столом, но и лежать, и менять позу, как им удобно.

А ещё мы играем в самые разные настольные игры - и учим детей всё тем же навыкам - ждать своей очереди, запоминать правила, быть внимательными и тд.

Вот, как это выглядит:
P9188648
Сложи по образцу картинку из мозаики

P9188673
Сложи своего человечка из счётных палочек по образцу

P9188674
А теперь - нарисуй человечка на листе бумаги, который держит руки и ноги так, как твой человечек из палочек!

P9188675
А теперь сам встань именно так, как наш человечек из палочек

P9188678
теперь сложи человечка, который встал вот так - и нарисуй его!

P9188683
нарисуй такого человечка большого, а рядом такого же, но маленького,
маму - и рядом малыша!

P9188753
некоторые успевают и всех наших палочных человечков изобразить, и себя, и кошку )

P9188703
С шестилетками не только складываем фигурки из мозаики

P9188707
но и зарисовываем их по бумаге в треугольную клеточку
(Кажется, кто-то просил шаблон такой бумаги, да?)

P9188712
Ох, как сложно договориться и вдвоём показать ровно 12 пальцев!

P9138447
Устали - надо поползать и размяться!

P9138446
Кто пролезет в норку?

Вот так примерно выглядят обычно наши занятия мышематикой.
Мне кажется, что я столько раз уже писала про наши занятия, что всем уже надоело.
Кому интересно и хочется ещё картинок с уроков, напишите об этом словами, ладно?

А как выглядит подготовка к школе, на которую ходили ваши дети?
Чему дети научились на этой подготовке?
Какие задания и занятия были там действительно полезными?
Tags: геометрические игры, дошколка, математика, мышематика, счетные палочки, фото, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments