jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Игра в "ШЛЯПУ"

В моём детстве были разные варианты игры в шарады и в ассоциации, а потом в школе мы часто объясняли пантомимой строчки из песен (почему-то эта игра у нас называется "крокодил").
Потом нам подарили игру "Элиас" или "Скажи иначе", и мы пару лет играли в неё постоянно. Это был хит, мы играли постоянно в лагере в Тарусе и на наших выездах на горных лыжах, и в поход даже таскали.
А потом нас научили играть в "шляпу" - и мы пропали.
С тех пор это самая наша любимая словесная игра.
В разных компаниях в неё играют по-разному.
У нас играют постоянными парами, три тура.

Набираем компанию 6-8-10 человек (больше сложно, долго ждать и плоховато слышно, хотя бывает, что и толпа в 20 человек играет)
Каждый пишет на бумажках слова.
Пишем большими печатными буквами, существительные, на каждой бумажке - одно слово, бумажки не сворачиваем никак.
Скажем, каждый пишет по 4 слова (или по 3, если народу много), и все написанные слова складываем в шляпу.
Разбиваемся на пары (по жеребьёвке или по желанию), и садимся в круг, пары - напротив друг друга.

Первый тур.
Первый человек из первой пары вытаскивает из шляпы одну бумажку, читает её молча, потом словами, без однокоренных слов, объясняет значение этого слова своему партнёру, а остальные слушают, запоминают, но молчат и не подсказывают.
Взрослым мы обычно даём на объяснение 20 секунд, детям - 30 секунд.
Если успел за 20 секунд объяснить первое слово и партнёр назвал его, то эту бумажку откладываем, и он вынимает следующую. Если слова простые, а игроки опытные, то за 20 секунд они иногда успевают объяснить по 3-4 слова и даже больше!
Однокоренные слова называть при объяснении нельзя, то есть слово "водопад" нельзя объяснять ни со словом "вода", ни со словом "падает", но можно сказать "горный ручей течёт, а потом со скалы прыгает, и там получается высокий красивый..."
А слово "мышеловка" можно объяснить как "бесплатный сыр в ..." или "крыс и других грызунов прихлопывает", но нельзя сказать "ловит крыс".
Если начал объяснять, но не хватило времени - убираем бумажку обратно в шляпу. Если ошибся, назвал однокоренное, то тоже убираем бумажку обратно в шляпу.
Если попалось сложное слово, и не знаешь, как его объяснить, то одну бумажку разрешаем отложить, и объяснять следующее.
Все остальные, даже если они уже догадались, всё равно молчат, не подсказывают и не называют слова вслух, даже если они уже поняли объяснение.

Шляпа идёт по кругу до тех пор, пока в ней не закончатся бумажки.
P6291945
(фото с прошлогодней шляпы)

Когда все слова объяснили, подсчитывают, сколько очков у каждой пары.
Потом все те же бумажки снова перемешивают и снова кладут в шляпу.
Надо в первом туре запоминать, какие слова там были!
(В некоторых компаниях строго запрещают в первом туре использовать жесты. Мы не запрещаем)

P7083351

Второй тур.
Слова те же самые, пары те же самые, но теперь можно объяснять одним словом - и сколько угодно жестов.
Скажем, вытаскиваю бумажку, и говорю "бесплатный" и жестами изображаю грызуна, в надежде, что партнёр вспомнит слово "мышеловка".
Но нельзя использовать предлоги, скажем "с горы" - нельзя сказать, или "на ветке".

Третий тур - только жестами, но слова всё те же, нам уже знакомые.
Многим людям удобнее жестами объяснять стоя, а не сидя.

P6291942
И многие бывают при этом очень выразительны!

P6291934
Когда мы играем со взрослыми, то каждый сам пишет свои слова.
Если мы играем с детьми 6-8 лет, то я прошу детей придумывать слова и диктовать их взрослому, а тот их пишет - большими печатными буквами. Жалко тратить время на попытки разобрать слово, написанное мелко или с ошибками.

P6291926
Слова бывают разные.
Сегодня мне, например, дошкольница продиктовала слово "гравий", потом, правда, ей самой было сложно его объяснить...

Мы сегодня играли 4 командами, подростки отдельно,
дети 10-12 лет - отдельно двумя группами,
а с самыми младшими мы играли так:
дети нам продиктовали свои слова, а потом мы тем, кто плохо читает, шептали слово на ушко. А дети придумывали объяснение.
Скажем, взрослому очевидно, что при объяснении надо называть важные признаки, а дети могут сказать "маленький зверёк", объясняя слово "ёж" (Если сказать "он с иголками", то будет проще отгадать, но это для шестилеток сложно)
Второй тур мы им не стали делать, но дети на удивление неплохо изображали жестами утку, жирафа, ёжика, кота, дерево...

А какие у вас любимые словесные игры?
Играют ли у вас в шляпу?
Tags: лагерь, словесные игры, фото, шляпа
Subscribe

Posts from This Journal “шляпа” Tag

  • Как играть в "шляпу"?

    В каждой компании есть свои любимые словесные игры. Одно время мы постоянно играли в "Элиас", со взрослыми и с детьми. Потом та же компания постоянно…

  • Игра в шляпу

    В каждой компании в "шляпу" играют по-разному. Кто-то играет один тур, только словами, строго без жестов. Кто-то два или 4 тура. Наши правила…

  • Как играть в "шляпу"?

    Мы в лагере много играли в разные словесные игры. В лагере под Бостоном у нас все взрослые, кажется, приезжают ради вечерней игры в "шляпу". В этот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments