jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Урок-находилка или урок-квест

Урок-квест – необычная форма проведения урока. Такая форма урока помогает учителю не только проверить знания учеников по какой-то теме, но и посмотреть, в какой мере ученики умеют выполнять самостоятельно каждый своё задание.
Вы можете сами выбрать, на какую тему проводить урок-квест (можно называть его урок-поиск, урок-находилка, если вам не нравится слово «квест») Детям мы не произносим название «урок-квест, а говорим сюжет истории, и приглашаем их присоединиться к игре, к поиску. А слово «урок-квест» используем как обозначение такой формы работы. В формате квеста можно проводить контрольную работу и проверять знания учеников по теме, которую мы уже «прошли».

Мы предлагали нашим дошкольникам 5-6 лет такие квесты (все эти квесты отлично подходят и для учеников начальной школы, для развития внимания и для знакомства с такой формой работы как урок-квест):

«Варежки с узором» - квест на внимательность и развитие графических навыков, а также на понимание идеи право-лево. Надо найти все варежки, у которых снизу определённый орнамент (полоска, зубчики, волна), и скопировать узоры именно с таких варежек.


Вот так выглядит процесс: по стенам висят варежки, дети ходят по классу, и каждый ищет свои варежки

PC120035
Варежки крупные, и снизу полосочки разные

PC120036
чтобы точно знать, правая это варежка или левая, некоторые прикладывают ладошку - потом переносят её на свой листок

PC120039
Ага, это правая варежка

PC120037
Тишина: все заняты делом

PC120043
Вот, что получилось!

PC120044
А кто-то искал варежки с кружочками

PC120049
Некоторым сложно искать или сложно копировать детали, и правильно располагать детали рисунка

«Автобусы и пассажиры (Четыре символа)» - квест на внимательность, узнавание последовательности символов и развитие графических навыков. Надо найти и скопировать все четвёрки символов, в которых есть такие 2 элемента, скажем, треугольник и круг.
P1300342
Некоторые рисуют потрясающе аккуратно, хотя трапецию и сердечко бывает сложно рисовать

P1300321
и это пятилетки!

P1300302

P1300310
А вот ребёнок, который недавно не умел даже своё имя написать, тоже старается

Уроки-квесты на 6-7 лет и старше (для тех, кто уже знаком с такой формой работы, как урок-квест):

«Слова и слоги» - квест на внимательность, узнавание букв и слогов, развитие навыков чтения и развитие графических навыков. Надо найти и скопировать все слова, в которых встречается – в начале, в середине или в конце слова - данный слог. Например, один выискивает слова со слогом «РО», а другой – со слогом «ЗА»
P1155791
слова и слоги

P1155801
Кто-то выписывает только те слова, у которых нужный слог в начале слова, а кто-то может найти этот слог и в середине, и в конце

P1155804

P1155826
Кто-то носится туда-сюда, а кто-то внимательно проверяет все слова

P1155824
умение читать не нужно - мы по сути ищем нужные символы среди других символов

P1155838
Интересно, что дети, умеющие читать, иногда пишут менее грамотно. Они прочитали "ворона", поняли, а сами себе диктуют уже ВА-РО-НА

«Грузовики» - квест на внимательность, логику, учёт нескольких признаков и понимание идеи про круги Эйлера и пересекающиеся множества. Надо найти и выписать все номера грузовичков, которые обладают данным признаком. Скажем, в один домик – номера грузовиков с двумя колёсами, в другой – номера грузовиков с четырьмя колёсами. Потом в один домик – номера грузовиков с прямоугольным кузовом, в другой – с тремя колёсами, а на пересечении – номера грузовиков, у которых есть оба признака.

«Слова и картинки» - квест на внимательность, умение считать буквы в словах, грамотность, умение подбирать слова с нужной буквой или на нужную тему или с нужным количеством букв. Надо подобрать и выписать, глядя на картинки, слова из трёх букв, или слова из пяти букв, или названия еды, или названия зверей и птиц, или слова с буквой «У». Слова на карточках не написаны, есть только картинки, так что количество букв в каждом слове приходится считать в уме.
P4230939
Все выписывают разные слова

P4230940
кто-то из 6 букв, а кто-то из 3 букв

P4230941
слова на карточках не написаны,
так что каждый сам решает, кто это - "кот" или "кошка"

