jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Как объяснить ребёнку задачи с "иксами"?

Родители иногда хотят услышать прямо конкретный метод:
что сделать и как сказать ребёнку, чтобы он понял какую-то тему.
Проблема в том, что очень часто взрослый при этом вообще не видит проблему и не понимает, "как это можно не понимать, это же элементарно!"
Так вот, первое, с чем надо разобраться взрослому - это со своей позицией "это же очевидно!" или "это элементарно!"
Вспомните, как вы сами осваивали какой-то новый навык (например, учились водить машину), и поначалу вам было сложно смотреть на дорогу - И ОДНОВРЕМЕННО смотреть в зеркала. Или одновременно включать поворотники.
А потом постепенно навыки встроились. Появился автопилот.
Когда мы хотим что-то объяснить ребёнку, нам надо сперва нащупать тот уровень, на котором ребёнок себя чувствует уверенно.
Если буква "икс" его пугает, забудьте пока про неё, и вернитесь к тем задачам, где он сам знает, как считать (и убедитесь, что на этом уровне ему не надо поглядывать в лицо мамы или учителя за одобрением, он не пытается угадать методом телепатии, он точно знает, как получить правильный ответ)

Арифметика в школе бывает построена по-разному.
Иногда дети весь урок пишут прописи с цифрой "3" или весь урок решают задачи и примеры типа 4 + 1, 6 + 1, 5 + 1.
Потом - целый урок решают примеры и задачи 4 + 2, 6 + 2, 7 + 2.
Потом 5 - 1, 7 - 1 и тп.
При таком подходе дети, конечно, решают на уроке все задания быстро и успешно, они быстро видят, что "на математике можно не думать, главное - угадать алгоритм сегодняшнего урока"
Если те же самые задачи ребёнок встречает не в виде написанного текста, а ещё лучше - примера с числами, то он зачастую теряется.

Было 4 птицы, прилетела ещё одна, сколько стало птиц?
Это легко, а теперь - если мы проверили, что на таком уровне ребёнок идею понимает, мы можем предложить ему самому придумать свои задачки, чтобы получить ответ 5.
Например, было 8 конфет, 3 съели, сколько осталось?
Или было 25 машин, 20 уехало, сколько осталось.
Для многих детей это задание очень сложно, и в 6-7 лет, и даже во 2-3 классе.
Во многих школах детей приучают быстро отвечать на вопросы "не задумываясь", и делать как все, а для того, чтобы придумать свою задачу с нужным ответом, надо как раз задуматься - и сделать по-своему.

После этого можно попробовать решить задачку посложнее:
"Было несколько машин, к ним приехала ещё одна, и стало 5. Сколько машин было в начале?"
"У Маши было несколько конфет, она съела половину, и осталось 5. Сколько конфет у неё было в начале?"

Можно показать детям на пальцах число 6,
P2043176
А потом спросить, сколько пальцев спрятано.

PA105928
(Некоторые родители утверждают, что их дети умеют считать до 100, но при этом подобное задание ставит этих детей в тупик - они просят повернуть руку другой стороной, а то им не видно, сколько пальцев спрятано)

P2274000
На стенах висят тарелки с числами. У детей разные карточки, им надо получить в сумме 7 точек - на своей карточке плюс на тарелке.

P2274001
По сути надо решить задачку: у меня 3 конфеты, а надо получить 7.
Сколько надо добавить, чтобы стало 7?

P1161536
Выдали каждому по 10 кубиков.
Просим собрать из кубиков фигурки по схеме и отметить, сколько кубиков в каждой фигурке.
Осталось 2 лишних кубика. Надо ли пересчитывать все кубики, которые мы использовали в этой фигурке?
Как вы думаете, какая часть учеников может так упростить себе работу, и не пересчитывать кубики в фигурке, а считать те, что не пригодились?
(*Вопрос на засыпку - какая связь этого задания - и задач с иксами?)

PA035637
дали 5 палочек одного цвета, 5 палочек другого цвета,
а потом сложили из них картинки и нарисовали схемы.
А теперь спрячь из своих картинок по 1, 2 или 3 палочки, а я угадаю, сколько ты спрятал.

P1161577
Можно взять счётные бусы и на каждую нитку надеть по 10 бусин одного цвета (или для начала взять нитку 5 + 5 бусин)

PB289571
А дальше мы приходим к самому интересному.
Запиши правильный пример, спрячь его от меня, а мне напиши вместо одного числа - фигурку.
Как будто одно число надело маску.
Скажем, РОМБ + 2 = 6.
Какое число спряталось под ромбиком?

(Нет, не надо никаких иксов! Пусть это будут маски!)

ТРЕУГОЛЬНИК + 3 = 5
Знаете, как дети решают такие задачи?
Обычно они их решают подбором.
Что + 3 равно 5? А, знаю, это два.
Объяснить, как они рассуждали, дети обычно не могут.
"Ну я просто знаю!" - говорят они.
Это вполне честный ответ.

В школе в такой ситуации говорят: "Надо рассуждать не так, и записать, откуда мы взяли ответ! Давай напишем, как ты думал: 5 - 3 = 2"
Проблема в том, что он думал не так!
И дети довольно долго подобные задачи решают подбором, им так УДОБНЕЕ.

PB289572
а теперь КВАДРАТ + КВАДРАТ = 6.
Какая цифра под маской квадрата?

PB289575
Возьми 2 одинаковые карточки от игры, и с их помощью придумай мне задачку с масками.
Например, ЁЛКА + ЁЛКА = 10.

PB289577
Если какая-то тема даётся сложно, то полезно начать с того, что вместе с ребёнком придумывать такого типа задачи.
Если сама буква Х пугает ребёнка своей непонятностью, то пусть это будут маски, буквы, фигурки

PB289583
потом берём примеры, написанные заранее - и заменяем в каждом примере часть чисел масками (если там два одинаковых слагаемых, им даём одинаковые маски)

PB289585
а потом меняемся задачками с мамой (или с соседом по парте) и пробуем подобрать - что за числа спрятались под масками.

А у вас в школе были какие-то темы по математике, которые вам сложно было понять?
Tags: арифметические игры, задачи, кружок, мышематика, фото, школа
Subscribe

Posts from This Journal “арифметические игры” Tag

  • Что за зверь дециметр?

    В начальной школе многие дети часто очень много решают задачек на перевод из сантиметров в метры, из килограммов в тонны и тп. Для многих детей всё…

  • Семинары в Зуме

    Осенью мы успели провести два очных семинара про математику для дошкольников - один для родителей, другой - для педагогов. А теперь мы запланировали…

  • Семинар в Раменках про математику для дошкольников

    Мы провели ещё один семинар - для 40 педагогов, про игровое обучение дошкольников. Семинар получился живой и активный, мы многое успели – и теорию…

  • Осенние листики и игры с количеством

    Мы сделали для деточек листики разной формы: клён, тополь, ива - и на каждом листике точки, от 1 до 9 точек на каждом. А дальше давали детям самые…

  • Головы и ноги за забором

    Есть такие задачки, которые часто встречаются в олимпиадах, про головы и ноги. Например, за забором гуляют коты и гуси, всего у них 5 голов и 12 ног.…

  • Ну, расскажите, как там мой малыш?

    Родительское собрание в Зуме - для тех родителей, чьи дети ходят на Мышематику. В этом году к нам на занятия Мышематикой пришло очень много новых…

  • Где живут большие числа? Что такое стопятьсот?

    Я замечала не раз, что дети, которые учатся считать, зачастую обожают большие числа. Миллион, миллиард - эти слова их завораживают! Им интересно, что…

  • Как усложнить любую арифметическую игру с кубиком?

    У нас есть много разных заданий для дошкольников и для школьников, в которых мы используем игральные кубики. Так вот, самый простой способ…

  • Игральные кубики и арифметические игры

    У меня вышла новая тетрадка, буквально вчера привезли из типографии! " Игральные кубики в первом классе". В ней куча наших любимых игр и заданий,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments