Сформулировали им задачу:
запомнить картинку из 5 счётных палочек, спрятанную за "ёлочкой" из кубиков,
нарисовать картинку, соблюдая масштаб,
потом запомнить следующую картинку - тоже её нарисовать,
каждая палочка = 2 клеточки.
Мы говорим, что это звери спрятались за ёлочками, надо их запомнить, как будто в уме сфотографировать - и по памяти сложить, потом нарисовать.

Так нарисовать все картинки из зелёных палочек, показать нам,
потом рисовать более сложные картинки - красные.
После этого мы всем за красивую работу давали монетки-счётные кубики.
Хорошо выполнил работу - получаешь 3 монетки. Плохо сделал, поторопился, схалтурил - только одну или вообще идёшь переделывать.
А в конце урока можно накопить монетки и пойти понарошку в магазин, там купить самолётик, автобус или машинку...
картинки из зелёных палочек - проще,
из красных и фиолетовых - сложнее и дороже

Поэтому мы начинаем с запоминания зелёных палочек

Пятилетки торопятся,
нарисованные картинки с "зверями" наползают друг на друга,
часть палочек по 2 клетки, часть - по одной,
идея масштаба теряется по пути...
Видно, как они быстро устают, начинают отвлекаться, за каждой картинкой ходят по 3 раза, пытаясь удержать её в голове.
(Можете, кстати, сами попробовать - донести мысль о том, какая была картинка из комнаты в кухню - не так-то просто даже взрослым!)
Многие пятилетки "зависают" - нарисует одну картинку и сидит, не помнит, что делать дальше...
Шестилетки работают вдумчиво и методично,
каждый работает сам, в своём темпе.
Нарисовал все 10 картинок зелёных - идёт хвастаться: "Женя, смотри, я всех зелёных зверей поймал!"
"Молодец, теперь иди ищи красных зверей! А потом - фиолетовых!"
В конце урока каждый накупил понарошку машинок, грузовиков, самолётиков.
-А теперь, - говорим мы нашим прекрасным шестилеткам, - слушайте внимательно. Вы можете поиграть ещё с вашими машинками,
можете построить дома и дороги из всех палочек,
но в конце уберите все палочки вот в эту коробочку, а все машинки в эту банку. Вот на лавочке - домашнее задание. Всё понятно?" - и мы ушли из зала, а они там строили взлётные полосы, рельсы, дороги.
-Погодите, у них там самый разгар игры! - говорим мы изумлённым родителям, - они там заработали себе машинки и теперь в них играют.
-Н-да, ясно. Ну, пусть играют, мы тогда чаю попьём. Но боюсь, заиграются, домашнее задание вряд ли вспомнят забрать.
-Посмотрим...
И что вы думаете?
Эти волшебные дети поиграли ещё 10 минут, сложили все палочки, убрали по местам все машинки, взяли по листочку с заданием - и пошли к родителям сами!
И это кажется мне куда более важным, чем умение писать и считать: они услышали длинную сложную инструкцию даже в разгар игры, и вспомнили про все эти мелочи - что куда убрать, домашку не забыть...