jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Семинар для педагогов

На семинаре рассказать за 7 часов всё, что мы накопили за много лет преподавания - не очень реалистично.
Люди не готовы воспринимать теорию, им нужна практика, именно поэтому мы строим свой семинар на куче разных практических заданий.
Я люблю рассказывать про то, как записывают числительные по-китайски, а потом прошу кого-нибудь посчитать по китайски с 8 до 3, или сказать, что больше "ба" плюс "и" или "у" плюс "лёу".


В этот момент взрослые люди неожиданно понимают, что выучить даже новые значки для обозначения знакомых понятий - уже непросто.
А детям-то надо выучить суть, не только значки!

А ещё взрослым часто кажется, что "ребёнку нужны сложности, не надо давать слишком лёгкие задачи, пусть тянется!"
Исходя из этого они записывают пятилетку в группу детей 6-7 лет, а малыша, которому ещё нет четырёх лет - в группу пятилеток.
Для тех, кто хочет проверить на личном опыте, каково это - тянуться за старшими - предлагаю следующий эксперимент:

PC019624
Вы идёте в другую комнату, там запоминаете картинку, сложенную из 5 счётных палочек, идёте обратно - и рисуете эту картинку, соблюдая масштаб.
Если вы хотите посильное задание - запоминайте картинку из жёлтых или зелёных палочек. А если хотите узнать, каково малышу в группе среди старших - выбирайте красные картинки, и попробуйте за один раз запомнить сразу 2 или 3 картинки.

PC019623
какие картинки было проще запомнить - и почему?

PC019625
Теперь вы видите, что картинки из 5 палочек могут быть простые и сложные.

PC019626
Жёлтые и зелёные - простые,
они напоминают буквы и цифры.
А красные не симметричные, ни на что не похожи, их сложнее запомнить.

PC019628
Взрослые ходят туда-сюда очень сосредоточенные.
Оказывается, очень сложно нести мысль из одной комнаты в соседнюю!

PC019632
Иногда за какой-то картинкой приходится ходить несколько раз...

Самое сложное для педагога, который работает с детьми и хочет их научить чему-то новому - угадать уровень сложности.
Если мы "попали в возраст", то дети увлечены заданием, и им хорошо.
Если задание слишком сложное, дети "выпадают", отвлекаются, ноют, что им скучно...

PC019640
Мы можем предложить много разных арифметических игр с наклейками и игральными кубиками.
Бросаем кубик - приклеиваем огоньки на тортики.
А теперь - листья на дерево.
В другой раз - грузы в кузов грузовика.
Мы, взрослые, понимаем, что это - отработка навыка.
Но для детей это игра, и зачастую не самая простая.
Многие дети в 4-5 лет, впервые получив такое задание, будут прсто приклеивать наклейки сколько им хочется, не обращая внимания на кубик и число точек на его верхней грани.

PC019642
Один раз мы возим к нужным тарелкам с числами карточки с точками.
В другой раз - зверей из игры "турбосчёт",
в третий - нумикон или листочки с точками...

PC019645
Один раз у нас тир, другой - работа и магазин, третий - кафе.

Иногда мы не разделяем геометрические игры и арифметические.
Малышам 4 лет предлагаем собрать из нумикона робота, бабочку или грузовик, накладывая детали сверху.
А в другой раз старшим даём это же задание, но картинки висят на доске - и это уже намного сложнее.

PC019665
с нумиконом можно придумать много заданий разного уровня сложности!

PC019636
Мы выдали каждому кубики, которые стыкуются между собой, и попросили собрать разные детали катамино



PC019637
А после этого играли в "катамино на двоих"
У каждого из игроков есть 5 разных деталей катамино, и у каждого своё поле 5 на 6 клеток.
Надо уместить там свои 5 фигурок быстрее, чем это сделает второй игрок.

PC019635
Прелесть в том, что у этой задачи всегда есть решение!


катамино на двоих

PC019639
Показывали разные задания, попроще и посложнее, для стыкующихся кубиков.
С малышами - наложением по цвету.
С ребятами постарше - улицы с домиками разной высоты.

PC019638
Бывают дети, которым надо обязательно сразу дать что-то в руки, например - кубики для строительства небоскрёбов...

PC019646
Для младших недавно Лена проводила урок с клумбами - надо было посадить столько цветочков нужного цвета, сколько на карточке от УНО.
А можно с той же вырубкой от игры "читай-хватай" делать и геометрический урок для четырёхлеток...





PC019649
Бросали 2 игральных кубика - и проверяли, какой столбик выиграет...

PC019647
у кого-то выигрывает 5, у кого-то 7, у кого-то 8



PC019648
Заодно рассказали и про игры с умножением - с теми же игральными кубиками

PC019650
Перед обедом обсуждали игру в кафе - выбери, что ты хочешь купить, напиши свой заказ, и отсчитай нужное количество счётных палочек
(Мы сделали магнитные счётные палочки - на семинаре очень удобно!)

PC019652
После обеда говорили про логику и про геометрию

Играли в "чёрный ящик"

PC019651
показывали дерево "право-лево"


рисовали монстров и обсуждали, что координаты и таблицы - это сложно для детей!


Заполнить счётную таблицу - проще, а по таблице найти подходящего монстра - сложнее

PC019662
Говорили, что в качестве геометрического материала можно использовать самые разные конструкторы, Лего, мозаику, магниты, крышечки от бутылок, счётные палочки, мозаику


Предложили взрослым разбиться на группы,
и один запоминает картинку из мозаики, а потом пытается словами описать её, чтобы остальные эту картинку смогли нарисовать по описанию...

PC019653
Потом насыпали на пол ведро деревянной мозаики, и каждому выдали задание, где надо из нескольких деталей собрать треугольник

PC019654
Взрослые увлеклись, не оторвать было!

PC019656
особенно три трапеции многим долго не давались

PC019658


В самом конце выдали всем ножницы и попробовали вырезать одним разрезом квадрат, ромб, 2 ромба, треугольник и букву "П".
Идея не очень сложная, но для меня это о том, что математика - это красиво!

IMG_5163


В этот раз говорили в основном про дошкольников,
но думаем весной сделать семинар для тех, кто преподаёт математику у младших школьников, весной.
А ещё планируем в конце февраля семинары в Питере
Tags: видео, мышематика, семинар, фото
Subscribe

Posts from This Journal “семинар” Tag

  • Игры с верёвочкой - на сладкое

    В Питере на семинаре для преподавателей сети кружков мы дали много разных задачек, в том числе про узлы и графы. Они спросили с некоторым ужасом: "А…

  • Семинар для родителей в Питере 1 марта

    Обычно мы на семинар приглашаем 25-30 человек, чтобы успеть со всеми поиграть в разные геометрические головоломки, мозаику и кубики, подвижные игры и…

  • Кар-гав-мяу

    Максим Колосов, автор игр и задачек для детей, показал нам на семинаре свою вариацию игры в "кар-гав-мяу" У него есть карточки с животными, И на…

  • Семинар для преподавателей в школе "Апельсин"

    Спасибо всем, кто приехал на наш семинар в гостеприимной школе «Апельсин»! Семинар получился живой и активный, мы многое успели – и теорию обсудили,…

  • Вести с полей

    Вести семинар, когда грипп побеждает, и температура растёт - трудно. Вообще-то, практический семинар на 25-30 человек вообще вести непросто, это с 12…

  • Семинар для преподавателей 1 декабря

    В прошлом году мы делали 2 семинара для преподавателей за учебный год: один осенью и один весной. А в этом году столько заявок, что 1-ого будет ещё…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments