jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Семинар про социо-игровые приёмы в обучении

В среду мы ездили в школу "Абсолют" под Серпухов,
там было человек 40 преподавателей,
и двое ведущих из Хорошколы, очень зажигательных.
Я про такие методы читала в книге М Ганькиной "Грамматическая аптечка" и в книге В. Букатова, Ершовой "Хрестоматия социо-игровых приёмов", но одно дело - читать, а совсем другое - попробовать это на себе. А П Ершова до сих пор курирует эти проекты в "Хорошколе" и в "Новой школе", и было очень интересно во всё это поиграть на практике.

В какой-то мере мы многие из этих игр используем в наших занятиях мышематикой с дошкольниками, но со школьниками не пробовали. Эта система особенно хорошо работает не с малыми группами, а как раз с целым классом в 25-35 человек.
В обычной школьной системе в нашей стране очень часто урок с учениками начальной школы выглядит так: учитель вещает у доски, все смотрят и внимают.
Потом один отвечает у доски или с места, все ждут, кто-то скучает, кто-то отвлекается. И единственный способ включить в работу всех - дать всем разом листочек с письменным заданием.
Вот тут дети работают, и не так отвлекаются.
Но можно ведь и по-другому построить работу, и сделать так, чтобы ученики взаимодействовали друг с другом.
Можно научить их придумывать задания друг для друга, проверять эти задания друг у друга, и при этом не обижать никого.
А ещё детям на уроках очень не хватает движения обычно.
Как можно с этим справиться:
делим класс на группы по 4-5 детей. Ставим их парты вместе, сажаем каждую группу из 4 человек за один стол.
Дальше внутри команды каждый знает свой номер (ты - работник номер 1, Ваня - номер два, я - номер три, Катя - номер 4).
-Вторые номера, быстро подбегайте ко мне за заданием!
В каждой группе все подбегают, и только им учитель шепотом выдаёт инструкцию: скажем, вот вам листочек с фразой, вы диктуете фразу шёпотом своей группе, а все записывают.
Потом бежит за следующим кусочком текста номер 4, потом номер один и тп...
И каждый не берёт в руки кусок текста, а старается его запомнить...
Задача при этом такая: не написать максимально грамотно, а продиктовать так, чтобы у всей группы был текст записан одинаково, с одинаковыми ошибками и даже исправлениями. То есть "номер два" диктует как он запомнил, но если кто-то может поправить, то это исправление должны у себя написать все члены команды. В этой игре оценивается не точность, а командное взаимодействие.

Или другая игра, уже другими группами, по 6-7 человек.
Подбегает пятый номер, берёт листочек - это кусок текста задачи.
Потом второй номер приносит ещё кусочек текста.
И в итоге все эти кусочки надо расположить в нужном порядке.
Потом оставляем "собранный" текст задачи, и группы меняются, сдвигаясь по кругу.
Следующая группа, получив текст задачи, быстро решает ее и пишет своё решение.
Снова меняемся.
А следующая группа проверяет решение задачи и находит, за что похвалить предыдущие 2 группы.

Мы такую систему используем с шестилетками, когда проводим урок-квест - скажем, про варежки
Но там всё-таки у каждого своя задача, каждый ходит и ищет нужные варежки сам


Пятилетки тоже справляются, и им тоже нравится...

Про домики и мордочки более сложный квест, но тоже нашим детям очень нравится - и это вполне в духе этого подхода.

Но можно эти идеи применять к любому навыку, которому мы хотим научить детей.
Скажем, хотим научить детей сопрягать прилагательные с существительными по родам.
Предлагаем первому номеру подбежать к доске и выбрать там существительное мужского рода, и диктует это слово всей своей группе, скажем, СЛОН, второй номер бежит и ищет существительное женского рода, скажем, КОЗА, - и диктует его всем, третий номер бежит и ищет существительное среднего рода - и тоже диктует: ОКНО. А потом четвёртый номер ищет прилагательное и диктует его,
и первые номера делают словосочетание со словом мужского рода, второй - со словом женского рода и тп,
и у кого-то получается БОЛЬШОЙ СЛОН, а у кого-то БОЛЬШАЯ КОЗА, или БОЛЬШОЕ ОКНО. Потом меняемся ролями или потом одна группа проверяет тетрадки другой группы.
Нам не нужно пытаться сделать так, чтобы все тетради в конце урока были одинаковыми!

При таком подходе многие вещи получаются эффективнее, ученики намного активнее включены в урок, сосредоточены, сконцентрированы.
Начало урока может быть, например, таким:
молча хлопаем, запуская волну, в общем ритме: первый, второй, третий...
Потом - молча хлопаем, но не каждый, а через один, и те, кто хлопают в этот раз - молча встают.
Или ведущий хлопает в ладоши несколько раз. Сколько раз он хлопнул, столько человек должно быть в каждой группе (у нас похожая игра - снежинки кружились)
И когда одна группа готова, они все хором хлопают в ладоши - или все разом поднимают руки.
Присваиваем каждому имя: 1, 2, 3...9, 0, -, +, =
потом учитель диктует пример,
и нужные номера встают и записывают свою цифру или свой знак, и потом сами молча ответ записывают - в том же порядке.
Скажем, надо посчитать 24 + 31 =.
встают 2, 4, +, 3, 1, =, 5, снова 5
Или игра в "морской бой", каждому присваивается имя (если у нас 25 человек, то от А1 до А5, от Б1 до Б5, и далее до Д5)
Учитель просит всех придумать сложные слова, в которых он часто делает ошибки.
Потом он говорит: Б3, и диктует тому, кто встал, своё сложное слово.
Тот должен сперва вызвать - дать время на то, чтобы приготовиться отвечать - следующий номер, скажем, А5, а потом сам по буквам диктует спеллинг сложного слова, которое ему назвал учитель.
Если он назвал правильно, и все согласны, то все кивают, а если нет, то поднимают 2 руки. Кто не согласен, что ты правильно сказал? Вот и подбеги к любому из них, спроси, как правильно. Произнеси ещё раз. Так лучше, все согласны?
Тогда теперь ты диктуешь следующему своё сложное слово...

Если нам надо вместе обсудить какой-то текст, то мы можем этот текст выдать на группы по 5-6 человек, и дать к тексту задания: сколько раз встречается такое-то слово?
А какое самое длинное слово вы нашли в этом тексте? Ответ не кричите, а поднимите всей командой столько пальцев.
А теперь каждый получает 3 листочка и пишет продолжения фраз:
Я считаю...., а вы?
Я не понял, ...
А вы заметили, что ...
Потом все эти бумажки собирают по сортам, и представитель каждой команды приносит своей группе по 2 бумажки каждого типа, и они выбирают самые их заинтересовавшие.
Работа с текстом получается очень и очень насыщенная!
Tags: квест, мышематика, русская школа, русский язык, семинар
Subscribe

Posts from This Journal “квест” Tag

  • Квесты с шифровками и задачками - для поиска подарков

    Любите ли вы такие штуки? Придумываете сами - или берёте готовые? Я очень люблю квесты Юли Луговской julug - проект " Праздник в коробке"…

  • Мышематика и жизнь

    Меня несколько человек спросили, буду ли я с осени по-прежнему вести мышематику в "Солнышково" и в ЦДО. Нет, не буду. Клуб "Солнышково" не имеет…

  • Поиск клада по запискам

    А какие у вас традиции вручения подарков в день рождения? Мы обычно прячем много маленьких подарочков по всей квартире, и потом ищем их по серии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments