jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Семинар для преподавателей в школе "Апельсин"

Спасибо всем, кто приехал на наш семинар в гостеприимной школе «Апельсин»! Семинар получился живой и активный, мы многое успели – и теорию обсудили, и практику, поработали в парах и в малых группах, поиграли в геометрию, попробовали придумать свои варианты урока… Группа была большая, но очень мотивированная и активная, поэтому мы успели многое обсудить и пощупать. Понятно, что всё о преподавании игровой математики невозможно уместить в один день, но на этот раз, как нам кажется, нам удалось сделать семинар достаточно разнообразным и насыщенным.
P2290382

Мы поговорили о том, что математика – это красиво.
Математика – это не только арифметика, но и геометрия, и логика!
Математику можно понять, и не нужно учить её наизусть. Математика – не телепатия!

Мы стараемся преподавать математику так, чтобы все наши ученики были уверены: математику можно понять! Математика – не выученные наизусть ответы, не тесты и арифметика на скорость, а живые обсуждения, открытые задачи, у которых много правильных решений, и задачи «на подумать».

P2290296
Поскольку зал был большой, группа - больше 50 человек, то пришлось пользоваться гарнитурой.
Зато голос не сорвала.

Многие математические понятия важнее увидеть и пощупать и самому сделать выводы, а не выучить наизусть. В математике есть достаточно много задач, у которых не один правильный ответ, и такие задачи нужно предлагать и дошкольникам, и школьникам. Считать на пальцах не вредно! И можно на пальцах по-разному показать 6 (5 + 1 или 4 + 2 или 3 + 3). Мы обычно предлагаем слушателям семинара показать в паре 12 на пальцах – разными способами. А потом – 14 разными способами. И помните, что 5 и 10 – запретные…

P2290289
Игра в счёт на пальцах провоцирует смех и живые обсуждения

P2290291
а если 5 нельзя и 10 нельзя?

Учить наизусть таблицу сложения не нужно и даже вредно, но можно придумать много разных арифметических игр. 3000 примеров не развивают навыки, а вызывают отторжение и тоску у большинства учеников. Вместо этого можно играть в ходилки с двумя кубиками, играть в соревнование кубиков, рисовать площади под снегом и прямоугольники со сторонами нужного размера.

P2290294
бросаем 2 кубика - играем в соревнование кубиков

P2290295
Мы рисовали смешных монстров и приклеивали грузы из ценников-наклеек, и обсуждали самые разные варианты арифметических игр для дошкольников и для школьников. Загадывали число, добавляли к нему 2 соседних и считали сумму. (Например, Аня загадала 7. Она добавляет 6 и 8. Получается 6 + 7 + 8 = 21. Аня сообщает это число ведущему, а он отгадывает три числа) Играли в «сторожа конфет» с магнитами – мы ещё называем эту игру «раз, два, три, смотри!»

А заодно обсудили, что умение произносить все числа по порядку - скорее скороговорка, а не понимание, и зачастую детям, умеющим произносить по порядку все числа до 100 бывает сложно считать, если они начинают счёт не с единицы...

Во многих учебниках математики в первом классе первый урок – про цифру 1, второй – про цифру 2, то есть дети по сути несколько уроков занимаются каллиграфией, пишут прописи с цифрами. А ведь куда важнее было бы оставить время на математическое содержание уроков!

В 6-7 лет практически все дети знают цифры до 5 как минимум, и уверенно считают в пределах пяти. Именно поэтому, даже если у вас есть программа и сколько-то часов, отведённых на изучение цифр и чисел от 1 до 9, имеет смысл потратить 1 урок на все числа от 1 до 5, потом по паре уроков - на 6-7, потом ещё по паре уроков на 8 и 9.

Наверняка вы сами помните, какие примеры чаще всего вызывают сложности у детей: примеры с числами 6, 7, 8 и 9. Вот и уделите этим числам и играм с ними больше времени, не стоит тратить время урока на 3 + 1, 4 + 1 и тп!

Мы поговорили про игры с таблицей Пифагора и про то, как загадывать число из этой таблицы, называя соседей числа.

Первый большой блок игр и материалов, которые мы обсуждали - АРИФМЕТИКА.
Какие игры и задания можно предложить, если мы с одной стороны, хотим отрабатывать навыки счёта, с другой стороны хотим уйти от столбиков с примерами. Мы активно используем разные счётные материалы:

· счётные палочки,

· счётные бусы,

· счётные кубики,

· нумикон (конструктор "Алиса")

· игральные кубики и наклейки-ценники

· тарелки с числами от 1 до 15

· кубики base ten

· карточки с точками и осенние листочки с точками

· карточки от игры "турбосчёт"

Мы обсуждали разные игровые задания:

· числовой твистер – напольный и для пальцев

· раз-два-три-смотри (игра с магнитами)

P2290379
· игра в кафе

· игра в тир

· игра в работу и магазин

· монстры

· точки по магазинам

· игры с игральным кубиком и наклейками...

· играли в соревнование двух игральных кубиков - и смотрели, какой столбик выиграет

P2290298
Специально для этого семинара мы придумали новый урок-квест, более сложный, чем урок про варежки с орнаментом – про карточки с цветными фигурками.

P2290299
все ходят и ищут подходящие им фигурки

P2290300
обсуждают, какая карточка подходит, а какая - нет

P2290304
летел лебедь

P2290305
1, 2, не собьюсь,

P2290313сколько шагов до кошки

P2290317

К сожалению, в этот раз почти не успели поговорить про логические задачи для детей, хотя на наших занятиях мы обычно чередуем арифметические и геометрические задания с логическими.

P2290378
Зато я показывала красивую идею из книги Наташи Рожковской - как нарисовать узел по скелету узла

На семинаре мы обсудили тип открытых задач. Это задачи из серии "сделай как хочешь в заданных рамках". Построй из мозаики любой треугольник. Придумай картинку из 5 счётных палочек - и нарисуй её, соблюдая масштаб. Возьми числа 4 4 4 4, добавь знаки и скобки и получи все ответы от 1 до 15. Возьми числа 1 2 4 6, добавляй к ним скобки и знаки, и получи 24 несколькими разными способами.

Математическое мышление можно развивать, но математика – это не единственное, чему полезно учить дошкольников. Сложно учить ребёнка математике, если у него не развита речь. Мышление и речь тесно взаимосвязаны, и развивать их надо параллельно. Многие словесные игры ничуть не менее полезны, чем математические.

Мы используем на занятиях много разных наглядных геометрических материалов.

После обеда мы немного поиграли в подвижные игры со счётом, в «летел лебедь» и в «летели дракончики», считали шаги, играли в «кар-гав-мяу». Ещё ходили и запоминали картинки из 5 счётных палочек. В этот момент кто-то из участников произнёс очень характерную фразу: «Не отвлекайте меня, не сбивайте, я несу картинку в уме!»

А потом разбились на команды и обошли несколько столов с геометрическими заданиями:
P2290341

· кубики Никитина «Сложи узор», можно собирать какую хочешь картинку нужной формы – и раскрашивать именно так, как ты сложил, а можно попробовать рисовать 3D по изометрической бумаге или строить по трём проекциям.

P2290332
· мозаика с шестиугольниками, трапециями и ромбами, мы выдавали задания про симметрию с бабочками и задания про треугольники. Например, возьми шестиугольник и 3 треугольника и собери из них большой треугольник. А теперь из 3 трапеций собери треугольник.

P2290336

P2290337

P2290335
собери симметричную бабочку

P2290327
· геодоски 5 на 5, натяни фигурку по схеме, натяни симметричную бабочку, построй 5 квадратов разной площади

P2290320
· вырежи из бумаги свой танграм, сложи из получившихся деталей картинки – домик, лодку, ёлочку

P2290329

P2290330
танграм

P2290321

· собери из 5 стыкующихся кубиков фигурки катамино, и сложи из 6 разных деталей катамино календарь (оставь сегодняшнее число открытым), собери 2 детали катамино и из них собери по виду спереди, виду сбоку и виду сверху

P2290322

P2290323
задачи с катамино

P2290348
· гороховый конструктор: собери куб, пирамиду, домик

P2290367

P2290328
· лента Мёбиуса, эксперименты с бумажными кольцами и восьмёрками

P2290371
работа кипит, все увлечены экспериментами

P2290356
что же будет, если мы разрежем "восьмёрку"?
А если мы сделаем колечки разного размера?

P2290346

P2290334
· сложи и вырежи одним прямым разрезом (теорема про один разрез)

P2290353

К сожалению, не успели поговорить про развёртки и про разную математику с ножницами, зато нарисовали фрактал – треугольник Серпинского.
P2290381

Помимо тех геометрических материалов, которые мы успели пощупать, мы часто используем

· рыжие кубики geoblocks
· обычные кубики,
· деревянные плашки «Томик»
· кирпичики make’n’break
· стаканчики от игры «скоростные колпачки»
· цветные резиночки для волос
· счётные палочки

Арифметические материалы
Мы используем
· счётные палочки,
· нумикон,
· конструктор «Алиса» - фанерный аналог «нумикона»,
· игральные кубики с точками,
· тарелки с числами от 1 до 15,
· счётные кубики unifix,
· стыкующиеся кубики interlocking cubes,
· связки спичек,
· счётные кубики base ten (сантиметровые кубики, палочки 1 на 10 см, плоские квадраты-сотни, куб-тысяча)

В конце семинара разбились на группы и придумывали урок на определённый возраст и с определёнными задачами, скажем, геометрический урок про схемы для шестилеток или арифметический урок на 7-8 лет, и потом рассказывали свои идеи другим участникам семинара.

Мы просили всех участников подумать, что из идей и игр они собираются применять на практике в ближайшую неделю, что для них было нового и важного на этом семинаре, и какие игры и задания увлекли в этот день их лично.

Подвижные игры
Тихие занятия типа складывания узоров из кубиков мы стараемся чередовать с разными разминками, счётом на пальцах, счётом шагов. Подвижные игры с правилами важны для развития внимания, умения следовать правилам, умения договариваться. Можно в разные «математические» игры играть на прогулке, не только за столиками. Любые игры, которые улучшают координацию и помогают детям составить более точную карту своего тела, улучшают геометрические представления. Мы используем в первую очередь активные двигательные игры на внимательность:

Машинки – первая-вторая-третья скорость. Первая скорость – крошечными шагами, вторая скорость – шагом, третья – бегом.

Сколько шагов до кошки? Один отходит на несколько шагов, он – кошка. А ведущий просит одного из детей угадать, сколько шагов до кошки – высказать своё предположение, потом пройти несколько шагов и проверить.

Стоп-три все бегают по залу, пока водящий не скажет стоп. Если «стоп -1», надо встать на 1 ногу. Если «стоп – 4», то на 2 руки и 2 ноги.

Кар-мяу-ква водящий просит сделать столько движений, сколько он сказал, скажем кар-кар = 2 раза махнуть руками, ква-ква-ква = 3 раза подпрыгнуть, мяу = 1 раз погладить рот тыльной стороной ладони.

Рассказы в картинках про наши занятия:

Мы придумали несколько новых кооперативных игр -
про улиток под листиками https://janemouse.livejournal.com/1561756.html
и про акулу и рыбок. https://janemouse.livejournal.com/1559478.html
рисовали с шестилетками блок-схемы https://janemouse.livejournal.com/1562350.html
играли в работу и магазин https://janemouse.livejournal.com/1560658.html и https://janemouse.livejournal.com/1559731.html
вырезали самодельную головоломку https://janemouse.livejournal.com/1559231.html
играли в мозаику https://janemouse.livejournal.com/1558996.html

и в геодоски https://janemouse.livejournal.com/1558480.html

рисовали монстров https://janemouse.livejournal.com/1551254.html

рисовали варежки https://janemouse.livejournal.com/1550921.html

числовой твистер https://janemouse.livejournal.com/1548893.html

урок-квест про домики и мордочки https://janemouse.livejournal.com/1565746.html


Видео-зарисовки с занятий у нас на ю-тубе:

https://www.youtube.com/c/женякац74 - наш канал, подписывайтесь!


ракеты - обратный отсчёт https://youtu.be/4n3sRlE-c_E


числовой твистер


игра в магазин


сложи узор


1, 2, 3, смотри


игра с мозаикой


разминка с игральным кубиком

https://youtu.be/QrtRndQiYx4
игра “читай-хватай”


урок-квест про варежки

разминка первая-вторая скорость https://youtu.be/Ud042SZwINU

лиса по лесу гуляла https://youtu.be/F2H1UqWg00o

Что почитать:
Звонкин «Малыши и математика»

Папи «Дети и графы»

Джо Боулдер «Математическое мышление»

«Математическая составляющая» и сайт «математические этюды» https://www.etudes.ru/ru/

«Математика – это красиво»

«Математическая пицца»

Забелин "Дверца в математику"

Анна Бураго "Дневник математического кружка"

«Понятная математика с Кристин Даль и Свеном Нурдквистом»

Лёвшин «Нулик-мореход» и др

Смаллиан «Так как же называется эта книга»

Женя Кац «Математика вприпрыжку» - подробная методичка по возрастам, во что играть с детьми 4-6 лет, к ней есть рабочая тетрадь с заданиями, по 4 задания каждого вида

Женя Кац «Игры для начинающих мам» - подвижные игры, игры на прогулке, пальчиковые игры, первые игры с чтением и тп

Женя Кац «Пирог с математикой»

Венгер «Домашняя школа мышления»

Сапгир, Луговская «Приключения Кубарика и Томатика»

Шеврин, Житомирский «Геометрия для малышей»

Филякина «Математические вариации»

Просветов «Измеряем и сравниваем»

Семенова «Не путаем «правое» и «левое»

Вивиан Пейли «Мальчик, который хотел быть вертолётом» - про общение в садике с особым ребёнком

Рабочие тетради для дошкльников
математика с машинками (тетрадка с наклейками и с комментариями для родителей о том, как играть в математику с детьми 2-3 лет)
«Необычная математика 4 года»,
«Необычная математика 5-6 лет»
«Необычная математика 6-7 лет»
«реши-пиши 5-6 лет»
«времена года» (математическая раскраска)
«сложи узор» - тетрадь для занятий с кубиками Никитина
«Варианты заданий Математика вприпрыжку»
"доли и дроби 5-6 лет"

Для школьников:
«Необычная математика 7 лет»
«Необычная математика 7-8 лет»
"доли и дроби 7-8 лет"
"математика "плюс"
"математика "дино"
"математика "дракоша"
"математика "заврики"
"математика "панда"

Блог в Живом Журнале https://janemouse.livejournal.com/ по тегу "мышематика"
Статьи на сайте http://janemouse.ru/math-for-kids


Наши соцсети:
1. www.youtube.com/женякац74
2. www.facebook.com/mousemath
3. www.instagram.com/mousemath_
4. vk.com/mousemath
5. https://janemouse.livejournal.com

Ближайший семинар в Москве 5 апреля 2020 в клубе "Солнышково"
Tags: арифметические игры, геометрические игры, горох, семинар, фото
Subscribe

Posts from This Journal “семинар” Tag

  • Моторное планирование, полоса препятствий и прогулки по лесу

    Моторное планирование - очень важный навык, который полезно развивать у дошкольника. Про это знают многие логопеды и учителя, нейропсихологи и…

  • Деревянная мозаика - мой любимый материал

    У меня в детстве было много необычных игрушек, потому что моя мама прочитала много статей про семью Никитиных, и сама для нас сделала из картона…

  • Семинары в Зуме

    Осенью мы успели провести два очных семинара про математику для дошкольников - один для родителей, другой - для педагогов. А теперь мы запланировали…

  • Семинар в Раменках про математику для дошкольников

    Мы провели ещё один семинар - для 40 педагогов, про игровое обучение дошкольников. Семинар получился живой и активный, мы многое успели – и теорию…

  • Объясни словами

    Есть такая классическая байка про учителя, который "пять раз им объяснил, сам понял, а они - не понимают!" Иногда взрослым кажется, что они выдали…

  • По итогам двух семинаров

    Провели в Раменках два семинара, один - для 20 родителей, которым рассказывали про домашние игры в математику с дошкольниками. Второй - для 40…

  • Семинар про игровое обучение чтению

    У нас в клубе "Солнышково" в Тропарёво есть отличный логопед Лиля Луконькова, она ведёт занятия по развитию речи, а ещё свою игровую подготовку к…

  • Ну, расскажите, как там мой малыш?

    Родительское собрание в Зуме - для тех родителей, чьи дети ходят на Мышематику. В этом году к нам на занятия Мышематикой пришло очень много новых…

  • Где учат умению "держать группу"?

    Мы в этом году открываем много групп Мышематики по всей Москве. И проводим очередную серию семинаров - для родителей и для преподавателей. Но при…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments