Июль 2004
Казантип – подробнее лень
29.6. Поезд Москва-Керчь оказался вполне приличным и чистым. Дети вели себя вполне адекватно – не особо бесились, на остановках играли в «колдунчики», слушали книжки, играли, рисовали на магнитных экранах. А вот ночь была веселая – таможня и пограничники с 2 до 4 ночи, не считая громких выкриков менял: «Кто еще забыл поменять рубли на гривны?!» У нас-то все было в порядке с документами и вещами, а вот парня, везущего компьютер, трясли и те, и эти. Потом нас разбудили идиотским вопросом: «Какой марки ваша гитара?» Я спросонья долго тормозила, потом наконец ответила: «Гитара. Ижевского производства. Показать?» Смотреть не стали. А Настю с Катей и Федькой чуть с поезда не сняли – у нее на детей были только ксероксы свидетельств, а нужен обязательно оригинал.
30.6 Приехали днем – а там дождь льет. Все приуныли. Поезд на станции «Семь колодезей» стоит всего 2 минуты, так что вещи заранее перетаскали в тамбур, и выгрузились очень оперативно.
Элла встретила нас на трех микроавтобусах – кое-как все втиснулись, и из пос Ленино поехали в свой пос. Щелкино, который строили для обслуживания АЭС.
Мы выгрузили вещи возле дома, где снимала квартиру сама Элла, и отправились искать жилье. Оля и бабушка Сима остались пасти 6 детей, а мы с Натальей пошли искать квартиру. Нас водила наглая и жуликоватая тетя Маша, показывала всей толпе одну квартиру за другой, но нам все они не нравились. Потом понравилась одна – но показалось, что дорого, и мы пошли искать дальше. В итоге нам предложили: «Есть неподалеку одна большая двухэтажная дача, оттуда и до моря близко, и вид шикарный!» И мы потащились по грязище минут 20 пешком – на холм – смотреть эту самую дачу.
Я понимаю, сама виновата – но у меня при словах «большая двухэтажная дача» возникают вполне конкретные ассоциации, например, наше Перхушково… А тут оказался крохотный и тесный домишко на самой верхотуре, детей туда водить и продукты таскать – просто немыслимо, не говоря уж о том, что туалет на улице, кухня крохотная, а питьевую воду надо привозить.
Мы долго думали – и вернулись в ту самую квартиру, дорогую, но удобную и большую. Все прочие квартиры, что мы успели посмотреть, были темные, тесные и старые, пропахшие пылью, увешанные коврами и уставленные хрусталем. А эта нам понравилась сразу – длиннющий коридор, две большие комнаты и еще спальня поменьше, а главное – огромная кухня, сращенная с балконом – есть, где порезвиться, есть, где поиграть, почитать и порисовать такой толпе.
Устали мы страшно – пока искали, пока вещи таскали. Оля и бабушка тоже устали – насиживать 6 детей в незнакомой обстановке. Уложили детей, потом долго разбирали рюкзаки, раскладывали вещи по шкафам.
От усталости и суматохи, от неустроенности быта в первый вечер у всех было поганое настроение. Я и по прошлым поездкам такое помню: пока все не наладится, так неуютно бывает. А потом привыкаешь, и уже знаешь, куда идти, где еду покупать, где купаться – и сразу проще и веселее жить.
1.7 Утром, пока Оля кормила разборчивых детей завтраком, мы с Натальей сходили на рынок – закупили крупы, овощей-фруктов, яиц – еле до дома дотащили, хотя рынок от нас совсем близко.
Поели – и пошли на тренировку. Элла выбрала для тренировок полянку возле лесенок и турников, на полпути в сторону Мысового. Тренировка в первый день была маленькая, скорее, разминка.
Элла сказала, что поведет всех в 5 вечера в поход – в Мысовый и на Татарку.
Волны и ветер были очень сильные, поэтому после первой тренировки мы не стали купаться, только на песке поиграли немного.
К нам в квартиру залетают ласточки!
После обеда мы долго и тщетно пытались уложить детей поспать днем. Потом пытались прикинуть, что нам может пригодиться в 3-часовом походе: еда, питье, непромокаемые куртки, теплые кофты, что еще?
Мы пришли заранее, и немного попрыгали в волнах. Вода теплая, дно песчаное, у берега совсем мелко, потом яма – чуть выше пояса – и снова отмель. Очень детское море! Мелко, теплая вода, хорошее дно, и много песка и ракушек!
Купаться в больших волнах мне очень понравилось.
Потрясающее впечатление, когда огромная волна накатывает, заслоняя море, и небо, и все вокруг, накрывает, тянет – ощущение пространства и времени исчезает напрочь. Стоишь, ждешь, потом подпрыгиваешь, куда-то катишься вместе с волной, хохочешь, отфыркиваешься, снова ощущаешь дно – и снова тебя подхватывает новая волна…
Первый поход был довольно странный: мы долго всех ждали, потом шли то быстро, то медленно, очень растягивались. Элла повела нас берегом до Мысового, до керамики, потом через поле – на Татарку, там окунулись, и другой дорогой вернулись под вечер, очень усталые, в Щелкино. Если б мы на Татарке хоть на пять минуток отошли от пляжа и заглянули в заповедник, то мне бы этот поход куда больше понравился, а так запомнилось только, что была жара, и нытье, и я очень рычала на Гришку, который утопил в море носки и дважды одетый зашел в воду, промочив оба комплекта одежды.
Домой шли уже еле-еле, я рассказывала про малиновую кошку, про Дом и гном, про трамвай, вспоминала походные байки из книжки Дружинина – развлекала детей как могла, лишь бы шли. Добрели около 9, доели картошку, оставшуюся с обеда, и рухнули спать.
2.7 Мы с Галей и Катей утром сбегали на рынок за ягодами. В первые дни дети охотно ели и шелковицу, и малину, и черешню, а потом привыкли – и есть ягоды стали куда менее охотно.
В 8 утра мы с Олей пришли на тренировку – оставили Галю и Ирису играть на песке, а сами пасли Катю и Гришку. А с 9 до 10 малышовая тренировка, на которой Галя и Лиса оказались самыми старшими. То ли от этого, то ли оттого, что Гришки не было рядом, Галя прекрасно тренировалась (а в Москве она на тренировках все больше дурака валяла, на шведской стенке лазила или на матах сидела, или ныла). Мы с Олей после двух подряд тренировок страшно устали. После тренировки играли на песке, купались, танцевали с платками парео, снова прыгали в волнах… Взяли на пляж пучок морковки и контейнеры с ягодами – слопали все мгновенно!
Жарко, и пока от пляжа до дома дойдешь, уже успеваешь устать ужасно.
После обеда Наталья читала детям, а мы с Олей дремали – сил не было встать, куда-то идти, что-то делать… Из всех детей уснула только Лиса.
Второй поход был в сам заповедник Казантип.
В этом походе было куда меньше народу, и темп был более ровный. Мы снова прошли до Мысовки, и через поселок поднялись по дороге на холм, потом шли через сам мыс, и с верхушки, от странного бетонного сооружения, смотрели на все окрестности. Дивное зрелище – видны многоэтажки Щелкино за переймой, видна Русская бухта и крыши Мысового, видна вся Татарская бухта, и море со всех сторон от мыса Казантип.
В этом году весь июнь был холодным и дождливым, из-за этого в заповеднике сейчас не сухая голая степь, а колючие травы по пояс, ходить не так уж просто, но зато сказочно красиво.
Какие волшебные там запахи, какие огромные кузнечики, какие бабочки, какие цветы! Ах!
Мы спустились в Мысовый по короткой тропинке, и на машине доехали в Щелкино. Мы ухитрились забиться все в одну легковушку, и потом проделывали это не раз: 4 взрослых и 6 детей, не считая водителя!
Всем хороша наша квартира, но водогрей сломан, а греть воду кипятильником и на электро-плите – очень долго. Уложив детей, мы стали мыть голову, и легли в 12 ночи…
3.7 Встали в 6.30 по будильнику – и сами еле проснулись, и детей с трудом растолкали. Катя тренируется аж два раза – сначала со старшими, потом – с малышами… Первая половина тренировки была на солнце, и мы все успели перегреться.
Волн уже нет, и мы все отлично купались.
После тренировки я вооружилась ножницами, и прямо на пляже подстригла Гришку – у него волос было очень много, челка уже все глаза закрывала… Стало чуть приличнее, и глаза видать.
