наш поход в Крым с четырьмя детьми. дописываю

Поход у нас получился замечательный. Прямо скажем, гораздо лучше, чем я ожидала. По опыту прошлого года, когда мы ходили с двумя пятилетними детьми, у меня были основания ожидать, что с девицами 3 и 4 лет мы вообще ходить не сможем. Но, к счастью, опасения были напрасны, дети шли отлично, и даже несли небольшие рюкзачки. С погодой нам тоже очень повезло: было тепло, и не жарко, и только в последние два дня был дождь, но мы к тому времени уже были в Севастополе. Единственное, что было так себе, это обратная дорога: из-за аварии под Мелитополем наш поезд шел из Севастополя в Москву на 11 часов дольше, чем по расписанию - мы ехали аж через Херсон и Одессу, две ночи и два дня по жаре и в духоте - с детьми это очень утомительно.

Нас было 6 взрослых и 4 детей: Антон и Оля с Ирисой, я с Гришкой и Галкой, Юля с Катей, Мишка Рязанский и Саша Прокудин. Витька, который до последней недели планировал идти с нами, остался в Москве работать. потом к нам на 2 дня присоединилась Настя.

Мы выехали из Москвы 30 апреля с утра, на поезде Москва-Севастополь.
Встретились у баобаба на Курской, причем мы с детьми пришли первыми на место встречи (я такого не припомню со своих школьных времен, наверное.)
Мы ехали в одном поезде с Ладой, Варей и Викой, и Гришка даже просился с ними пойти, но они шли другим маршрутом, нам навстречу - от Эски-Кермена через Мангуп к Большому Каньону. Идея эта возникла у Гришки в Симферополе, а выходить надо было в Бахчисарае, и Лада с Викой вежливо отклонили Гришкину просьбу.
Лада рассказывала, что Варька ходит на детскую студию юных мультипликаторов, и рассказывала, какой сюжет Варя сама придумала - я восхитилась!
Я встретила в поезде знакомую из "Драгоценности", Аню, у которой дети Ваня и Сережа, и которые дружат с Цветкой. Мир удивительно тесен!

В поезде Ириса спрашивает:
-Мама, а когда мы приедем?
-Завтра.
-А когда будет завтра?

1 мая мы приехали с утра в Севастополь, сразу погрузились в две машины - микроавтобус Рафик и иномарку - и поехали в Мисхор к нижней станции канатной дороги. Там мы на фуникулере поднялись на Ай-Петри, и попытались запастись питьевой водой, поскольку опасались, что не сможем в первый день дойти до ручья. Мишка раздобыл 2 литра воды, а Антон закупил штук 6 бутылок "БонАква". И эти бутылки мы таскали с собой почти весь поход! Пожалуй, это первый поход, в котором группа бы всю дорогу несла с собой запас покупной питьевой воды! Смешно.

Возле станции канатки огромная площадь занята всевозможными ларьками и едальнями, есть даже музей орудий инквизиции, и лотки с сувенирами. А еще фотографы, у которых есть чучела медведя и оленя, и живой кабанчик, и крохотный живой медвежонок!
Чуть подальше поле, на котором ожидают седоков лошади, пони и верблюды.
А мы пошли прямо, и за шлагбаумом свернули на тропу к пещере Трехглазка. Идти там метров 500, не больше, и от станции канатки туда идет набитая конная тропа. Кстати, на карте 500-метровке эта пещера обозначена, но не подписана, а Трехглазка написано совсем в другом месте.

Пещера плановая, вход туда стоит 3 гривны, если не ошибаюсь, и по одному туда не пускают - только группами с инструктором.
У входа в пещеру сидит лесник и продает сувениры - всякие штучки из можжевельника, и плетеные корзиночки из сосновых иголок - с сухоцветами. Очень красивые корзиночки, я в других местах таких не видела.

Пещера оказалась очень интересная. Вход в нее узкий, в виде колодца, по которому идут крутые металлические ступеньки. Потом пещера расширяется как бутылка, и сам зал довольно широкий, с толстенным ледяным дном, и с тремя колодцами вверх - это и есть три глаза, от которых пещера получила такое название. Посреди зала стоит высокий ледяной холм, по стенам свисают ледяные и каменные сосульки, там есть и причудливые сталагмиты, и даже сталагматы, и куча ледяных колонн, оборок, водопадов. Очень красивая пещера, хотя и небольшая.

После пещеры мы решили, что идти с детьми по шоссе очень скучно, и пошли напрямик, по азимуту, ориентируясь примерно по куполам Обсерватории. Видели первые бутоны горных пионов, и очень обрадовались.
А еще дети нашли ножки от лопнувших грибов-дождевиков гигантского размера, и пытались из этих грибов себе соорудить то уши, то шляпы...

Мы пересекли шоссе, свернули на тропу и решили разделиться. Оля, Юля и тори девицы остались сзади и шли медленно, а мы взяли Гришку и пошли побыстрее. Когда мы дошли до входа в лес, Гришка сказал, что он устал. Это было в 7 вечера, а мы сами меньше, чем за час спустились к ручью. Мы оставили Гришку ждать Олю и Юлю, а заодно показали ему, по какой дороге мы уходим - там была развилка, и нам нужна была самая правая тропа, что неочевидно.
Оля в этом месте видела оленей!

Мы спустились по крутой тропе через буковый лес к ручью, который потом набирает силу и становится речкой Коккозкой. Спустились мы уже в сумерках, и поставили лагерь прямо возле речки. Антон и Мишка убежали встречать девиц, а мы с Сашей поставили палатку и начали варить на газу макароны.
Антон настоял, чтобы мы взяли газ на весь поход, и я сначала была против, но в походе впечатлилась: я до того ни разу не ходила весь поход на газу и не ожидала, что это настолько экономит время на приготовление еды. Правда, газа мы взяли с избытком, и из-за этого был лишний вес, но плюсы хождения на газу стали мне очевидны. Обычно мы варили две маленькие кастрюльки каши, а потом на костре неторопливо грели чай и воду для мытья посуды.

Девицы в первый день к вечеру заныли, что они устали и больше идти не могут, не хотят и вообще, но у Оли были в запасе сушки, которые сильно улучшили настроение и ходовые качества детей.
Вечером в первый день дети играли у ручья, и были совершенно счастливы... Гришка пытался соорудить запруду, остальные просто скакали с берега на берег. Катя промочила ногу с вечера, Галя - с утра. А Ириса вечером сразу же залезла в палатку и оттуда всем командовала:
-А ну спать! А ну спать всем!

2 мая Утром Галя промочила ногу в ручье, после чего сняла с себя куртку, штаны и два свитера, разделась догола и полезла купаться. Вылезла - и побежала будить папу со словами:
-ПАПА! ВСТАВАЙ, ПОКА Я ТЕБЯ НЕ РАЗБУДИЛА!!!

Детям я брала запасную обувь, но ни разу не надевала, а себе впервые не взяла никакой запасной обуви - только треккинговые ботинки. И оказалось, что вполне нормально можно ходить без кроссовок. А вот теплой одежды я брла маловато, и зря - ночи холодные.

мы пошли по тропе вниз вдоль ручья, и несколько раз вместе с тропой перешли с берега на берег. Потом вышли на красивую поляну с цветущими белыми кустами. В этом месте есть много удобных мест для стоянки, и так как правило стоит много групп. Там тропа в очередной раз перешла на правый берег, и полезла на склон, поросший буковым лесом.
Галя на привале что-то долго мастерила из травинок, и утверждала потом, что это - английский таракан.
Обедали мы уже на плановой стоянке Бойко, когда тропа, погуляв по склонам, вывела нас к ручью. Там мы искупались и позагорали, слопали свои сухофрукты, и пошли дальше. Неподалеку от стоянки "Бойко" - первая смотровая площадка над Большим Каньоном, с которой видны отвесные скалы, сосны на склонах, и большая пещера Коровий Грот. Кто-то из наших перепутал, и спросил, где пещера "Коровий Брод".
Оттуда тропа идет по весьма живописному сосновому лесу, в котором встречаются примулы и пионы, подснежники и ландыши, медуница и многие другие цветы.
Мы дошли по тропе до родника и возле него заночевали очень рано, в 16.30, на удобной площадке возле тропы - под тремя толстенными осинами. Спускаться в тот же день к Голубому озеру мы сочли неразумным, потому что там гораздо более людно, лесники и толпы туристов.
Мы решили сварить на ужин суп, и посетовали, что в обед поленились набрать для супа молодую крапиву. Юля сказала, что нет проблем - и сбегала к месту нашего обеда за крапивой. Катька, обнаружив отсутствие мамы, устроила громкий вопль, но утешилась чтением загадок-обманок.

3 мая утром мы спустились к Голубому озеру, спрятали рюкзаки выше тропы под толстым деревом, и налегке пошли в радиалку в Большой Каньон к Ванне Молодости. Тропа отмечена желтыми кружочками на камнях и деревьях. Туристов там безумно много, в том числе и совсем пляжники, которых туда привозят на автобусах с курортов, но даже эти толпы не слишком мешают наслаждаться величием каньона. Отвесные стены, причудливое каменистое ложе реки, ванны и маленькие водопадики, родники и притоки... Дивное место!
У самой Ванны Молодости народу было так много, что купаться там нам вовсе не захотелось, и мы пролезли чуть выше. Нашли удобный пляжик возле достаточно глубокой ванны, искупались по паре раз, потом загорали и ели свои сухофрукты.
Пока дети неторопливо шли вниз, я сбегала наверх почти лдо упора - там ручей стал совсем узким, а берега - совсем крутыми, и я решила вернуться.
Дети в Большом Каньоне устроили шумную забаву - ловили в пруду рыбу Пумбрию! А точнее, в одной из небольших глубоких каменных ванн они нашли толстую лягушку, и ловили несколько раз, потом выпускали - и снова загоняли. Ох, Зоки!

Мы вернулись к рюкзакам часа в 4, изрядно уставшие. Подкрепились шоколадкой, и пошли по широкой тропе к Почтовому Дубу. Когда я ходила в Крым в школе, дуб был еще цел, но теперь от него остался лишь обгорелый ствол. От дуба мы спустились по крутой тропе, перешли по подвесному мостику речку, и поднялись на шоссе.
Возле мостика сидели двое лесников, которые собирали деньги со всех, кто входит в заповедник. Но мы-то выходили, а не входили! На вопрос, куда мы идем - на шоссе, или дальше, Оля уверенно сказала, что на шоссе. А я, тряхнув косичками, сказала, что наш руководитель там, вот мы его догоним, и спросим, куда мы идем. И нас пропустили так, без денег.
От шоссе мы поднялись вверх по пологой серпантинистой дороге мимо ресторана и избушки лесника. Потом дорога переходит речку, а тропа, помеченная красными кружочками, ведет к водопаду Серебряный. Под водопадом есть пещера, Мишка и Юля даже через нее пролезли, и вылезли куда менее грязными и мокрыми, чем мы ожидали.
Дальше мы совершенно зря поднялись по тропе вдоль ручья-притока - и снова вернулись к водопаду, перешли ручей и полезли вверх к Юсуповскому озеру. Это такой рукотворный прудик у слияния ручьев, на нашей 500-метровке вообще не обозначен. Возле пруда есть несколько удобных мест для ночевки, но все они были уже заняты, и мы долго искали место для стоянки. В итоге Мишка нашел группу, которая собиралась уходить вниз - и мы встали на их месте.
У Мишки в рюкзаке помялся кан и откололась ручка у Олиной чашки. Кан Мишка починил, а чашка стала стаканом.

4 мая утром Галя пытается выйти из палатки, почти не расстегнув молнию.
Я пытаюсь ее уговорить, что надо расстегнуть как следует молнию, иначе палатка сломается. Галя игнорирует, и продолжает упрямо лезть в щель.
-Прет куда попало! - комментирует Гриша. Ох! очень воспитанные детки, ничего не скажешь!

Все утро мы ждали Настю, и поэтому тормозили. Мишка, услышав, что каша готова, сказал "Ага!", вылез из палатки ... и убежал наверх отправлять Насте СМС-ку.

Мы ночевали возле журчащего ручья, и всем снились водные сны - Оле про бассейн, а мне - про водный поход и про то, как я клеила гермо-мешки. Как говорил Бада: "Накаркала рыба! Никогда больше не буду во сне на рыбалку ходить!"

В то утро я ухитрилась посолить каркаду! Дело в том, что мы с утра заваривали не чай, а каркаде, наливали его в бутылки, добавляли сахар - и пили на переходах. В этот день Катька вызвалась помочь - налила каркаду и принесла мне бутылку - как я думала - с сахаром, чтоб я посахарила. А я в это время сидела и писала письмо, и не стала внимательно изучать, что за бутылку мне принесли. И пробовать на вкус не стала, а просто насыпала на глазок. Потом Катька, убирая каркаду в свой рюкзак, попробовала, и говорит: "СОЛЕНАЯ!!!" Пришлось все вылить, бутылки мыть, чай снова кипятить...
Мы поднялись по дороге и вышли на смотровую площадку над каньончиком. Там мы получили СМС-ку от Лады, что они заблудились и вышли на Орлиный Залет, так что вряд ли с нами смогут встретиться. Гришка был безутешен - целый переход.
Кстати, об СМС-ках. Мы договаривались с Ладой в поезде, что будем включать мобильники с 19 до 21 по Москве. На самом же деле по вечерам мы стояли в долинах, где мобильники не ловят, и включать их бесполезно. Включать их надо там, где ловится - на высоких местах, на яйлах, то есть днем.

Мы прошли вверх по дороге и дошли почти до ручья. В этом месте вверх уходит сокращающая тропа, и мы решили пойти по ней. Вот тут-то мы и встретили Ладу, Варю и Вику - и Гришка был очень рад. Лада и Вика рассказали нам, что они случайно попали на Орлиный Залет, и что им там очень понравилось. Мы решили, что мы тоже туда сходим.
Маша, с которой мы ходили по Крыму в прошлом году, с нами даже не поздоровалась... А Серега, похоже, рад был нас встретить.

Мы поднялись по короткой тропе к Чайному Домику, пообедали и 2 часа ждали Настю, играли в "контакт", потом дети умчались вниз по тропе - встречать. Ириса тоже стала звать Антона туда.
-Ты хочешь тут поиграть, или пойдешь с детками драться? - спросили Ирису.
-Пап, пойдем туда, с детками драться!!
В 16.30 Настя нас догнала. Мы прошли через поселок мимо вертолетной площадки, и дальше по дороге прямо, никуда не сворачивая. В том месте, где основная тропа свернуа влево на Орлиный Залет, мы прошли по слабой колее вперед и направо, и оказались на отличной полянке. Там мы бросили рюкзаки и пошли смотреть сам Орлиный Залет. Очень впечатляющее место: идешь себе по лесу, по дорог, через полянку и кусты, и вдруг оказываешься на площадке, под которой глубоченный отвесный обрыв, со скалы так и тянет взлететь! И рядом еще зубцы с отвесными скалами! А далеко внизу виднеются домики села Соколиное, озеро, речка, напротив - массив Бойко.
Оля перепутала, и сказала Соколиный Залет, потому что село внизу - Соколиное.
На поляне возле Орлиного Залета стояло несколько групп, а мы стояли примерно в 1.5 км оттуда, совершенно одни, и нам это очень понравилось.
С поляны мы по тропе спустились в пещеру, в которой есть родник-пещерное озеро, из которого все набирают питьевую воду.
Вечером сварили суп с крапивой. Все едят, а Галя выпендривается. Я говорю:
-Гришка, съедай две порции супа, я тебе тогда и сладкого две порции дам.
-А мне?!! - вытянув обиженно мордашку спрашивает Галя.- А если я съем сама свой суп, ты мне сладкое дашь?
-Дам.
-А сколько порций? ОДНУ?!!!

Вчера Антон и Оля, уходя в кустики, видели там змею, потом ходили туда же с фотоаппаратами, но змею не нашли. С тех пор поход в кусты именовался: "Пойдем смотреть змею!"

А ночью мы сначала наблюдали кучу звезд и полную луну, а потом - полное лунное затмение!!! Я ни разу прежде не видела затмений, и очень впечатлилась.

5 мая утро было жаркое, Оля с Тошей сварили пшенную кашу. Все поели, и долго тормозили, загорали, бродили босиком по полянке.
В итоге вышли только в 11, и дети шли довольно бодро. Вчера Оля детям на ходу сказки рассказывала, а сегодня я им вспоминала поэму про трамвай, малиновую кошку и что-то еще.
Вчера я рассказывала детям сказку "Дом и гном". После сказки есть мораль:
"Сказка кончена. Осталось
Лишь один совет вам дать:
Если мама потерялась,
Значит, маму надо ждать.
Слишком долго маму ждать
не придется.
Мама будет вас искать
и сама найдется!"
После сказки Оля спрашивает Ирису:
-А ты что будешь делать, если мама потерялась?
-Орать! - убежденно отвечает Ириса.

Там, где дорога раздваивается и обходит группу деревьев, направо уходит маркированная тропа на Ай-Димитрий. Тропа спускается на цветущую поляну урочища Ховалых, потом идет по буковому лесу вверх-вниз.
Около метеостанции мы пообедали, потом Оля и Юля пошли купить молока, а в это время избалованный жеребец приставал к Антону и чуть не затоптал Галю, которая очень хотела покормить лошадку травкой.
Мы прошли мимо плановой стоянки и налегке сходили посмотреть каньон Узунджа. Воды там в последние три года нет, а лет 8-10 назад там такие были роскошные водопады в мае!
Зато там дивные полянки с горными пионами!!!
Около тропы мы встретили девушку, которую встречали на этом же месте 2 года назад!
Мы перешли сухое русло и по пологой дороге поднялись к табличке про заказник, а оттуда по средней дороге начали спуск.
Мы решили разделиться: Оля, Саша и я убежали вперед - занимать стоянку, а остальные шли позади. И не зря: мы прибежали на Черную речку, нашли свою любимую стоянку - а вскоре рядом с нами встали еще 2 группы, а на той стороне все вообще друг на друге стояли...
Дети спускались долго, потому что тропа там крутая и сыпучая, и даже взрослым идти тяжеловато. Но на небе тучи, и мы очень хотели пройти это место в сухую погоду.
По пути Ириса рассказывала сказку про Улитку с Улятами, и про Улят, и про то, как они выросли, стали взрослыми и состарились, а у Улитки завелись тогда мышки.
А еще Ириса на спуске говорит Антону:
-Я устала!
-Ну, давай посидим!
-А я хочу так сидеть, чтобы идти! Чтобы ехать! - говорит Ириса, выразительно глядя на папины плечи.
Мы искупались в красивых ваннах, а вечером попросили у соседей гитару на час, и попели. А когда соседи гитару забрали, мы пели и без нее.

6 мая Всю ночь и утро шел дождь, и мы решили, что ходить по мокрым горам с детьми мы не хотим. Позвонили водителю, который нас вез туда, чтобы он же нас забрал обратно.
Настя гепоически вылезла под дождь, и набрала воду, а Оля с Тошей сварили кашу, которую Настя всем раздала по палаткам.
Пока поели, дождик кончился, и мы собрались. Решили, что Мишка, Настя и Юля поедут изучать Чернореченский каньон, а мы со всеми четырьмя детьми сразу поедем в Севастополь.
Так и сделали. Меньше, чем за час, спустились к пионерлагерю "Горный", и там дождались машины. С нами подъехала мама с двумя детьми - 6-летним Мишей и 2-летней Аней, которые тоже ходят по горам, а живут на Мангупе.
Мы поехали к водителю домой, оставили там рюкзаки, перекусили и пошли смотреть Аквариум. Потом прокатились на рейсовом катере на Северную сторону, и на прогулочном - по всей бухте, с экскурсией, где рассказывали про все корабли, стоящие в бухте.
Вечером искупали всех детей, потом взрослых.
За ужином Галя очень буянила, и Антон ее нашлепал.
-Мне по попе не помогает! - заявила на это Галя, но орать перестала.

7 мая мы смотрели Херсонес, а нас то и дело поливал дождь. Зашли в музей, посмотрели древние кувшины, монеты, оружие, бисер и камненные плиты с греческими письменами...
Потом все остались купаться, а меня Гришка потащил в музей Военно-Морского Флота, и мы обошли его аж два раза. Ух, как я устала! с рюкзаком по горам куда менее утомительно ходить!

Дети нагулялись и спали весь вечер, а вот взрослые до 2 ночи не спали, и были потом все злые и невыспавшиеся.

Поезд шел из-за аварии в Мелитополе не сутки, 2 ночи и 2 дня, и вспоминать про это не хочется, так все устали...
А в остальном, поход был очень хорош!