jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Математика для школьников. Конспект семинара.

Мой любимый тезис - Математика - это не только арифметика, но ещё и логика, и геометрия, и умение рассуждать, и умение придумывать свои задачи. А в школе, увы, чаще всего занимаются именно арифметикой, причём делают это довольно скучно.
Мы поговорили о том, что до школы многие родители сами стараются заниматься с детьми, а в школе часто всё сводится к обсуждению, сделано ли домашнее задание, и к тому, как успеть с одного кружка на другой.
Дети устают от однообразия и тоски школьных заданий, привыкают, что в школьных задачах всегда ровно один правильный ответ, и один вариант записи решения.
Пресловутые "3000 примеров" не помогают. Если ребёнок и без них хорошо считает, то они ему не нужны. А если он считает плохо, то он рискует выучить неправильный ответ, и тоже не научится. Вместо автоматизации навыка "3000 примеров" вызывают рвотный рефлекс у детей. А оно нам надо?
Мы поговорили о том, что можно играть между делом, на ходу - в разные словесные игры, типа "запретная буква", в "чёрный ящик", "угадай этаж", "числа-соседи"...
А ещё есть всякие игры на листе бумаги, в которые мы играли в детстве - "наборщик" (из букв длинного слова пишем много коротких слов), "быки-коровы", крестики-нолики, виселица.
Некоторые дети, пропустившие какой-то кусок информации по тем или иным причинам, в школе приходят к выводу, что математика - искусство телепатии. Надо внимательно посмотреть в лицо учителю - и по его выражению лица понять, "это задача на складывание или на отнимание" или попробовать угадать ответ.
Если вы видите, что ваш ребёнок попал в такую ситуацию, то не ругайте его, а вернитесь на несколько шагов назад...
В итоге взяли и поиграли с участниками семинара в ЧЁРНЫЙ ЯЩИК.

Чёрный ящик задумывает правило, как он будет преобразовывать числа.
Слева - те числа, которые выдавали участники, справа - то, что выдал чёрный ящик.
7 - 15
20 - 11
11 - 23
42 - 22
22 - 13
Кто разгадал правила, тот просит проверку.
И дальше, если человек разгадал правило, то он отвечает, остальные продолжают отгадывать.

P3027624
Поговорили о том, что трудно отделить математику от развития речи. Умение сформулировать задачу бывает тоже важно.
Мы выдали каждому комплект из 7 деталей рыжих кубиков, попросили одного строить башню и словами описывать эту башенку второму.
P3027626
А второй должен построить такую же башенку из кубиков по описанию.

P3027631
Потом мы выдали взрослым изометрическую бумагу
(ее можно скачать у нас на сайте)
И попросили построить башенку и нарисовать 3Д по клеточкам.

P3027629
Прямо скажем, не всем было легко.

P3027633
иногда кубики бывает рисовать сложнее, чем плашки и арки

P3027634
Меня часто спрашивают, на какой возраст это задание.

P3027639
На мой вкус, это универсально, от 8 лет и до взрослых...

P3037698
Каждому дали бумагу в крупную клетку и 5 кубиков - и предложили найти как можно больше разных фигур пентамино, и нарисовать их.
Взрослые радуются, обнаружив новое решение, которого ещё не было, не меньше, чем дети!
Ещё рисовали блок-схемы - и строили из рыжих кубиков башенки.

P3027640
А потом мы играли в геодоски, собирали любые симметричные узоры и обсуждали, какие ещё задачи можно решать при помощи геодосок.

P3027644
Самое сложное потом - отнять у взрослых геодоски ))

P3027645
А я ещё вот какую штуку придумал!

Ещё мы обсуждали самые разные арифметические игры с игральным кубиком.
Играли в сумму на двух кубиках,
в умножение на двух кубиках,
в числовой твистер - большой и в пальчиковый тоже.

Я рассказывала про разные игры с таблицей Пифагора
и про арифметические пирамиды,
про игру в тир, в кафе, в работу и магазин...
Можно ведь тренировать арифметику и в игре, без скучных примеров.

P3027653
В самом конце предложили теорему о том, что можно вырезать любую картинку одним разрезом.
Взрослые очень гордились собой, когда смогли найти решение!

P3027654
Сделали на сгибе фрактал-лесенку

P3027655
Вот такие штуки мы вырезали

P3027656
А ещё показывали настольные игры:
делиссимо
Кушать сложено
тройная чепуха
кругозорник
Эльфийский замок
В общем, получилось весьма насыщенно.
Понятно, что мы можем про интересные задачи для школьников рассказывать долго, так что самое сложное было - остановиться.
Tags: геодоски, геометрические игры, математика, мышематика, семинар, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вопрос в формулировке

    Меня давно уже тревожит вот какая штука: как вы думаете, можете ли вы представить себе ситуацию, в которой кто-то из ваших знакомых, реальных или…

  • Олимпиада по лингвистике

    Когда-то давным-давно нас с братом несколько раз приглашал в гости Алик Журинский - он вёл тогда домашний кружок по лингвистике, мы собирались и…

  • Очень нынче ранняя весна

    В этом году у нас во дворе уже отцвели крокусы и тюльпаны, зато цветут нарциссы, маргаритки и примулы. Ну и одуванчики, и живучка ползучая.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments