Но программа начальной школы у нас построена так, что многим детям бывает трудно в первом классе.
Взрослые пожимают плечами: да что там сложного-то может быть, они же там весь первый класс ничего не делают!
Но на деле это не так: первый класс является весьма серьёзной нагрузкой для многих детей, и дети часто очень устают от первых месяцев в школе.
Психологи и логопеды часто видят детей, которых отдали в школу слишком рано, но чёткой статистики на эту тему я не видела.
Дети разные, и поэтому проблемы в школе у всех тоже разные.
Как определить, готов ли ребёнок к школе?
Помогает ли посещение разных кружков, подготовки к школе?
Кому-то помогает, а кому-то - не очень.
Когда психолог смотрит ребёнка и хочет определить готовность к школе,
он смотрит сразу на самые разные вещи.
Физиологические параметры:
обычно между 6 и 7 годами дети вытягиваются - становятся выше, меняются пропорции. Ребёнок может дотянуться рукой через голову до уха (скажем, правой рукой до левого уха), начинают меняться зубы. И параллельно с этим обычно растёт физическая выносливость.
Детям в наших школах приходится много времени проводить почти в одной позе, сидя за столом. Кто-то из детей это может запросто, а кому-то сложно.
Общая ловкость и координация важны не меньше, чем умение читать и считать.
Умеет ли ваш ребёнок прыгать на одной ноге?
Может ли подбросить и поймать мячик?
Завязать бантик?
Умеет вырезать ножницами?
Все эти навыки не нужны в школе напрямую, но свидетельствуют об общем уровне развития моторики и координации.
Учебные навыки.
Теоретически в школе должны научить всех читать, писать, считать.
Реально же многие дети, которые до школы не умеют держать карандаш и не могут написать своё имя, не способны продолжить узор по клеточкам, в районной школе с большой вероятностью будут испытывать большие сложности.
В идеале хорошо бы до школы научить ребёнка
-понимать схемы, скажем, строить по схеме башню из конструктора
-рисовать свои схемы, соблюдая масштаб
-подписывать свои рисунки
-понимать правила разных подвижных игр, скажем, честно закрывать глаза и не подглядывать в прятках, или не выбегать за границы поля в "вышибалах"
-пересчитывать предметы, подсчитывать выигранные карточки в игре и тп
Навыки самоорганизации.
Это очень важный момент, который не бросается в глаза родителям - они ведь не видят обычно, как ребёнок себя ведёт на занятиях.
Умеет ли ребёнок ждать своей очереди в игре?
Может не перебивать и не выкрикивать?
Хорошо умеет работать, когда вокруг много отвлекающих факторов?
Удерживает сам внимание на поставленной задаче - или ему надо постоянно напоминать, что делать дальше?
Может сам попросить о помощи, если что-то не получается?
Умеет находить нужную страницу в книге?
Может сам выполнить какое-то посильное, но скучное задание, без напоминаний?
Умеет исправить свою ошибку?
Навыки самообслуживания.
Умеет ли ребёнок сам одеваться и раздеваться?
Может ли быстро переодеться на физкультуру?
Умеет сам вытереть попу в туалете?
Может хорошо помыть руки?
Умеет есть в незнакомом месте?
Не стесняется попроситься в туалет, когда ему нужно?
Может найти свои вещи в раздевалке, свой карандаш в пенале.
Понятно, что все дети разные,
один отлично читает и считает, а ещё занимается музыкой и шахматами, но не умеет ловить мячик и не отличает дуб от клёна.
А другой ловко скачет по оврагам, умеет рыть в снегу пещеры и лепить снеговиков, но пока не знает букв.
Подготовка к школе им нужна разная.
Но может так оказаться, что ловкий и координированный ребёнок быстро освоит счёт и письмо, а вот ребёнок, не умеющий соблюдать правила игры, в школе будет не очень успешен.
А у ваших детей какие сложности возникали в первом классе?
Какие уроки у них были самые любимые?
А самые нелюбимые?