Поход на Демерджи
Мы собирали рюкзаки до 11.30 вчера, и будильник я сдуру поставила на 4 утра. Так спать хотелось – ох! Оля обнаружила, что еще 4 утра – и мы час доспали.
А в 5.10 пришла Наталья и сообщила, что Аняка заболела, у нее 39, и минут 20 ее уговаривали остаться дома с бабушкой. Мои дети при такой температуре лежат пластом, а эта егоза скачет по всему дома, бодренькая такая.
Да уж, хорошенькое начало! Будем надеяться, что Ирка не заболеет…
Наталья спешно перепаковывала рюкзак, а я вынула спальники из-под спящих детей, убрала спальники в свой рюкзак – дети даже не проснулись, и поднять их было нелегко.
В 6 прибежали к автостанции и погрузились в маршрутку. Ребята уже заняли все передние места, а сзади трясло так, что даже меня начало укачивать через 15 минут. Попросили поменяться – Миша сел назад к нам, а Олю с Ирисой пересадили вперед. Помогло относительно – все равно Лису через час стало тошнить, а потом уже на повороте к Лучистому тошнило Ирку. Мои дети выдержали – их редко укачивает.
По пути от Ленино к Симферополю видели дивные поля маков!
В 10 высадились около родника неподалеку от Лучистого, расплатились с маршруткой, и перекусили. Скормили детям творожки, огурцы-помидоры, яички и булки, которые мы брали на дорогу.
Было очень жарко, градусов 30, но не сидеть же весь день возле шоссе – и мы, взяв рюкзаки, полезли в гору, по тропинке мимо турбазы и конюшни. Дети шли вполне прилично поначалу, потом Катька так устала от жары, что начала вопить и всхлипывать, но продолжала идти. Через полчаса пришли на полянку возле крепости Фуна, и обнаружили там … ларек! А еще там была тень, куда мы посадили всех детей. Катя успокоилась и немного пришла в себя. Ириса лазила на дерево и играла в белочку. Дети карабкались на большой камень, и оттуда любовались на Чатырдаг и на море.
От ларька мы перешли по дороге через поле и пришли … к еще одному ларьку! Ну, блин, цивилизация! А возле родника поилка, там один за другим останавливаются табуны лошадей, вверх и вниз скачут конные экскурсии. Саша 4 года назад ночевала возле этого родника, а теперь тут такой проходной двор – ужас!
Мы бросили рюкзаки в тени возле ларька, и пошли смотреть крепость Фуна. Я много раз была на Демерджи, а вот эту крепость ни разу не видела. Вход платный, но не особо – кажется, 1.5 гривны. Мы посмотрели древние каменные стены и арки, огромные глиняные кувшины, витрины с найденной при раскопках керамикой. Вид из крепости потрясающий! Горы, холмы, море вдали, а надо всем этим возвышаются столбы и отвесы самой Демерджи.
Гришка услышал экскурсию, и мы его долго не могли увести – он обожает слушать экскурсоводов.
От родника мы ушли влево-вверх по дороге, поднялись на первый холм, и в ложбине умылись у ручья, отдохнули в тени – и пошли дальше. Оля заметила вправо тропинку, по которой Саша сбегала наверх, и нашла там прекрасную полянку. Там мы и остановились на ночлег. Место тихое, уютное, чистое, и вид оттуда дивный. Для первого дня вполне достаточно прошли, да и жарко идти в середине дня.
Развели костер, сварили макароны с сыром, сделали чаю, доели овощи и булки, потом сидели и читали про зоков и баду.
Дети сами себе смастерили качели – перекинули через сучок веревку с привязанными палочками, и кувыркались, как на кольцах, и раскачивались вовсю.
В 7 вечера мы уложили детей спать, Ирка и Ириса уснули сразу, а остальные заявили, что не наелись, и мы им развели еще растворимую пшенку.
