jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Ну, расскажите, как там мой малыш?

Родительское собрание в Зуме - для тех родителей, чьи дети ходят на Мышематику.
В этом году к нам на занятия Мышематикой пришло очень много новых детей, и многие из этих детей с марта не ходили ни в сад, ни на занятия. Дети за это время, как родителям кажется, всё забыли. А родителям стало очень тревожно и непонятно, и многие из них эту тревогу направляют в понятное русло - на образование своих детей.
У нас в этом году какой-то шквал родителей, которые мечтают перевести детей в группу постарше, а между группами нас окружают плотным кольцом, и все задают в разных вариациях вопрос "Ну как там мой Вася (Петя, Аня, Даша)?!"
Родители тревожатся, и хотят, по большому счёту, услышать, что всё в порядке, они - хорошие родители, у них - прекрасные дети, и они не зря пришли на Мышематику.
В итоге мы решили сделать то, чего до того ни разу не делали - провели в Зуме родительское собрание. Если интересно, могу потом, когда смонтируем запись, выложить здесь - что мы там рассказывали и во что играли.
Рассказывали про нашу программу, про цели и задачи, про пользу подвижных игр, про запоминание инструкций и умение удерживать себя в рамках.

Мы начали с того, чему мы будем учить детей на Мышематике:
каждый урок у нас включает в себя арифметические игры, геометрические игры, игры на внимание, игры на умение удерживать длинную инструкцию.
Иногда мы добавляем к этому игры и задания на логику, на память, на развитие моторики.
Арифметические игры у нас разные, и мы много работаем с разными счётными материалами: кубиками, палочками, нумиконом.
P2274025
Мы активно используем игральные кубики и набор счётных кубиков base ten, там отличные палочки-десятки и сантиметровые кубики.

P2133687
Мы много считаем на пальцах (например, взрослый показал 6 пальцев. А дети должны придумать, как дополнить до десяти, добавив свои пальцы)
Родителям на собрании я предложила показать 6 пальцев разными способами, и мы поговорили о том, что выученный наизусть "состав числа" у многих детей "не работает", не помогает им решать жизненные задачи.

P2133724
Сгруппами 5-6 лет мы обычно начинаем со счёта в пределах 6, к концу года - в пределах 12, а с группами 6-7 лет начинаем со счёта в первом десятке, потом потихонечку начинаем разные игры с переходом через десяток, и с некоторыми активно считаем десятки, но обязательно - с опорой на разные счётные материалы.

P2133768
Мы играем в магазин и в кафе,

P2040355
и на разных примерах учим детей, что бывают ситуации, где сумму собирают из трёх или четырёх слагаемых.

P9265198
(У многих детей из занятий в саду вынесенное прочное убеждение, что примеры и "состав числа" - это обязательно ровно 2 слагаемых)

P1141473
Мы даём много заданий, которые одновременно и арифметические, и геометрические.

P1141458
Собери картинку по схеме (и сам выбери, в каком порядке делать, сам реши, с какой картинки начать), а потом обведи - сколько кубиков в этой постройке.
Каждый работает самостоятельно, но в заданных рамках.
Для многих детей это сложно, они могут успешно работать один на один, но не могут услышать, если взрослый даёт задание одновременно всей группе.

Наши любимые геометрические игры:
P2274034
Сложи из 4 кубиков по образцу мою картинку.
Самое сложное для многих - задания с треугольничками.

P2274057
На коробке с кубиками Никитина написано "для детей 2-7 лет", но у нас есть и сложные задания на проекции, которые мы с этими кубиками делаем со школьниками - и со взрослыми на семинарах.

В коробке 16 кубиков, но даже задания с 4 или 6 кубиками бывают достаточно сложные для детей 5-6 лет.
И здесь мы используем наше главное правило: начинаем с простых и посильных заданий, и только потом постепенно переходим к более сложным задачкам.
С кубиками можно отлично играть дома в "обезьянку", в обмен задачами.
Ребёнок складывает узор из своих 4 кубиков, взрослый повторяет за ним, потом меняются ролями.

P2274062
Сделай такую же картинку, но другого цвета - сложное задание!

P1141510
А ещё мы часто рисуем схемы своих построек - такие задачи и моторику развивают, и понимание идеи масштаба, и умение вести линию по клеточкам.
Сам придумал самолёт - сам его нарисовал! (Это намного интереснее, чем продолжать по клеточкам узоры, уверяю вас!)

P1141511
Кому-то сложно придумать что-то своё, и он смотрит, что делают соседи, и не может выбрать. А кому-то сложно нарисовать именно так, как сам построил...

Геометрические игры с разными материалами помогают ребёнку развить пространственное мышление, научиться уверенно копировать образец, понимать схемы, рисовать свои схемы.
Всё это потом не раз пригодится в школе и в жизни - в умении оценить пропорции буквы или постройки, в умении расположить картинки на странице не хаотично, а последовательно.

