Навык этот пригодится и в жизни, не только в школе, но уж во время учёбы этот навык нужен на каждом шагу. В первом классе на уроке ребёнку может понадобиться запомнить инструкцию: напиши буковку О до конца строчки, пропусти строчку и напиши буковку И до конца строчки. Нарисуй 4 квадратика и 4 треугольника.
Родители пожимают плечами, мол, а что такого, это же легко!
Дело в том, что сами мы уже давно умеем удерживать в голове подобные длинный цепочки и последовательности действий. А вот детям пяти-шести лет зачастую сложно именно это.
Навык моторного планирования гораздо лучше формируется вовсе не за столом, не во время сидячих занятий, а скорее на прогулке, на спортивной площадке, при ходьбе по пересечённой местности. Ходить по горке, перешагивать через брёвна и корни, удерживать равновесие на бревне - всё это помогает мозгу настроиться на определённые движения, на переключение между разными типами движения. И прогулка по лесу, по тропинкам, по оврагам полезна для развития мозга, а ещё точнее - для развития лобных долей.
Моторное планирование - это умение удерживать в голове несколько частей движения, где идти быстро, где медленно, где топнуть, где хлопнуть, где ты взбираешься по ступенькам или шагаешь на скользкое, а где можешь бежать со всех ног. Без этого невозможно учиться в школе - надо уметь планировать, когда ты сидишь, когда вынимаешь тетрадки и пенал, когда пишешь, когда слушаешь учителя.
На семинаре про обучение чтению наш логопед Лиля Луконькова рассказывала про то, как она использует полосу препятствий - для развития навыка моторного планирования. (Мы уже и запись её семинара выложили, а я всё собираюсь дописать про вторую часть её семинара. Пока не успела).
фото ещё с новых черёмушек, года 4 назад
Во время полосы препятствий можно чередовать двигательные задания и умственные.
Проползи по ряду стульев, потом скажи "мяу" и назови своё имя.
проползи под стулом и скажи, сколько тебе лет
Перешагни со стула на бревно
Тут надо пройти осторожно по кочкам, на синей кочке надо остановиться, прочитать слово, а в конце полосы надо будет найти к этому слову подходящую картинку, но в промежутке надо проползти под стулом или пройти по мостику, а потом решить быструю головоломку (например, собрать по схеме картинку из счётных палочек).
Мы нашим ученикам 5-6 лет сделали полосу и попросили на зелёной кочке называть дерево, на красной - фрукт. Казалось бы, простая инструкция, но не смог выполнить ни один.
Подобные занятия можно включить в домашние игры, в прогулку, и это зачастую полезнее, чем "мы с ним все ваши тетради прорешали", потому что на полосе препятствий ребёнку надо самому помнить задания и их последовательность.
В нашем детстве игр, которые требуют развитого навыка моторного планирования, было много. А сейчас у многих детей этого опыта мало, и именно поэтому им бывает сложно в начальной школе.
Вот, скажем, игра, в которой надо считать шаги и оценивать расстояние в шагах - гигантах, зонтиках, верблюдах, лилипутах - она тоже развивает навык моторного планирования.
Только боюсь, что нынче не найдёшь детей, которые бы знали такую игру. Да и родители тоже, наверное, все смешные шаги успели забыть.