Один из них - нумикон - в нашей стране мало известен.

Изобретён он в Англии, есть аналоги в США и недавно появился аналог в России (деревянный конструктор "Алиса")
Нумикон - это такие пластиковые штучки с разным числом дырочек.
Дырочки как раз такого размера, что дети могут в них засовывать пальчики и пересчитывать.
Исходно, насколько я знаю, нумикон был разработан для обучения слабовидящих детей и детей с ОВЗ, в том числе для детей с синдромом Дауна. Однако со временем, оценив огромный потенциал нумикона, в Англии его стали применять во всех детских садах и начальных школах.
У родного нумикона есть масса достоинств,
к нему есть прекрасные весы, на которых можно взвешивать эти чудесные пластиночки...
Есть большие книжки с заданиями, и для малышей, и для ребят постарше.
Чем хорош нумикон?
Все пластинки с чётным числом дырочек - всегда прямоугольные, а с нечётным числом - с хвостиком.
И можно не рассказывать детям теорию про то, что сумма двух нечётных чисел чётная, а просто попросить из них собрать прямоугольник. И сразу будет видно!
В России про нумикон знают лишь очень продвинутые дефектологи. Да и то часто заветная коробка с дорогущим нумиконом лежит где-нибудь на полочке - и её редко вынимают.
Мы недавно заказывали несколько коробок с нумиконом из Англии для ребят, которые лежат в больнице имени Рогачёва и там ходят в школу. Нумикон ведь пластиковый, его можно стерилизовать, если нужно.
С младшими, например, мы таскаем нумикон по тарелочкам, с тремя дырочками - к тарелке "3", и мало кто из детей 4-5 лет замечает, что все четвёрки жёлтые, а все пятёрки красные. Они честно пересчитывают дырочки - и приносят детали.

с пятилетками можно строить небоскрёбы.
коричневый коврик - лужайка в центре города.
Пластинка нумикона - задание, такой высоты надо построить небоскрёб.
Если 3 дырочки, строим дом в 3 этажа.
А если 8 дырочек - то 8 этажей.

некоторые дети делают так:
на каждую дырочку кладут по кубику, а потом из всех кубиков выстраивают башню.

Мы попросили каждого взять себе всех деталей по одной.
Кто-то забывает взять 7 или 8...


Шестилеток мы просили из трёх деталей разного цвета собирать прямоугольники и потом записывать их в виде примера

а потом просили из деталей разного цвета, без повторов, собирать разные квадратики


некоторые дети, когда рисуют нумикон, обязательно рисуют дырочки


Одни успевают собрать 3-4 прямоугольника, другие исписывают всю страницу

кто-то рисует вот такие большие прямоугольники

город с небоскрёбами.
Старших мы попросили первые 5 этажей делать одного цвета - и это дополнительное условие многим давалось непросто.


а потом каждого просили собрать палки 5 + 5 кубиков двух цветов - и сосчитать, сколько в его городе всего кубиков вышло.

Получилось отличное задание на счёт десятками.

кто-то примеряет свой поезд к палке-десятке и отламывает новый десяток,
а кто-то каждый раз отсчитывает 10 кубиков заново...
Нас на семинаре спросили, что мы думаем про то, можно ли работать с разными арифметическими материалами.
Ответ зависит от того, с какой группой вы работаете.
Если у вас дети с особенностями, то мб имеет смысл с ними работать всё время только с нумиконом. Но обычным детям, как мне кажется, полезнее как раз много разных счётных материалов.

города такие разные у всех вышли

одна группа в конце урока захотела собрать общий поезд из 100 вагонов

и мы при помощи этого поезда из кубиков всех измеряли - и учились считать пятёрками

а некоторые успели, собрав лесенку с числами от 1 до 10, сосчитать сумму этого ряда!