Логические задачки:
берём по 3 башенки разного цвета и разной высоты.
Надо расставить их в квадрате, как судоку, чтобы в каждом ряду и в каждой строке не повторялись башенки одного цвета или одной высоты.
P2133709
А потом можно предложить ребёнку спрятать 2 небоскрёба, а взрослый отгадает, каких не хватает.
Смогут ли дети объяснить, как именно мы отгадываем?

P1141484
играем в логические настольные игры (это "ёжик-потеряшка", аналог "барабашки")

P2133717
Мы играем в подвижные игры с правилами.

Умение соблюдать правила и инструкции - одно из ключевых, базовых, и без него крайне сложно учить детей в группе.
Именно поэтому мы активно играем на занятиях в подвижные игры - это способ научить детей слышать инструкцию, обращать внимание на педагога.
Наши первые занятия с новыми группами иногда больше похожи на тренировку по ОФП, на занятия в спортивной секции, а не на математику.
Почему?

P2113422
Да потому, что нам надо научить детей запоминать правила, слышать инструкцию, выполнять её самостоятельно. "Побежали, стоп!" Когда услышите "стоп", встаньте на одну ногу.
Отлично, усложняем. "Побежали, стоп! Встаньте на одну ногу, досчитайте тихо до шести, потом тихо вставайте на две ноги!"

P2113453
А теперь "побежали, стоп! Встаньте на 5 ног!"

P2113544
ползите, как котята!

P2113551
замрите, задрав 2 ноги!

Когда человек спокоен, ему проще соблюдать равновесие - например, соять на одной ножке.
Именно поэтому мы часто просим детей пробежаться - потом затормозить, успокоиться и постоять на одной ноге.

P2113667
А можем предложить построить башенку из конструктора, которая тоже требует аккуратности и равновесия...

PA035651
Играем в "шаги до кошки" - учимся оценивать расстояние на глаз, а потом проверять.

На первых уроках мы часто даём детям не очень сложные инструкции из двух шагов, скажем, пройди 4 больших шага, потом 3 раза хлопни в ладоши".
Ребёнок в 6 лет часто проходит не 4 шага, а 6, и потом вопросительно смотрит, мол, что там дальше надо было делать?
При этом, выйдя с Мышематики, он бодро рапортует маме: "Мы играли, всё было очень легко!"

Вот такое у нас получилось родительское собрание.
Родители тоже немного с нами поиграли, и было видно, что они успокоились и расслабились немного, заулыбались.

Записаться на занятия в Москве можно у нас на сайте
https://mousemath.ru/our-projects/mousemath-for-kids
А ещё у нас в эти выходные будет 2 семинара,
19 сентября для родителей, про то, как играть в математику дома, и что лучше "заходит" именно дома, не в группе,
а 20 сентября - для педагогов, про игры с группой дошкольников.
Tags: арифметические игры, геометрические игры, дошколка, математика, мышематика, подвижные игры, семинар, фото
Subscribe

Posts from This Journal “арифметические игры” Tag

  • Что за зверь дециметр?

    В начальной школе многие дети часто очень много решают задачек на перевод из сантиметров в метры, из килограммов в тонны и тп. Для многих детей всё…

  • Семинары в Зуме

    Осенью мы успели провести два очных семинара про математику для дошкольников - один для родителей, другой - для педагогов. А теперь мы запланировали…

  • Семинар в Раменках про математику для дошкольников

    Мы провели ещё один семинар - для 40 педагогов, про игровое обучение дошкольников. Семинар получился живой и активный, мы многое успели – и теорию…

  • Осенние листики и игры с количеством

    Мы сделали для деточек листики разной формы: клён, тополь, ива - и на каждом листике точки, от 1 до 9 точек на каждом. А дальше давали детям самые…

  • Головы и ноги за забором

    Есть такие задачки, которые часто встречаются в олимпиадах, про головы и ноги. Например, за забором гуляют коты и гуси, всего у них 5 голов и 12 ног.…

  • Как объяснить ребёнку задачи с "иксами"?

    Родители иногда хотят услышать прямо конкретный метод: что сделать и как сказать ребёнку, чтобы он понял какую-то тему. Проблема в том, что очень…

  • Где живут большие числа? Что такое стопятьсот?

    Я замечала не раз, что дети, которые учатся считать, зачастую обожают большие числа. Миллион, миллиард - эти слова их завораживают! Им интересно, что…

  • Как усложнить любую арифметическую игру с кубиком?

    У нас есть много разных заданий для дошкольников и для школьников, в которых мы используем игральные кубики. Так вот, самый простой способ…

  • Игральные кубики и арифметические игры

    У меня вышла новая тетрадка, буквально вчера привезли из типографии! " Игральные кубики в первом классе". В ней куча наших любимых игр и заданий,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments