Сама сказка - на 5 минут буквально, для маленьких.
Потом спектакли, которые готовят разные семьи.
Кто-то 3-4 дня репетирует сложный спектакль и готовит горы реквизита.
Кто-то мастерит декорации на коленке, за 15 минут до сказки.
Кто-то каждый день показывает продолжение вчерашнего спектакля.
У кого-то весь текст рассказывают взрослые, а у кого-то в спектакле дети сами учат роли (зависит и от возраста участников, и от их храбрости)
В перерывах между спектаклями мы делаем объявления, поздравляем именинников.
Иногда спектакли растягиваются на полчаса, иногда даже дольше.
Высидеть такое время в зрительном зале многим детям непросто, да ещё и не шуметь при этом. Постепенно мы собрали некоторое количество ритуалов, которые помогают детям справиться.
Сказка, кстати, завораживает не только трёхлеток, но и старших детей, даже если сюжет они знают наизусть...
Перед сказкой я рассказываю присказку, и все дети её повторяют вместе со мной.
Перед сказкой народ стекается в беседку, рассаживается, но продолжает болтать.
Присказка всех собирает и утихомиривает...
Рассадить такую толпу зрителей тоже непросто.
Мы сажаем младших, которым 3-6 лет, на коврик впереди,
средних (7-9 лет) - на лавочки позади коврика и по бокам,
самых старших - на столы позади лавок и на бортик беседки...
Взрослые стоят позади - и тоже внимательно смотрят сказку и спектакли.
Если взрослые в заднем ряду начинают болтать (как им кажется - тихо), то рассказывать сказку становится сложно...
Сама сказка может быть всем известной.
Мы с детьми договорились, что если они знают эту сказку, они не кричат, перебивая рассказчика, а показывают пальчик, мол, я эту книжку уже читал.
Спектакли бывают буквально на 3 минуты, но их потом все цитируют, и это классно.
После спектакля иногда кто-то бежит в библиотеку - найти ту книжку, по которой ставили спектакль.
Какие-то книжки так и просятся стать спектаклем - и их ставят регулярно.
Груффало.
Если в домике тесно.
Верхом на помеле.
Хочу к маме
Принцесса была прекрасная...
красная шапочка
под грибом
колобок
теремок
репка
Иван Иваныч Самовар
про трамвай
Перед сказкой или после весёлого спектакля иногда дети так возбуждены, что никак не могут остановиться, хохочут, делятся впечатлениями и не могут утихомириться.
Срывать голос, пытаясь их перекричать - гиблое дело.
Мы делаем так:
-Кто меня слышит, хлопни РАЗ!
В этот момент половина детей включается и успевает хлопнуть в ладоши.
-Кто меня слышит - хлопни ДВА.
Обычно 2 раз вполне достаточно, наступает тишина.
Есть некоторые правила, которые важно помнить, если ты ставишь спектакль.
Если у тебя есть основные актёры, и нужно ещё 2-3 человека, которые должны, скажем, молча махать на пристани платочками, то не стоит, уже выйдя на сцену говорить: "Кто готов помочь нам в спектакле?"
Есть шанс, что в этот момент с мест сорвётся человек 15, старшие в спешке наступят на младших, и все будут рваться на сцену.
В такой ситуации надо спрашивать лично, адресно: "Ты можешь нам немного помочь? Вот тебе платочек, надо вот тут стоять и махать!"
Тогда вы позовёте 2-3 актёров из зала, но остальным не будет обидно.
Если у вас один из актёров 4-5 лет, то велика вероятность, что он на репетиции все слова скажет и будет бодр, а перед толпой зрителей смутится и вообще откажется выйти на сцену. В таком случае хорошо бы иметь резерв. Скажем, взрослого, который подхватит малыша на руки, вынесет на сцену и скажет слова вместо него. Или старший ребёнок, который тоже знает слова.
В ходе спектакля не надо раскидывать и бросать зрителям никакие предметы. Все бросаются ловить разбросанные, к примеру, бумажные монеты, игрушечные конфеты - и уже не могут сесть потом на свои места...
И ещё актёры на сцене не должны ничего жевать по-настоящему.
Можно понарошку есть ягоды, но не надо приносить на спектакль настоящую черешню. Это может вызвать обиды и недоумение у всех остальных.
И уж тем более не надо после конца спектакля пытаться чем-то угостить детей, сидящих в первом ряду.
Если вы принесли на 50 детей миску ягод, в которой 200 ягод навскидку, то вам кажется, что всем хватит. Но если вы выходите и после спектакля говорите на краю сцены: "Подходите и возьмите себе по ягодке", то начинается кромешный ад.
Сидящие впереди вскакивают, толкая соседей.
Сидящие сзади проталкиваются вперёд, работая локтями.
Те, кто был позади, пытаются нырнуть рыбкой через головы медлительных трёхлеток, которые ещё не поняли, что происходит.
Кто-то черпает ягоды горсть за горстью, и отправляет в рот.
Кто-то рыдает, глядя на то, как ягоды исчезают.
Взрослые не успевают среагировать, потому что всё это происходит очень быстро.
Только что были тихие и спокойные дети, которые сидели и смотрели сказку - и вот уже вой, драка, обиды...
А у вас какие правила - по проведению спектаклей?