Публика на семинарах очень разная, есть работающие педагоги из частных детских садов, школ и центров развития, есть воспитатели из обычный садиков, половина - москвичи, но половина - из самых разных городов, кто-то из Челябинска, кто-то из Пензы, из Набережных Челнов, из Череповца...

По ходу семинара выписываем на доску основные темы
Очень большой разброс участников, кто-то внимательно читает всё, что я пишу в ЖЖ, в ФБ-группе про мышематику и на ю-тубе (и потом они огорчаются, что мало новых идей, про которые я ещё не писала), а кто-то всё это видит впервые, и для них всё новое...

Покажите в паре на пальцах 12 разными способами.

(Почти всегда кто-то в паре показывает первым 10, и другому ничего не остаётся, как показать 2. Тогда я прошу показать 12 другим способом, не используя ни 5, ни 10)

Это простое задание вызывает массу бурных обсуждений
Самые разные геометрические материалы

кубики Никитина "Сложи узор"
Мы обычно даём детям по 4 кубика - этого выше крыши хватает и четырёхлеткам, и шестилеткам.

Мне, кстати, много раз встречались родители, которые покупали малышу полутора лет коробку кубиков Никитина, выдавали все 16 кубиков и схему с заданиями - и удивлялись, что малыш не справляется.
Ведь на коробке написано "от двух до 8 лет"

ловим зверей из 5 счётных палочек

потом обсуждаем, какие картинки было проще запомнить и почему,
и какого уровня картинки даём детям 5-6 лет.

Мы для занятий и для семинара сделали счётные палочки на магнитах - очень удобно оказалось!

и мозаику тоже сделали на магнитах
Дети ловят "зверей" из счётных палочек на занятии

Взрослые запоминают картинки и бегут к своим листочкам в клеточку, причём некоторые перемещаются с листочками поближе к палочкам, чтобы не так далеко было "нести" эту мысль.

красные удаётся запомнить не с первой попытки

Учителям на семинаре мы даём несколько разных заданий на умение чётко формулировать свои мысли.
Например, вот такое задание в парах: один строит из 5 цветных стаканчиков фигурку, и словами объясняет партнёру, как построить такую же.

и более сложное задание:
один запоминает картинку из мозаики и её словами описывает другим участникам, а те с его слов пытаются нарисовать

многим это очень сложно

тем более, что углы не 90, а 60 градусов

собираем фигурку из 4 деревянных плашек и рисуем по треугольным клеточкам изометрию

открытые задачи с мозаикой:
дан список деталей, надо придумать, как из них собрать треугольник

скажем, 2 шестиугольника, 4 трапеции и треугольник

на последнем семинаре сделали мощный блок про арифметику и дали всем поиграть в "нумикон"

собирали разноцветные квадратики

Зарисовывали свои решения

Ленка вот недавно написала пост про то, какая крутая штука - нумикон - или его аналог "Алиса"

логических задач бывает много, не только про барабашку и сет!

Строгая Лена Степанова рассказывает про 4 месяца стажировки для педагогов мышематики

играем в волну

первый семинар

обсуждаем настолки уже после конца семинара

в конце играли в геодоски, я просила сделать домик и зверюшку

это зайчик внутри домика

и бабочка с диагональной осью симметрии


Второй семинар
Мы научились строго укладываться в намеченный график семинара, и не пытаться втиснуть в эти 7 часов всё, что мы знаем и умеем.
Мы даём много практики, но в какой-то момент прямо видно, что у слушателей заканчивается оперативка, и они больше не готовы воспринимать новое...