P4230946
Кто-то с трудом находит 3-4 слова и просит новое задание,

P4230966
а кто-то сразу исписывает целую страницу

P4230950
кто-то умеет располагать аккуратно информацию на листочке, а кого-то этому надо отдельно учить

P4230970
Это шестилетки, и мы не исправляем орфографческие ошибки, мы ведь просили считать буквы, они не все хорошо читают, и пока не обязаны знать, как эти слова пишутся...
Иногда говорим "Взрослые это слово обычно пишут так"

«Садовник и клумбы» - квест на внимательность, логику, умение ориентироваться в таблице, развитие графических навыков
P4160667
Надо найти и скопировать расположение листиков и цветов на клумбе,

P4160643
но копировать надо не все клумбы, а только те, у которых есть эти 2 элемента

P4160668
Это сложно!

P4160692
Карточки с клумбами все разные

Квесты для учеников 1-4 класса
Все квесты, перечисленные выше, отлично подходят не только для старших дошкольников, но и для школьников. Помимо этого, мы используем в работе со школьниками квесты, посвящённые отработке какого-то конкретного навыка или умения.

«ЧАЩА или «жили-были в чаще жирные жирафы» - квест на внимательность, умение правильно списывать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, на умение составлять предложения по заданной схеме предложения.

«Арифметический квест: сложение двузначных» - квест на внимательность, умение правильно складывать двузначные числа, для того, чтобы получить примеры с заданным ответом. Мы предлагаем внутри этого квеста разные варианты сюжета: шифровка, волшебное зелье, поиск осколка и др.

«Почтальоны» (домики и жители) - квест на внимательность, логику, учёт нескольких признаков и развитие графических навыков. Надо найти домики с нужным числом окон, с нужным числом этажей, с нужной формы крышей, и рядом с подходящим домиком скопировать портрет жителя этого домика.

PB133084
Взрослые, кстати, иногда смущаются и говорят "Ой, я не смогу, у меня не получится"

PB133087
А шестилетки берут и рисуют

PB133092

PB133109

В чём особенность такой формы работы как урок-квест?
Урок-квест долго готовить, если вы сами делаете свои квесты, то их довольно сложно бывает придумать и не всегда легко подобрать квест, который подойдёт вашим ученикам по уровню. Если вы угадали уровень сложности, то квест пойдёт на «ура». Однако если вы, что называется, «не попали в возраст», и задача оказалась слишком сложной для многих, то детям будет трудно выполнить задание, они будут много отвлекаться, быстро устанут, и никто не получит удовольствия от игры.
Лучше начать знакомство с квестами с заведомо простых заданий, чтобы 2-3 решения каждый мог найти легко. После этого вам будет проще в другой раз предложить ученикам более сложный квест.
Взрослым часто кажется, что задания типа «варежки» будут слишком простыми для первоклашек. Однако практика показывает, что урок-квест сам по себе – довольно сложная игра, и каждый из детей должен понять и запомнить весьма сложную инструкцию. Иногда учителю бывает сложно внятно сформулировать задание и объяснить его ученикам.
Когда вы всё распечатали, подготовили, развесили, то дальше остаётся самое трудное – старт игры. Надо объяснить задачу одновременно всем, потом раздать каждому его лист или карточку с заданием, и снова переспросить, кто уже понял, что делать, и готов отправиться на свои поиски. Первых двух-трёх учеников лучше сопроводить на первых порах, убедиться в том, что они действительно поняли задание, и потом отправить их искать дальше, и в это время выдать задания другим детям.
В идеале первые 2-3 правильных решения хорошо бы увидеть у каждого ученика, и только после этого отправлять его искать остальные решения.
Когда вы проводите первый урок-квест в группе, которая раньше не сталкивалась с таким типом работы, то для старта вам стоит пригласить ещё 2-3 ассистентов на первые 10 минут урока, чтобы они могли помочь «запустить» каждого ученика на поиски. Зато если группа уже знакома с такой формой работы, вы можете им выдавать инструкции – и половина класса сразу отправится работать, пока вы будете помогать тем, кто прослушал или что-то не понял.
Зато после этого, когда все ваши ученики поняли задание, вам остаётся только сидеть и восхищаться результатами работы, всех хвалить, поощрять, потом предлагать новое задание.
Учитывайте, что у разных учеников разный уровень самостоятельности, и кто-то из детей всё понял, всё делает правильно и приносит уже полностью сделанный лист. Кто-то всё понял правильно, но не уверен в этом, и на каждом шаге просит вашего одобрения и уточняет: «А я так делаю? У меня всё правильно?» А кто-то из детей плохо умеет просить о помощи, и он будет ходить туда-сюда с уверенным видом, и ни за что не признается в том, что он не понял, что где искать, и что куда рисовать. Урок-квест помогает выявить такие ситуации и помочь детям конструктивно взаимодействовать с другими детьми и с учителем, и сообщать о том, что какая-то часть инструкции не очень понятна.
В идеале, если уровень сложности квеста подходит для большинства учеников, а дети уже умеют решать подобные задачи самостоятельно, учителю после начала квеста уже остаётся только любоваться работами и радоваться.

PB133118

В чём плюсы и минусы такой формы работы?
Урок-квест показывает, кто из учеников умеет работать над своим заданием самостоятельно, кто из учеников умеет запоминать и удерживать в голове длинную инструкцию. А заодно этот урок показывает взрослому, насколько чётко и понятно он умеет формулировать задание, и насколько он готов по-другому формулировать ту же идею, если ученик чего-то не понял.

P1155779

Кроме того, урок-квест показывает, какой запас прочности у каждого из учеников (один готов искать нужные карточки полчаса, а другой устаёт и «сдувается» буквально за 10 минут). В таком случае вы должны иметь в запасе какие-то варианты – как вы будете ему помогать, предложите ему новое задание, или пройдёте с ним вместе и будете подбадривать на каждом шагу.
Вы можете отдельно поощрять учеников за упорство, за внимательность и за настойчивость в выполнении задания, за аккуратность, за доброжелательность к окружающим.
В чём сложность урока-квеста? Если у вас много учеников нерешительных, медлительных, и не привыкших выполнять длинные инструкции, то вам может быть сложно без ассистента запустить урок-квест. Когда уже все заняты и увлечены, это прекрасно, но в самом начале может возникнуть неразбериха – кто-то уже получил задание, но не понял, как его выполнять. Кто-то всё понял, но ещё не получил своё задание. Кто-то отвлёкся и прослушал инструкцию. Возможно, удобнее будет запускать учеников решать квест не всех одновременно, а группами по 4-5 человек, и когда эта группа разобралась и приступила к выполнению задания, то можно запускать следующую группу. Возможно, первый урок-квест стоит запускать не во время урока, а во время праздника именинников или какого-то вне-урочного мероприятия, куда вы можете пригласить двух-трёх помощников из числа других учителей, родителей или старшеклассников.
P1155773

Для каких групп подходит урок-квест?
Урок-квест подходит для группы детей разного возраста и для детей, которые обычно работают в разном темпе. В ситуации обычного урока учителю приходится подстраиваться под средний темп класса, и для каких-то учеников этот темп слишком низкий, а для других – слишком высокий. Во время урока-квеста каждый из учеников получает своё задание, и поэтому один работает быстро, другой медленно, но быстрому не приходится никого ждать, а медлительный не чувствует себя отстающим. Главное – не сравнивать в конце, кто сделал больше, а кто – меньше, а хвалить каждого. Если кто-то из учеников начнёт хвастаться, дразниться, говорить другим, что он сделал больше или быстрее, его стоит остановить, и пояснить, что у других детей были другие задания, так что сравнивать не получится.
Урок-квест очень хорош для неуверенных и нерешительных детей, которым надо научиться работать самостоятельно, не оглядываясь на то, чем занят сосед по парте. Некоторые дети успевают ещё до школы привыкнуть к идее, что правильный ответ можно списать у соседа, или попытаться угадать ответ по лицу учителя. Урок-квест помогает таким ученикам поверить в свои силы и научиться справляться со своим заданием.
Урок-квест идеально подходит для неусидчивых и активных детей, которым сложно проводить весь урок без движения. Многие дети лучше думают, пока у них есть возможность двигаться.

Мышематика – игровой подход к обучению, и мы коллекционируем удачные игры из самых разных педагогических подходов и систем. Более подробно почитать про уроки-квесты можно в книгах А. Ершовой, В. Букатова, «Режиссура урока, общения и поведения учителя» и М. Ганькиной «Грамматическая аптечка»
Идею урока-квеста мы почерпнули когда-то именно из этих книг, и потом придумали несколько разных квестов для наших учеников.
Tags: видео, внимание, мышематика, урок-квест, фото
Subscribe

Posts from This Journal “урок-квест” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments