А были средние - Дашка и Ян - они активно помогали, гребли по-очереди,
на привалах таскали хворост, пилили дрова, принесённые старшими.

И всё же, как показывает мой личный опыт, реально понимать, что ты можешь, а чего не можешь, ты начинаешь только тогда, когда начинаешь ходить сам, без родителей, без старших.
Я ходила с раннего детства в походы с родителями,
мне нравилось в лесу,
и это была классная часть нашей общей жизни.
Но даже в довольно тяжёлых и сложных походах, в которые мы ходили, я ощущала, что родители всё решают, и без нашей помощи они отлично могут обойтись.
И я даже в 5-6 лет прекрасно понимала, когда моя помощь действительно важна, а когда это - скорее воспитательный момент.

фото Тошки
Реально что-то делать и уметь в походе я начала лет в 14-15, когда стала ходить с друзьями из школы, без родителей.
А вот по своим детям, племянникам и знакомым подросткам я вижу, (которым уже вовсе не 13-15, а, на секундочку, 19-23 года), что им очень удобно ходить со взрослыми, ни за что не отвечать, ничего не решать, но выполнять поручения взрослых.
За дровами сами сходят, за водой сбегают, каны помоют - тут у меня никаких претензий.
Но решать, хорошее ли место для стоянки - пусть папа решит.
А сами без взрослых пойти - нет, не хотят...
Мне кажется, что для меня в 15-16 было ценностью то, что я могу сама написать раскладку, сама решить, достаточно ли хорошее место,
сама могу накормить всю группу в походе...

Брат мой в 14, по-моему, водил группу, в которой было очень много людей старше него, и гордился тем, что он лучше ориентируется, и может понять по карте, дойдёт группа до того родника, или многовато будет.

А дети его, вроде, хорошо ориентируются, но решать не готовы.
Мне так странно это видеть.

Я понимаю, мы в свои 15-16 не от хорошей жизни были такие самостоятельные,
но мне казалось, что это ценность для подростка - отделиться от взрослых, посмотреть, что ты можешь сам по себе...
И в 20-25 лет - тем более...