jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Семинар-игротека для родителей

Мы провели в Зуме семинар для родителей - про игры в математику.
Теорию обсуждали мало, зато много играли.
Математика – не телепатия, многим детям скучно заниматься абстрактными вычислениями, но им бывает интересно что-то сосчитать, если этот счёт не оторван от жизни, а включён в какую-то понятную деятельность. Если надо посчитать что-то при игре в магазин или в кафе, это намного интереснее, чем когда ты просто решаешь задачу из учебника.
PC118947
В школьном курсе математики именно арифметика занимает основное место, но важно помнить, что математика – это не только арифметика, но и логика, и геометрия.
В школе часто просят «выучить наизусть и ответить быстро». Важно понимать, что на самом деле математика – это размышления, неспешные эксперименты, и выводы, которые ты сам сделал, накопив достаточно практики.
Для того, чтобы у детей было много разнообразной арифметической практики, мы часто используем самые разные варианты игр с игральными кубиками. У нас про это вышло уже 2 книжки, «Математика с игральным кубиком» и «Играем, считаем» - более сложная, с основами умножения.
Арифметические игры могут быть такие:
PC118946
Бросаем игральный кубик, и он подсказывает, какой формы рисовать игрушку на ёлочке: 1 = круг, 2 = месяц, 3 = треугольник, 4 = ромб, 5 = звёздочка, 6 = спираль или конфетка. А второй кубик подсказывает, сколько игрушек такого типа надо нарисовать. Получается с одной стороны игра на логику, на условные обозначения, а с другой – способ сделать похожие, но разные открытки для друзей или родственников.

А вот другая версия: бросаем кубик, и сколько точек выпало, столько рисуем ёлочек. Бросаем второй кубик – столько на каждой ёлочке рисуем игрушек. Получается игра на умножение.
PC118950
Играем в тир: бросаем один кубик – столько двигаемся вбок, бросаем второй кубик, столько двигаемся вверх, и видим, сколько очков даёт нам этот выстрел. Можем посчитать сумму по трём выстрелам.

PC118951
Бросаем 2 кубика, считаем сумму – и играем в соревнование столбиков

P5187166
(эта игра родителям кажется простой, но мы очень рекомендуем самим поиграть, и посмотреть, какие столбики заполняются раньше других, и обсудить с детьми, какие столбики не заполняются, а какие заполняются редко)

PC118952
Играем в таблице сотни – прячем клад, и считаем, сколько шагов от названного числа до клада.

IMG_20200530_224040в сотне
Вот тут спрятано 36 и все клетки, которые отошли на 1 шаг от клада.

Например, мы положили клад на число 36. Тогда от чисел 26, 46, 35 и 37 до клада ровно 1 шаг. (Мы шагаем по прямой, по вертикали или по горизонтали). От чисел 16, 56, 34, 38 до клада 2 шага. От чисел 25, 27, 45 и 47 – тоже до клада два шага.
Можно предложить детям загадать число и назвать 5 чисел, от которых до клада 2 шага – а мы попробуем отгадать, где клад.

P5187097
А можно загадывать клад и в таблице Пифагора

Бросаем кубик – столько берём десятков, бросаем второй кубик, столько берём единиц, и с этими деньгами понарошку играем в кафе или в магазин (можно связать спички по 10, и этими вязанками пользоваться как счётным материалом) Многие дети могут по порядку посчитать от 1 до 100, могут назвать правильно число типа 34 или 68, но при этом они не очень уверенно ориентируются в десятках и единицах, и наглядные штуки типа вязанки спичек помогают им осознать, что 42 больше, чем 24.

PC118948
Мы нарисовали несколько головоломок типа «арифметический треугольник». В треугольнике пишем 3 разных числа, а на стороне пишем сумму двух чисел. А теперь попробуем, зная три суммы, найти три числа, которые были в центре. (Дети решают эту задачу подбором, а взрослые могут придумать более рациональный способ решения)

PC118953
Арифметические настольные игры - я про них потом напишу более подробно.

PA161130

Спящие королевы – игра с отличным балансом, в которой короли могут разбудить спящих королев, а игроки могут составлять примеры на карточках, чтобы обменять как можно больше карт

PC138979
Арифмемори – начинаем с того, что играем открыто, потом уже играем как в мемори, стараясь получить один из предложенных ответов

Зевс на каникулах – динамичная игра, в которой фигурка Зевса то и дело переходит из рук в руки, а игрокам приходится считать и прикидывать, когда какую карту разыграть. Выигрывает тот, у кого на руках фигурка Зевса, когда высота Олимпа дорастёт до 100.

P5197221

Турбосчёт – динамичная игра, в которой нужно постоянно следить и прикидывать, какие ситуации могут привести к выигрышу
PA287003

PB294546

Делиссимо – неспешная игра про пиццы с разными ингредиентами и про дроби

Цветариум – неспешная, но весьма азартная игра про умножение: на каждой клумбе растут цветы одного вида. На каких клумбах мы можем вырастить 27 цветов? А 36 цветов?

PC118954
Делаем карточки с числами 1, 2, 4, 8, 16 – и при помощи этих карточек набираем сумму 13, 18, 21.
И кстати, почему мы выбрали именно такой набор карточек?
Какую самую большую сумму можно набрать, если мы используем эти 5 карт? А какую самую большую сумму мы сможем набрать, если мы возьмём карточки с числами 1, 2, 3, 4, 5? Все ли числа мы сможем набрать, если сделаем карточки 1, 3, 5, 7 и 9?

Вот тут запись большого семинара про арифметические игры для школьников.

Про логические игры на этом семинаре мы почти не успели поговорить, но у нас недавно был про это длинный семинар, его можно отдельно посмотреть в записи.
Из всех логических игр мы показали только несколько настольных:
PA015282
Сет – логика в чистом виде, с абстрактными символами.

PA307070
Мы обычно учим новичков, убирая один из признаков – тогда проще искать «красивую семейку» из трёх карт.
PA015239
Чупер – логика на вкусняшках. Мы выкладываем карточки до тех пор, пока кто-то из игроков не заметит три карточки, имеющих общий признак. Тогда он говорит: «Везу!» и после этого называет признак, скажем, «везу однушки», или «везу тортики» или «везу оранжевые!»

PA297027
Быстрологика – быстрая игра, в которой надо избавляться от своих карт, и называть общий признак. Каждый набирает в руку 3 карты из своей колоды, и сбрасывает по одной карте в любой из двух домиков.

PA020046

Котосовы – те же признаки, но в антураже Хэллоуина – коты и совы, синие и рыжие, полосатые и пятнистые.

Барабашка – на простых карточках мы ищем, какой предмет нарисован своим цветом, а на сложных действуем методом исключения .

Мы прямо на семинаре сделали свои карточки для игры в «барабашку», и успели немного в неё поиграть. Мы вообще с появлением Зума научились делать себе реквизит для настольных игр прямо во время урока!

P5116689
А ещё мы попробовали рисовать наборы «четвёртый лишний», в которых каждая из картинок лишняя по одному из признаков.

P5116707
Потом мы немного поговорили про шифры, зашифровали имена и слова по стрелочкам, поговорили про шифр замены, сделали свои шифровки.

P6018009
шифровка азбукой Морзе

Немного порешали головоломки типа «Цифры в масках»: разные цифры надели разные маски, а одинаковые цифры – одинаковые маски. Надо разгадать, где какая цифра.

В конце семинара мы совсем капельку поиграли в геометрические игры: собирали треугольники по карточкам из мозаики, нарисовали серии картинок «переложи одну палочку» - заодно поговорили про схемы и про масштаб.
PC118955
Потом нарисовали фрактал и вырезали фрактал-ступеньку.


Мы даже в зуме научились такие штуки вырезать ))
Вот тут записи зум-семинаров.

Весь семинар у нас наравне со взрослыми принимали участие несколько детей – решали задачки, придумывали шифровки, и были очень увлечены.
У нас в конце семинара спросили, есть ли у нас кружки в Зуме для школьников.
Есть!
Вот тут таблица со всем расписанием зум-групп - их у нас около 70, на разные возраста!
Tags: арифметические игры, геометрические игры, математика, математика с ножницами, мышематика, семинар, таблица Пифагора, таблица умножения
Subscribe

Posts from This Journal “семинар” Tag

  • Страхи, страшилки, монстры и зомби. Я боюсь, что мой ребёнок испугается

    Вы помните период, когда дети друг другу рассказывают не только анекдоты, но и страшилки? Был ли у вас такой период, и если да, то что именно у вас…

  • Мышематика онлайн летом и осенью в зуме

    Всю весну на нас сыпались заявки, мол, весной не можем, но очень хотим онлайн-занятий летом, не олимпиадных, а нам бы попроще что-нибудь, "хвосты…

  • Семинары для родителей "Лето перед школой"

    Многие родители после занятия подходят к преподавателю с вопросами типа «А как там мой?» или «Что вы нам посоветуете?» Понятно, что многие родители…

  • А как там мой?

    На семинаре вчера многие педагоги спрашивали, что мы отвечаем на вопросы родителей, которые подходят к педагогу после урока, заглядывают тревожно в…

  • Год 2020 в картинках. Апрель - май - июнь

    Что у нас было необычного? Да как у всех - карантин. Мы сидели дома, и очень много работали. Постоянно снимали новые ролики для дистант-курса "…

  • Геометрия для малышей

    Когда я была маленькая, моя мама нашла где-то чудесную книжку Шеврина и Житомирского "Геометрия для малышей"! О, как я любила слушать эту книжку,…

  • Семинар для родителей 11 декабря 2020

    У нас будет 11 декабря в Зуме семинар для родителей - про то, как играть со школьниками в математику. Я думаю, семинар будет интересен и для…

  • Зевс на каникулах

    Пока наши группы ЦДО не перевели на дистант, мы успели научить наших школьников играть в несколько настольных игр. Зевс на каникулах - игра не…

  • Мышематика и стажировка. Новые группы в Челябинске!

    Когда я 10 лет назад начинала вести занятия для шестилеток, я не думала, что из этого вырастет целая школа с кучей педагогов, с кучей точек по всей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments