jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Деревянная мозаика - мой любимый материал

У меня в детстве было много необычных игрушек, потому что моя мама прочитала много статей про семью Никитиных, и сама для нас сделала из картона разрезные квадратики, потом кубики "Сложи узор", потом "Уникуб" и "кирпичики".
А на даче у меня была мозаика, из которой можно было собирать разные симметричные узоры. Там были квадраты и ромбики, и треугольники.
Мне кажется, что там все детали были с углами 90 и 45 градусов, но не поручусь. Мне очень нравилось из этой мозаики собирать симметричные узоры и паркеты.
К таким мозаикам обычно прилагаются в комплекте схемы, где надо выложить узор из таких деталей - наложением. На занятиях Мышематикой мы такие задания предлагаем в 3-4 года (а есть дети, которые и раньше могут собирать по схеме, если схема в размер, и можно положить фигурки сверху прямо на схему).
Именно поэтому родителям часто кажется, что подобные мозаики и кубики интересны только для малышей.
P9194225
Ну собрал по схеме конфетку или цветок или птичку, а дальше?
А на самом деле подобные геометрические материалы дают возможность придумать целые серии разных геометрических задач.

P9194240
К кубикам Никитина "Сложи узор" и к набору деревянного катамино мы в итоге сделали свои книжки с заданиями от простого к сложному, для старших дошкольников и для школьников.
Теперь вот в планах тетрадки с заданиями про мозаику, про плашки, про геодоски и про счётные палочки.

P9204305
Со взрослыми на семинаре мы играли, например, так:
запомни картинку из трёх деталей мозаики, а потом словами, не трогая фигурки, объясни коллегам, как им такую штуку нарисовать по бумаге в треугольную клеточку.
У нас, кстати, есть записи семинаров про математику для дошкольников, и про математику для школьников. А ещё у нас будет 3 онлайн семинара в Зуме по пятницам 16, 23 и 30 октября - как играть в математику с дошкольниками.

P9204315
Кто-то объясняет, что это собачка, которая подняла ушки.

P9204314
Кому-то сложно договориться о масштабе и о том, как именно детали друг друга касаются.

P9204317
Педагогам мы вообще регулярно даём задания на умение чётко сформулировать свою мысль.

P9204322
Ещё с мозаикой можно давать кучу задач, у которых несколько правильных решений. Например, придумай из такого набора деталей 3 разные фигуры - и зарисуй их.

P9204324
Это очень приятно - придумывать своё.
С детьми мы тоже так часто играем: "сделай как хочешь в заданных рамках".

PA115785
Придумал собачку - нарисуй её (или сосчитай и отметь в табличке, сколько деталей каждого цветы ты использовал)

PA115782
котик и рыбка

PA115794
Дело в том, что каждый тип деталей провоцирует на какие-то эксперименты.
И даже в свободной игре с мозаикой можно понять, как замостить плоскость треугольниками, ромбами, шестиугольниками.

PA115786
Можно заметить в процессе игры, что у ромбов и квадратов из этого набора разные углы

PA115790
Придумывать своё очень увлекательно!

PA115778
А потом мы всем дали более хитрое задание:
из деталей такого набора собирать разные треугольники.

PA115800
из трапеции и треугольника легко собрать треугольник.
Из шестиугольника и трёх треугольников - тоже.
А вы можете собрать треугольник из трёх таких трапеций?


Запись семинара про математические игры для дошкольников
Tags: геометрические игры, мозаика, мышематика, паркеты, семинар, симметрия, фото
Subscribe

Posts from This Journal “геометрические игры” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments