В этот раз группа была прекрасная, очень работоспособная, и мы много всего успели за 7 часов работы.
Всё, что мы готовы рассказать о преподавании математики дошкольникам, невозможно уместить в один день, но на этот раз, как нам кажется, нам удалось сделать семинар достаточно разнообразным и насыщенным.
С теми, кто пришёл заранее, мы успели построить из горохового конструктора и обсудили тип открытых задач. Это задачи из серии "сделай как хочешь в заданных рамках". Построй из мозаики любой треугольник. Сделай из гороха и зубочисток любую объёмную фигуру. Придумай картинку из 5 счётных палочек - и нарисуй её, соблюдая масштаб.
Гороховый конструктор хорош именно в большой компании.
Люди пробуют сделать домик, кубик, потом пробуют какие-то новые идеи - и начинают строить как пойдёт, без исходного плана, а в итоге получаются очень необычные поделки.
Многие пробовали вместо гороха брать шарики пластилина или комочки клеевой массы, но обнаружили, что втыкать зубочистки в горох намного приятнее.
Кто-то строит башню, кто-то - рыбку...
Мы поговорили о том, что математика - это не только арифметика, но и логика, и геометрия, и умение рассуждать. Поговорили про задачи, в которых есть несколько правильных ответов, и про задачи, в которых не хватает данных.
Обсудили ещё раз, что математика - это не прописи с цифрами и не заученные наизусть тексты типа "пять плюс два равно семь" не всегда помогают детям решить аналогичную задачу, и не помогают увидеть, что это та же задача, если им попалось "4 + 1 + 2".
Поиграли в игру с магнитами "раз-два-три, смотри" и обсудили, какие арифметические задачи можно решать таким образом.
А заодно обсудили, что умение произносить все числа по порядку - скорее скороговорка, а не понимание, и зачастую детям, умеющим произносить по порядку все числа до 100 бывает сложно считать свои шаги и даже пересчитывать предметы, если они начинают счёт не с единицы...
Я попросила каждого участника семинара написать левой рукой "Третье марта. Классная работа" А потом - имя и отчество любимого школьного учителя. Попутно мы предложили подумать о том, какие качества этого учителя были так важны, и что из его копилки я тоже могу взять на вооружение.
Во многих учебниках математики в первом классе дети по сути несколько уроков занимаются каллиграфией, пишут прописи с цифрами. А ведь куда важнее было бы оставить время на математическое содержание уроков!
В 6-7 лет практически все дети знают цифры до 5 как минимум, и уверенно считают в пределах пяти. Именно поэтому, даже если у вас есть программа и сколько-то часов, отведённых на изучение цифр и чисел от 1 до 9, имеет смысл потратить 1 урок на все числа от 1 до 5, потом по паре уроков - на 6-7, потом ещё по паре уроков на 8 и 9.
Наверняка вы сами помните, какие примеры чаще всего вызывают сложности у детей: примеры с числами 6, 7, 8 и 9. Вот и уделите этим числам и играм с ними больше времени, не стоит тратить время урока на 3 + 1, 4 + 1 и тп!
Мы говорили о том, что математика - это не только арифметика, но и логика.
ЛОГИКА:
умение выделять признаки, сортировать, понимать схемы и таблицы
умение понимать и рисовать блок-схемы строительства
умение ориентироваться в дереве "право - лево"
птичка в клетке: под домиком птички нарисованы стрелочки - как она перемещалась, и надо отметить крестиком ту клеточку, где птичка закончила движение.
умение пользоваться таблицами и извлекать из них информацию
Задания про братьев и сестёр
Задания типа "я больше тебя" - стрелочка идёт от домика с большим числом к домику с маленьким числом.
У некоторых задач бывает несколько правильных ответов. Например, в пустой кружочек-домик можно вписать любое число, больше 5, но меньше 13.
А ещё логика - это самые разные логические настольные игры.
Мы рассказывали, как можно играть в "Скоростные колпачки" с малышами 3-4 лет. По образцу им строить пока сложно. А вот если дать каждому крупную схему, то они могут отлично строить наложением - синий стаканчик на синюю птичку, красный стаканчик - на красную и тп.
А после этого предложили участникам семинара разбиться на пары - и объяснить друг другу, как построить такую же башенку из цветных стаканчиков.
А можно играть в "мышкины домики" (у нас она почему-то называется "где колобок", прятать под одну из карточек картонную фигурку мышконка или колобка и отгадывать, где он, задавая вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет".
-Мышка пошла в красный домик?
-Она пошла в дом с синей крышей?
-Она пошла в гости к зайчику?
А ещё можно играть в барабашку,
(а с малышами 4-5 лет - в "детство Барабашки")
в СЕТ,
в коварного лиса,
в чудо-пони,
в котосовы и фруктаж...
Мы специально для семинаров сделали крупные карточки-объяснялки для игр СЕТ, котосовы и фруктаж, очень удобно.
А потом мы выдали каждому по 5 стыкующихся кубиков - и попросили нарисовать как можно больше фигурок из 5 клеток.
Взрослым важно самим почувствовать, какой это кайф - самому найти ещё одно решение!
Следующий большой блок игр и материалов, которые мы обсуждали - АРИФМЕТИКА.
Какие игры и задания можно предложить, если мы с одной стороны, хотим отрабатывать навыки счёта, с другой стороны хотим уйти от столбиков с примерами.
Мы активно используем разные счётные материалы:
счётные палочки,
счётные бусы,
счётные кубики,
нумикон (конструктор "Алиса")
игральные кубики и наклейки-ценники
тарелки с числами от 1 до 15
кубики base ten
карточки с точками
карточки от игры "турбосчёт"
твистер с числами
Мы обсуждали разные игровые задания:
числовой твистер
раз-два-три-смотри
игра в кафе
игра в работу и магазин
разминка "кар-гав-мяу-ква"
монстры
точки по магазинам...
После этого мы показывали подвижные игры для группы: летел лебедь по синему небу, волна по коленкам, точки на спине и тп
Взрослые попробовали считать один нечётные громко, чётные - тихо, и обнаружили, что это совсем не так просто.
А уж считать 1, 2 громко, а все, которые делятся на 3 - тихо - это вообще требует большой сосредоточенности!
Последний большой блок - ГЕОМЕТРИЯ.
Мы старались дать участникам семинара пощупать разные геометрические задачи и попробовать их уровень сложности на себе.
Со стороны иногда может показаться, что картинки на геодосках или узор из 5 счётных палочек - это легкотня.
А мы взяли и предложили нашим ученикам рисовать 3D картинки на бумаге в треугольную клетку.
Кому-то это легко, но совсем не всем.
Даже нарисовать картинку из 4 кубиков СЛОЖИ УЗОР бывает не очень просто.
парами играли в катамино на двоих - кто первый заполнит своими 5 фигурками своё поле
Зато с геодосками все отдыхали, придумывая свои симметричные картинки.
Хотя придумать бабочку, у которой ось симметрии по диагонали, бывает не так легко.
Пока все придумывали свои симметричные картинки, мы приготовили новое задание: сложили в соседней комнате картинки из 5 счётных палочек и картинки из 5 деталей мозаики.
Картинки из зелёных палочек были простые, а из фиолетовых - сложные.
Задача участников семинара была такая:
сходить в соседний класс без тетрадки, карандаша и телефона,
запомнить 2 или 3 фигурки,
вернуться к своей тетрадке - и зарисовать ту фигурку, которую запомнил.
Взрослые скоро обнаружили, что эта игра не настолько простая, и иногда приходится возвращаться с полпути, потому что картинка забылась...
Кто-то запоминал легко,
А кому-то было сложно нарисовать шестиугольники и трапеции на бумаге в треугольную клетку.
В самом конце мы показали всем желающим несколько настольных игр.
лапочки - для самых маленьких
Живые картинки - игра на внимание и умение формулировать.
шкаф с нашими настолками для занятий.
В этот раз не успели показать - как устроены наши уроки и из каких блоков они состоят, мб в следующий раз успеем.
И вырезать фракталы и фигуры одним разрезом тоже не успели...