jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Семинар для преподавателей. Многобукв

Мы уже несколько лет проводим семинары для тех, кто хочет научиться вести семинары для дошкольников по нашей методике. Иногда приходят логопеды, или воспитатели детских садов, или нейропсихологи - чтобы дополнить свои занятия чем-то новеньким.
В этот раз группа была прекрасная, очень работоспособная, и мы много всего успели за 7 часов работы.

Всё, что мы готовы рассказать о преподавании математики дошкольникам, невозможно уместить в один день, но на этот раз, как нам кажется, нам удалось сделать семинар достаточно разнообразным и насыщенным.
С теми, кто пришёл заранее, мы успели построить из горохового конструктора и обсудили тип открытых задач. Это задачи из серии "сделай как хочешь в заданных рамках". Построй из мозаики любой треугольник. Сделай из гороха и зубочисток любую объёмную фигуру. Придумай картинку из 5 счётных палочек - и нарисуй её, соблюдая масштаб.

P3037680
Гороховый конструктор хорош именно в большой компании.
Люди пробуют сделать домик, кубик, потом пробуют какие-то новые идеи - и начинают строить как пойдёт, без исходного плана, а в итоге получаются очень необычные поделки.
Многие пробовали вместо гороха брать шарики пластилина или комочки клеевой массы, но обнаружили, что втыкать зубочистки в горох намного приятнее.

P3037684
Кто-то строит башню, кто-то - рыбку...

Мы поговорили о том, что математика - это не только арифметика, но и логика, и геометрия, и умение рассуждать. Поговорили про задачи, в которых есть несколько правильных ответов, и про задачи, в которых не хватает данных.
Обсудили ещё раз, что математика - это не прописи с цифрами и не заученные наизусть тексты типа "пять плюс два равно семь" не всегда помогают детям решить аналогичную задачу, и не помогают увидеть, что это та же задача, если им попалось "4 + 1 + 2".
Поиграли в игру с магнитами "раз-два-три, смотри" и обсудили, какие арифметические задачи можно решать таким образом.

А заодно обсудили, что умение произносить все числа по порядку - скорее скороговорка, а не понимание, и зачастую детям, умеющим произносить по порядку все числа до 100 бывает сложно считать свои шаги и даже пересчитывать предметы, если они начинают счёт не с единицы...

P3037686
Я попросила каждого участника семинара написать левой рукой "Третье марта. Классная работа" А потом - имя и отчество любимого школьного учителя. Попутно мы предложили подумать о том, какие качества этого учителя были так важны, и что из его копилки я тоже могу взять на вооружение.

Во многих учебниках математики в первом классе дети по сути несколько уроков занимаются каллиграфией, пишут прописи с цифрами. А ведь куда важнее было бы оставить время на математическое содержание уроков!
В 6-7 лет практически все дети знают цифры до 5 как минимум, и уверенно считают в пределах пяти. Именно поэтому, даже если у вас есть программа и сколько-то часов, отведённых на изучение цифр и чисел от 1 до 9, имеет смысл потратить 1 урок на все числа от 1 до 5, потом по паре уроков - на 6-7, потом ещё по паре уроков на 8 и 9.
Наверняка вы сами помните, какие примеры чаще всего вызывают сложности у детей: примеры с числами 6, 7, 8 и 9. Вот и уделите этим числам и играм с ними больше времени, не стоит тратить время урока на 3 + 1, 4 + 1 и тп!

Мы говорили о том, что математика - это не только арифметика, но и логика.
ЛОГИКА:
умение выделять признаки, сортировать, понимать схемы и таблицы
умение понимать и рисовать блок-схемы строительства
умение ориентироваться в дереве "право - лево"
P3037691
птичка в клетке: под домиком птички нарисованы стрелочки - как она перемещалась, и надо отметить крестиком ту клеточку, где птичка закончила движение.

умение пользоваться таблицами и извлекать из них информацию
Задания про братьев и сестёр
P3037688
Задания типа "я больше тебя" - стрелочка идёт от домика с большим числом к домику с маленьким числом.
У некоторых задач бывает несколько правильных ответов. Например, в пустой кружочек-домик можно вписать любое число, больше 5, но меньше 13.

А ещё логика - это самые разные логические настольные игры.

Мы рассказывали, как можно играть в "Скоростные колпачки" с малышами 3-4 лет. По образцу им строить пока сложно. А вот если дать каждому крупную схему, то они могут отлично строить наложением - синий стаканчик на синюю птичку, красный стаканчик - на красную и тп.

P3037702
А после этого предложили участникам семинара разбиться на пары - и объяснить друг другу, как построить такую же башенку из цветных стаканчиков.

P3037692
А можно играть в "мышкины домики" (у нас она почему-то называется "где колобок", прятать под одну из карточек картонную фигурку мышконка или колобка и отгадывать, где он, задавая вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет".
-Мышка пошла в красный домик?
-Она пошла в дом с синей крышей?
-Она пошла в гости к зайчику?

P3037700
А ещё можно играть в барабашку,
(а с малышами 4-5 лет - в "детство Барабашки")
в СЕТ,
в коварного лиса,
в чудо-пони,
в котосовы и фруктаж...



P3037704
Мы специально для семинаров сделали крупные карточки-объяснялки для игр СЕТ, котосовы и фруктаж, очень удобно.

P3037699
А потом мы выдали каждому по 5 стыкующихся кубиков - и попросили нарисовать как можно больше фигурок из 5 клеток.
P3037698
Взрослым важно самим почувствовать, какой это кайф - самому найти ещё одно решение!

P3037706

Следующий большой блок игр и материалов, которые мы обсуждали - АРИФМЕТИКА.
Какие игры и задания можно предложить, если мы с одной стороны, хотим отрабатывать навыки счёта, с другой стороны хотим уйти от столбиков с примерами.

P3037705
Мы активно используем разные счётные материалы:
счётные палочки,
счётные бусы,
счётные кубики,
нумикон (конструктор "Алиса")
игральные кубики и наклейки-ценники
тарелки с числами от 1 до 15
кубики base ten
карточки с точками
карточки от игры "турбосчёт"

P3037707
твистер с числами

Мы обсуждали разные игровые задания:


числовой твистер


раз-два-три-смотри
игра в кафе

игра в работу и магазин


разминка "кар-гав-мяу-ква"


монстры
точки по магазинам...


После этого мы показывали подвижные игры для группы: летел лебедь по синему небу, волна по коленкам, точки на спине и тп

P3037710
Взрослые попробовали считать один нечётные громко, чётные - тихо, и обнаружили, что это совсем не так просто.
А уж считать 1, 2 громко, а все, которые делятся на 3 - тихо - это вообще требует большой сосредоточенности!

P3037718

Последний большой блок - ГЕОМЕТРИЯ.
Мы старались дать участникам семинара пощупать разные геометрические задачи и попробовать их уровень сложности на себе.
Со стороны иногда может показаться, что картинки на геодосках или узор из 5 счётных палочек - это легкотня.
А мы взяли и предложили нашим ученикам рисовать 3D картинки на бумаге в треугольную клетку.
P3037719
Кому-то это легко, но совсем не всем.

P3037723
Даже нарисовать картинку из 4 кубиков СЛОЖИ УЗОР бывает не очень просто.

P3037724
парами играли в катамино на двоих - кто первый заполнит своими 5 фигурками своё поле

P3037721
Зато с геодосками все отдыхали, придумывая свои симметричные картинки.

P3037728
Хотя придумать бабочку, у которой ось симметрии по диагонали, бывает не так легко.

P3037735

P3037734

P3037738

P3037740

P3037741

P3037742
Пока все придумывали свои симметричные картинки, мы приготовили новое задание: сложили в соседней комнате картинки из 5 счётных палочек и картинки из 5 деталей мозаики.
P3037747
Картинки из зелёных палочек были простые, а из фиолетовых - сложные.

P3037749
Задача участников семинара была такая:

P3037750
сходить в соседний класс без тетрадки, карандаша и телефона,
запомнить 2 или 3 фигурки,
вернуться к своей тетрадке - и зарисовать ту фигурку, которую запомнил.

P3037752
Взрослые скоро обнаружили, что эта игра не настолько простая, и иногда приходится возвращаться с полпути, потому что картинка забылась...

P3037760
Кто-то запоминал легко,

P3037771
А кому-то было сложно нарисовать шестиугольники и трапеции на бумаге в треугольную клетку.

В самом конце мы показали всем желающим несколько настольных игр.
P3037769
лапочки - для самых маленьких

Живые картинки - игра на внимание и умение формулировать.

P3037773
шкаф с нашими настолками для занятий.
В этот раз не успели показать - как устроены наши уроки и из каких блоков они состоят, мб в следующий раз успеем.
И вырезать фракталы и фигуры одним разрезом тоже не успели...
Tags: арифметические игры, видео, логика, математика, мышематика, настольные игры, семинар, фото
Subscribe

Posts from This Journal “математика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “математика” Tag