jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Categories:

Моторное планирование, полоса препятствий и прогулки по лесу

Моторное планирование - очень важный навык, который полезно развивать у дошкольника. Про это знают многие логопеды и учителя, нейропсихологи и воспитатели, но при этом мало кто учит этому прицельно, хотя это было бы полезнее, чем все прописи, умение считать и читать вместе взятые.
Навык этот пригодится и в жизни, не только в школе, но уж во время учёбы этот навык нужен на каждом шагу. В первом классе на уроке ребёнку может понадобиться запомнить инструкцию: напиши буковку О до конца строчки, пропусти строчку и напиши буковку И до конца строчки. Нарисуй 4 квадратика и 4 треугольника.
Родители пожимают плечами, мол, а что такого, это же легко!
Дело в том, что сами мы уже давно умеем удерживать в голове подобные длинный цепочки и последовательности действий. А вот детям пяти-шести лет зачастую сложно именно это.
Навык моторного планирования гораздо лучше формируется вовсе не за столом, не во время сидячих занятий, а скорее на прогулке, на спортивной площадке, при ходьбе по пересечённой местности. Ходить по горке, перешагивать через брёвна и корни, удерживать равновесие на бревне - всё это помогает мозгу настроиться на определённые движения, на переключение между разными типами движения. И прогулка по лесу, по тропинкам, по оврагам полезна для развития мозга, а ещё точнее - для развития лобных долей.
Моторное планирование - это умение удерживать в голове несколько частей движения, где идти быстро, где медленно, где топнуть, где хлопнуть, где ты взбираешься по ступенькам или шагаешь на скользкое, а где можешь бежать со всех ног. Без этого невозможно учиться в школе - надо уметь планировать, когда ты сидишь, когда вынимаешь тетрадки и пенал, когда пишешь, когда слушаешь учителя.
На семинаре про обучение чтению наш логопед Лиля Луконькова рассказывала про то, как она использует полосу препятствий - для развития навыка моторного планирования. (Мы уже и запись её семинара выложили, а я всё собираюсь дописать про вторую часть её семинара. Пока не успела).

IMG_1138
фото ещё с новых черёмушек, года 4 назад

Во время полосы препятствий можно чередовать двигательные задания и умственные.

IMG_1141
Проползи по ряду стульев, потом скажи "мяу" и назови своё имя.

IMG_1145
проползи под стулом и скажи, сколько тебе лет

IMG_1139
Перешагни со стула на бревно

Тут надо пройти осторожно по кочкам, на синей кочке надо остановиться, прочитать слово, а в конце полосы надо будет найти к этому слову подходящую картинку, но в промежутке надо проползти под стулом или пройти по мостику, а потом решить быструю головоломку (например, собрать по схеме картинку из счётных палочек).
Мы нашим ученикам 5-6 лет сделали полосу и попросили на зелёной кочке называть дерево, на красной - фрукт. Казалось бы, простая инструкция, но не смог выполнить ни один.
Подобные занятия можно включить в домашние игры, в прогулку, и это зачастую полезнее, чем "мы с ним все ваши тетради прорешали", потому что на полосе препятствий ребёнку надо самому помнить задания и их последовательность.
В нашем детстве игр, которые требуют развитого навыка моторного планирования, было много. А сейчас у многих детей этого опыта мало, и именно поэтому им бывает сложно в начальной школе.
Вот, скажем, игра, в которой надо считать шаги и оценивать расстояние в шагах - гигантах, зонтиках, верблюдах, лилипутах - она тоже развивает навык моторного планирования.
Только боюсь, что нынче не найдёшь детей, которые бы знали такую игру. Да и родители тоже, наверное, все смешные шаги успели забыть.
Tags: моторное планирование, мышематика, нейропсихология, полоса препятствий, психология, семинар, фото
Subscribe

Posts from This Journal “семинар” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments