jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Подготовка к школе. Аргументы "за" и "против"

Многие родители в последние год перед школой записывают детей на Подготовку к школе, причём зачастую это занятия за партами, 2 раза в неделю по 2 часа - с прописями, примерами типа 2 + 2 или 3 + 1.
Иногда подготовишка бывает даже для пятилеток - на два года, обязательная и без прогулов.
Иногда подготовишка бывает даже не 2, а 3 дня в неделю.
(навеяно постом Тани Хрущевой my_mice)
Родители, очевидно, хотят как лучше.
В качестве аргументов за такую подготовку к школе я слышала такие тезисы.
-Пусть ребёнок привыкает сидеть за партой и слушать учителя
-Пусть знает, что учиться сложно
-Пусть заранее познакомится со школьным зданием, школьными порядками
-Так у ребёнка будет больше шансов попасть к нужному учителю
-Пусть его там учат писать прописи, дома мы с ним воюем, но ничего не получается.
Давайте разбираться с этими аргументами, поскольку мне все они кажутся не очень убедительными. С дошкольниками можно проводить много интересных и осмысленных занятий, не усаживая их за парты, зависит от преподавателя и от его желания.
Понятно, что все школы разные, и курсы по подготовке к школе тоже разные.
(Я лично знаю и школьных учителей, и логопедов, которые проводят очень осмысленную беговую подготовку к школе. Да, часть времени дети сидят, пишут или рисуют, но значительную часть времени - двигаются и играют. Вот у нас в клубе "Солнышково" логопед Лиля Луконькова ведёт отличную игровую подготовку)
Но чаще всего, увы, дети приходят и отсиживают за партами 2-3 "урока" по 30-40 минут, и всё это время пишут что-то типа прописей или столбиков с примерами, штрихуют, обводят и раскрашивают. Назовём такую подготовку к школе "классической" - в противоположность игровому подходу.

-Пусть ребёнок привыкает сидеть за партой и слушать учителя
Спокойные и послушные дети могут в 5-6 лет высидеть один урок за партами. Обычно без особого энтузиазма, но могут.
Полезно ли это для дошкольника?
Сложный вопрос.
Ребёнок привыкает, что школа - это скучно, надо много писать и долго сидеть, и нет возможности побегать и поиграть. Есть сплошное "надо".
А если ребёнок живой, шебутной, активный, то ему на таких занятиях невыносимо: ему физиологически по возрасту положено много двигаться, и он не видит смысла в долгом сидении на стульчике.
"ну надо ведь приучать к правилам!"
Да, правила и границы - это отлично, мы тоже всячески используем на занятиях подвижные игры с правилами.
В целом дети могут и на других занятиях, более осмысленных, чем сидение за партами, научиться выполнять правила.
Например, такая простая игра, как "вышибалы" с мячом - надо бегать по полю, не убегая за его границы, надо следить, у кого мячик, уворачиваться. И надо честно выходить из центра, если в тебя попали.
Вам кажется, что это простые и понятные правила?
Возьмите группу детей 5 - 6 лет, которые не часто играют в подвижные игры с правилами, и попробуйте поиграть с ними в вышибалы.
Вы можете удивиться тому, как много будет обиженных.


Или игра "тише едешь, дальше будешь"


Можно ещё поиграть в "лисий хвост"
Лиса по лесу гуляла, лиса хвост потеряла!
О, как сложно не кричать, когда нашёл, и не подсказывать другим!

-Пусть знает, что учиться сложно
Сомнительный аргумент.
Насколько я знаю, многие взрослые - если им надо пойти учиться чему-то новому - выбирают те места, где учат активно, с уважением ко всем участникам процесса. На семинарах для учителей, например, очень хорошо видно, что от лекционных кусков все быстро начинают засыпать, зато игры чаще всего называют в конце семинара как то, что понравилось больше всего.
На мой вкус, с любой группой у преподавателя самая сложная задача - угадать уровень группы, и дать задания посильные, интересные, но не слишком простые и не слишком сложные.
Если на приготовишке учить целый урок, мол, дети, мы изучаем букву "А" и цифру "1", то многим детям будет скучно.

-Пусть заранее познакомится со школьным зданием, школьными порядками
Школьное здание - не слишком сложная штука, и если вы бываете с ребёнком в поездках, в кафе, в отеле - и он там может не потеряться, это уже хорошо. Запомнить, где столовая и туалет, переодеться в подходящую по погоде одежду - этому можно научиться и не в школе!

-Так у ребёнка будет больше шансов попасть к нужному учителю
Этот аргумент был бы мне понятен, но - увы - во многих школах подготовишку ведут одни учителя, а первый класс - другие. И нет внятного механизма - как сделать, чтобы ваш ребёнок попал именно к этому учителю.

-Пусть его там учат писать прописи, дома мы с ним воюем, но ничего не получается.
В прописи тоже можно играть, но уж воевать на эту тему точно не стоит.
А главное, красивые буковки получаются не у тех, кто раньше этим начал заниматься, а у того, у кого хорошая координация, хороший глазомер, и связь "глаз-рука", хорошо развитое пространственное мышление и то, что называется моторное планирование. (рассказать, что это такое, и почему важно - или все знают?)

IMG_1159
навыки и моторику можно развивать, например, в заданиях типа "собери башенку из конструктора и нарисуй схему".
В 5-6 лет далеко не все дети с этим могут справиться!

IMG_1253
Можно не писать по клеточкам паттерны и последовательности, а выкладывать их из счётных палочек на полу

IMG_1268
Можно играть в магазин и понарошку покупать что-то - за нумикон или счётные палочки...

А какие ещё бывают аргументы "за" обычную классическую подготовку к школе?
Tags: видео, дошколка, мышематика, фото, школа
Subscribe

Posts from This Journal “мышематика” Tag

  • Продолжи узор ... из палочек

    Во многих "развивающих" тетрадках есть задания типа "продолжи узор по клеточкам". По сути внутри этого задания прячется два разных, надо понять…

  • Занятия с дошкольниками, очные и в Зуме

    У нас в этом году столько нового опыта, сколько давно не случалось. Например, мы теперь умеем вести занятия с дошкольниками не только очно, но и в…

  • Как играть в "шляпу"?

    В каждой компании есть свои любимые словесные игры. Одно время мы постоянно играли в "Элиас", со взрослыми и с детьми. Потом та же компания постоянно…

  • Прописи и листочки

    Меня иногда спрашивают, пользуемся ли мы материалами Монтессори. Идеями мы активно пользуемся, а вот сертифицированными материалами - нет. Хотя мы…

  • Моторное планирование, полоса препятствий и прогулки по лесу

    Моторное планирование - очень важный навык, который полезно развивать у дошкольника. Про это знают многие логопеды и учителя, нейропсихологи и…

  • Деревянная мозаика - мой любимый материал

    У меня в детстве было много необычных игрушек, потому что моя мама прочитала много статей про семью Никитиных, и сама для нас сделала из картона…

  • Выше-ниже. В каком порядке положили карандаши?

    Мы недавно решали с нашими школьниками задачки типа "Какую наклейку положили первую, ниже всех?" или "Какую счётную палочку положили раньше других?"…

  • Что за зверь дециметр?

    В начальной школе многие дети часто очень много решают задачек на перевод из сантиметров в метры, из килограммов в тонны и тп. Для многих детей всё…

  • Мои талантливые друзья и знакомые

    Мы в выходные ездили в гости к моей знакомой, Олесе Лихуновой, и там встретили другую прекрасную знакомую, Олю Оводову. А Олеся, помимо всего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments