jane (janemouse) wrote,
jane
janemouse

Category:

Нужны ли детям схемы и шаблоны

У Юли Кузнецовой в Инстаграме интересное обсуждение про схемы и шаблоны. Нужны ли они, и не испортит ли работа с шаблонами фантазию, креатив и готовность придумывать своё.
Юля Кузнецова - не только писатель и автор прекрасных книжек, и мама троих детей, но ещё и автор прекрасных игр и пособий по развитию речи, и она помогает детям научиться сочинять свои истории и даже свои детективы!
Она предлагает детям дописать кусочек истории, или даже не писать, а придумать и продиктовать маме. Вроде как, мы даём шаблон и опору, но реально это помогает ребёнку включить свою фантазию, и быть уверенным в том, что у него всё получится.
Много лет я вела занятия для мам с малышами 2-3 лет,
мы каждую среду играли в пальчиковые игры, водили хороводы,
Подбрасывали мячики или прятались под игровой парашют,
а потом рисовали или лепили...
В каждом занятии есть свои изюминки, свои особенности. В 2-3 года малышам нравится играть с солёным тестом и пластилином просто так, ради процесса, но родителям уже хочется получить на выходе какой-то осязаемый результат. В этот момент нам на помощь приходят шаблоны и схемы.

PC138975
Мы можем налепить толстым слоем солёное тесто на вырезанную из картона ёлочку - а потом ребёнок будет украшать ёлочку игрушками из бусин, камушков или фасолин.
А можем взять комочек солёного теста - и в него втыкать зубочистки, чтобы вышел колючий ёжик.
PC138973
Дети с одной стороны учатся аккуратно обращаться с зубочистками и другими острыми предметами, а с другой - играют с тестом, и получают результат, ёжика, которым можно играть.


У меня как-то был один шестилетний ученик, который не умел и не любил рисовать, и вообще отказывался брать в руки карандаш. "У меня не получится!" - говорил он.
У него и вправду была слабая кисть, ему было сложно удержать карандаш, и он отказывался даже пробовать.

PA105697
Нам надо было придумать какой-то проект, который у него точно получится.
Начали с рисования улиток, сперва круглых, а потом и другой формы.
Ура! Получилось!

PB067556
потом мы обводили контуры листочков

PB067559
и пропечатывали листья восковыми мелками. Было сложно - листья сползали, мелки ломались, но с каждым разом получалось всё лучше и лучше.
И чем лучше получалось, тем более уверенная становилась линия, тем лучше был нажим, и симпатичнее результат.
Нарисовать сразу листочек дерева, да ещё нарисовать несколько листьев разной формы - это и взрослым бывает нелегко.
И некоторые дети в итоге мало рисуют, потому что им не нравится результат.
Они просят взрослого: "научи меня, покажи мне, как рисовать домик, как нарисовать котика!"
А взрослые слышали где-то, что давать шаблоны вредно, это приводит к тому, что ребёнок рисует только этими штампами, и не развивает фантазию.
И взрослый говорит "нет, нарисуй сам как хочешь". Кто-то идёт и рисует, а кто-то пробует и бросает.
Можно поступить иначе - дать не один шаблон, а 3-4 разных. Домик квадратный и прямоугольный, с треугольной крышей, с трапецией и со шпилем, окошки не только квадратные, но и стрельчатые.
Тогда ребёнок сможет из этих кирпичиков придумать что-то своё.

В занятиях математикой мы тоже стараемся чередовать задания типа "собери по образцу" и "собери по схеме" с заданиями "сделай как хочешь, а я полюбуюсь! (сфотографирую, повторю за тобой)

В тетрадке "Сложи узор" есть и совсем простые задания для малышей, с крупными шаблонами, и рамки для заданий "сложи свою картинку из 4 кубиков, и сложные задания, на проекции и изометрию - для школьников! И в сложных заданиях мы тоже стараемся давать задачи типа "сделай сам как хочешь, потом нарисуй".

В школе очень часто учителя диктуют шаблон решения задач, скажем, "если слышишь в условии "сколько всего" или "сколько вместе", пиши "плюс", а если в условии "отдал" или "забрал", то надо ставить знак "минус".
В итоге некоторые первоклашки привыкают к мысли, что бывают задачи двух типов "на складывание" и "на отнимание".
А в каких ситуациях вам кажется правильным давать детям шаблоны?
И в каких ситуациях шаблоны мешают?
Tags: видео, дети, лепка, прописи, психология, рисунки, соленое тесто, фото
Subscribe

Posts from This Journal “прописи” Tag

  • Мелкая моторика, и где её берут

    Очень часто я встречаю родителей, которые убеждены, что если ребёнок умеет строить из Лего, то у него всё в порядке с мелкой моторикой, и поэтому не…

  • Занятия с дошкольниками, очные и в Зуме

    У нас в этом году столько нового опыта, сколько давно не случалось. Например, мы теперь умеем вести занятия с дошкольниками не только очно, но и в…

  • Прописи и листочки

    Меня иногда спрашивают, пользуемся ли мы материалами Монтессори. Идеями мы активно пользуемся, а вот сертифицированными материалами - нет. Хотя мы…

  • Собираем буквы из того, что под рукой

    Моему сыну в своё время очень повезло, у него была потрясающая первая учительница. И хотя мой сын пришёл в школу, не умея ни читать, ни писать, она…

  • Прописи: продолжаем игры с буквами

    Мне не встречалось пока интересных прописей, все какие-то унылые, с однотипными скучными палочками и крючками. А ведь буквы можно рисовать, лепить,…

  • Прописи: чем на на чём можно писать буквы?

    Многим детям сложно писать буковки именно потому, что надо сразу писать мелко, попадать в узкие линеечки, а образ буквы ещё не сформирован. Как…

  • Играем в прописи

    Мои дети много рисовали, лепили, играли в глину, но всё равно в первом классе прописи им давались нелегко, особенно старшему. В итоге мы изобретали…

  • Играем и читаем

    На последнем занятии "Мышематики" играли с пятилетками в квест, и одним надо было найти картинки со словами из 3 букв - и выписать их (кот, лев, дом,…

  • Прописи и каллиграфия: когда и зачем?

    В разных странах обучение родному языку проходит по-разному. Исторически так сложилось, что в России учат сперва каллиграфии, потом грамоте. Это идёт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Posts from This Journal “прописи” Tag

  • Мелкая моторика, и где её берут

    Очень часто я встречаю родителей, которые убеждены, что если ребёнок умеет строить из Лего, то у него всё в порядке с мелкой моторикой, и поэтому не…

  • Занятия с дошкольниками, очные и в Зуме

    У нас в этом году столько нового опыта, сколько давно не случалось. Например, мы теперь умеем вести занятия с дошкольниками не только очно, но и в…

  • Прописи и листочки

    Меня иногда спрашивают, пользуемся ли мы материалами Монтессори. Идеями мы активно пользуемся, а вот сертифицированными материалами - нет. Хотя мы…

  • Собираем буквы из того, что под рукой

    Моему сыну в своё время очень повезло, у него была потрясающая первая учительница. И хотя мой сын пришёл в школу, не умея ни читать, ни писать, она…

  • Прописи: продолжаем игры с буквами

    Мне не встречалось пока интересных прописей, все какие-то унылые, с однотипными скучными палочками и крючками. А ведь буквы можно рисовать, лепить,…

  • Прописи: чем на на чём можно писать буквы?

    Многим детям сложно писать буковки именно потому, что надо сразу писать мелко, попадать в узкие линеечки, а образ буквы ещё не сформирован. Как…

  • Играем в прописи

    Мои дети много рисовали, лепили, играли в глину, но всё равно в первом классе прописи им давались нелегко, особенно старшему. В итоге мы изобретали…

  • Играем и читаем

    На последнем занятии "Мышематики" играли с пятилетками в квест, и одним надо было найти картинки со словами из 3 букв - и выписать их (кот, лев, дом,…

  • Прописи и каллиграфия: когда и зачем?

    В разных странах обучение родному языку проходит по-разному. Исторически так сложилось, что в России учат сперва каллиграфии, потом грамоте. Это идёт…