Домой с пляжа мы уходим в 11.30 – 12, и в это время уже очень жарко. Я от жары очень устаю, есть не могу, шевелюсь с трудом – приползаю и ложусь. Хорошо еще, что в квартире прохладно!
Бабушка Сима после обеда вышла во двор погулять с Гришей и Катей. Как приятно иметь бабушку!
В третий поход – в сторону беседки – решили не ходить, потому что и без того устали. Когда жара спала, сходили на пляж, а на обратном пути запустили всех шестерых детей на надувной батут – то-то было радости, визгу и смеха!
Я подарила Гришке игру «Кто первый» - типа «крестики-нолики» для малышей, надо закидывать фишки и выстроить 4 в ряд, по горизонтали, вертикали или диагонали. Гришке и Кате понравилось, играют толково, ходы просчитывают, а остальные просто кидают фишки как попало…
4.7 Сегодня пасмурно, ветер, дети аж замерзли под конец тренировки, так что мы утром не купались, а пошли сразу домой.
Саша и Даша пригласили нас к ним в гости на Татарку с гитарой – песен попеть, пообщаться. Мы собрались и приехали к ним после обеда.
Саша, Миша и Даша собираются на 4 дня сходить в поход на Демерджи, с двумя детьми – Маше 3.5, Глебу 2.9, оба впервые пойдут пешком. Хотят подняться от Лучистого, и мимо вдп Джурла дойти до Джур-Джура, спуститься в Генеральское. Звучит заманчиво!
Мы приехали на Татарку, и идея похода на Демерджи нас заразила. Мы с Олей долго изучали карту, говорили, что нам этот маршрут мал, и пытались придумать, как бы нам побольше успеть пройти. Потом стали прикидывать, что нам нужно из снаряги. Спальники есть детские, а сами укроемся покрывалом, и сойдет. Пенки нужны, аж 6 штук, и 2 палатки, горелку – на всякий случай.
Мы отправили в Москву Мишке и Витьке несколько СМС-ок, попросили прислать нам снарягу.
Я посмотрела, какое жилье на Татарке, и мне очень там понравилось – комнатки небольшие, зато двор отличный, и беседка, увитая виноградом, и куры с цыплятами, и до моря ближе гораздо, и вообще очень уютно – примерно, как в Голубой Бухте, но гораздо дешевле.
5.7 Мы решили не будить двойняшек так рано, и Катьку тоже, так что сегодня из всей нашей компании на первую тренировку пошли только мы с Гришкой. Сегодня опять волны и ветер, купались мало, зато построили большой дворец из песка, и дети в него притащили кучу божьих коровок.
В первые дни дети охотно ели шелковицу, а теперь перестали.
Я напекла гору оладушек с изюмом и с яблоками, мы их взяли с собой – и поехали на Татарку – там меньше ветра и волн, и приятнее купаться.
Мы надули зеленого смешного дракона, и с него все бултыхались в воду. Потом дети строили из песка, и Гришка всеми командовал сурово, а мы сидели, уткнувшись в карту 500-метровку.
Попросили у ребят карту, и Оля ее ночью срисовывала над лампой – через стекло, позаимствованное из холодильника.
6.7 После тренировки мы взяли деньги и документы и поехали с Натальей в Ленино, на станцию. Успешно встретили переданный с проводником рюкзак, а вот с билетами вышла накладка. Для начала нам вообще отказались продавать больше 9 билетов в одни руки. Потом оказалось, что я забыла на тумбочке свой паспорт, и бабушка Сима мне его привозила. Но самое печальное, что злобная кассирша не стала нам выбивать билеты на один день, и Наталья купила билеты на 20-ое, а мы – на 21-ое. Плацкарта уже не было, и пришлось нам брать купе. Эх! В Москве надо было билеты брать, и не выпендриваться! А самое главное, там не продают билеты на детей по заверенной копии свидетельства о рождении, и мы долго не могли придумать, как быть. В итоге взяли билет на меня и моих детей – по моему паспорту, а Насте – на нее и на Федьку, ведь он у нее в паспорт вписан.
Вернулись с билетами, но усталые и злые на противную кассиршу.
Весь вечер собирали рюкзаки. Оля все пыталась забрать себе побольше вещей, а мы пытались ее убедить, что не стоит.
Договорились с маршруткой на 6 утра у автостанции.