Наталья взяла карандаши, и ушла на склон горы рисовать, а Гришка рисовал корабль с парусами в моей тетрадке.
Мы договорились встать в 5 утра, и выйти по холодку, а потом у родника варить кашу. Посмотрим, удастся ли нам это реализовать.
Год очень дождливый, и в Крыму много … комаров! Ну и ну! Вот уж кого я здесь не ожидала встретить… Зато цветов полно, и птиц, и бабочек, и вообще дивно красиво.
По тропе проходят табуны, проезжают грузовики, но мы спрятались в густых зарослях, и нас никто не беспокоит – с дороги стоянка не видна.
Мы сперва не стали накрывать палатку тентом, но ночью поднялся такой ветер, что я замерзла, и накрыла палатку. Я-то думала, что летом в Крыму спальники не нужны вовсе, а тут ночью отнюдь не жарко…
8.7. Мы завели будильник на 5 утра. Ох! Некоторое время, зевая, складывали вещи, потом разбудили детей. Оля им выдала мюсли и холодный чай, а мы в это время сложили рюкзаки. На улице в 5 утра уже совершенно светло.
В 6.20 мы вышли и полезли вверх по дороге. По краю поля прошли вверх и вылезли к буковому лесу. А там обнаружился заболоченный пруд с лягушками! Где-то поблизости лаяли собаки.
Возле пруда мы ухитрились потерять тропу, и минут 10 карабкались вверх по скользким прошлогодним листьям, цепляясь за корни буков. Вовремя спохватились, что нам не нужно такого экстремизма – спустились и нашли тропу.
Похоже, где-то там плановая стоянка Демерджи, обозначенная на карте – есть ручей и места для палаток.
Дорога идет вверх через буковый лес, среди огромный причудливых серых стволов, дуплистых, изогнутых, напоминающих о хоббитах, гномах и прочих сказочных существах. Дети идут хорошо, и даже маленький Глеб идет сам, да еще подбирает по пути камни с дороги.
Вылезли на открытое место – и почти сразу поднялись на перевал. Налево уходит дорога на Северную Демерджи, направо – на Южную Демерджи и Долину Привидений, а мы спускаемся прямо к плановой стоянке Джурла. Там дивной красоты кусты шиповника, заросли чабреца и шалфея, а дальше – пруд с лягушками и сама стоянка. Там мы останавливаемся на обед. Некоторые группы только просыпаются, и начинают варить завтрак, а мы уже изрядно протопали и обедаем! Смешно.
Саша и Даша ставят палатку и укладываются спать со своими малышами, а мы прячем рюкзаки и идем в радиалку в Долину Привидений.
Мы прямо с поляны поднялись по тропе через буковый лес, и вскоре вышли на очень красивые луга с невысокими сосенками. Луга пестрели самыми разными цветами, местами были лужайки розовые, местами сиреневые, местами желтые. Встречались там и серебристые мягкие листочки типа медвежьего ушка, и подушечки чабреца…
Наверху мы вышли на дорогу, и пошли по ней в сторону Южной Демерджи.
Сверху столбы выглядят очень красиво, и мы много фотографировали. Причудливые каменные блины, нагроможденные один на другой, наклоненные, сдвинутые набекрень… Исключительно красивое место. Правда, туристов там многовато, одни из них, приехавшие на грузовике, так орали и вопили, что напугали наших детей.
Мы спустились по левой тропе и посмотрели столбы снизу, потом обошли справа, перекусили и спустились побродить между каменными столбами. Ириса все норовила «на привидении покататься», и лезла вверх на камни. Оля волновалась, уговаривала Лису не лазить так высоко, но Ириса все равно карабкалась, и даже свою миску с мюслями утащила на самый верх.
Вокруг Долины Приведений растет ковыль, дети его собирали, и радовались – он такой красивый! А Оля вздыхала, что грустно ходить в поход без мужа: вокруг такая красота, а поделиться не с кем…
Мы вернулись по дороге на тот перевал, где проходили утром, и снова мимо пруда пришли на наше обеденное место.
Саша и Даша как раз выспались, собрались и при нас ушли вниз по тропе. А мы так устали все, дети чуть по пути не уснули. Мы решили их отвлечь, почитали им, сварили макароны, умыли детей холодной водой из родника – и пошли с рюкзаками вниз около 16.30, и минут за 40 дошли вниз до водопада.
Со стоянки выходила широкая дорога, которая вскоре начала лезть вверх и направо. Мы призадумались – и вернулись назад, и нашли тропинку более-менее горизонтальную над ручьем. Дети были усталые, спотыкались на ровном месте – хорошо, что нам идти недалеко!
У девиц смеховая истерика, Галя, Катя и Лиса идут абы как, хохоча во все горло. Падают, спотыкаются, но все равно хохочут. А Гришка ушибся и малость ноет. Но в целом – идут наши дети, идут – и рюкзаки свои тащат.
Дорога прошла по буковому лесу и начала ступеньками спускаться среди сосен и шиповника. Скользкая трава – нетрудно свалиться на песчаной тропинке. Мы кое-как спустились к самому водопаду, и встали на той полянке под соснами, которую выбрали Саша, Даша и Миша.
Бросили рюкзаки и пошли к самому водопаду.
Поляна сказочной красоты – цветущие кусты шиповника, и вполне красивый водопад, которого я раньше не видела. Год назад мы шли здесь – от Джур-Джура в Лучистое – но прошли, видимо, ниже по тропе, и сам водопад не посмотрели. А зря – он вполне красив и стоит того!
Было еще жарко, все дети разделись, и попрыгали в воду. А я, видимо, обгорела днем, меня знобило, и я купаться не стала. Оля же искупалась в самом водопаде, чем малость шокировала мальчишек, пришедших с котелками за водой.
Дети катались с заглаженных камней в русле речки, играли, что это у них такая горка, потом стали кидаться небольшими камушками. Гришка расшиб Лисе пальчик на ноге, и я побежала за аптечкой. Оля на Гришку не ругалась, но он все равно ужасно огорчился – он ведь не нарочно…
Потом пошли в лагерь, поставили палатки, вскипятили воду и заварили картофельное пюре. Гришка попросил пшенку, я ему заварила, а он стал отказываться. Ему положили сгущенку. Гришка все равно есть не хотел – я его еле уговорила. И зря, как выяснилось, уговаривала. То ли Гришка попил сырой воды из речки, то ли у нас у всех была какая-то желудочная инфекция – в общем, ночью Гришке стало так худо, что он закакал всю свою одежду, спальник, палатку и все окрестные кустики… Бедный Гришка замерз, выл от холода и страха, и я ему приносила ночью попить, а заодно дала им в палатку фонарик. Мрак! Как он завтра сможет идти?!
В 1 ночи взвыла Галя: «Ой! Темно и страшно! Мамочка, ты где?! Мама!!! МАМОЧКА!!! Пить хочу!» Оказывается, Оля выходила из палатки и случайно придавила Галю, которая спала у самого входа. Ладно, бывает. Успокоила я Галю, сходила за чаем, дала ей попить. Смотрю – Оля сидит, дрожит, и вид ее мне сразу не понравился.
-Что с тобой?
-Похоже, что воды отошли! Ну, может, конечно, замерзла, переохладилась, но не похоже.
-Ой! Воды?!!! И что теперь?! Какой срок?
-29 недель.
-Н-да. А схватки есть? Тонус?
-Да вроде, нету.
-А толкается?
-Да, вовсю скачет!
-И чего делать будем? Час ночи. До Лучистого часа три ходу, не меньше.
-Давай до утра подождем.
-Ну давай. Пить будешь?
-Холодное – нет.
Вылезла я, нашла горелочку, баллон, спички, кастрюльку. Подогрела чай, потом на всякий случай еще воды вскипятила. А сама в панике – не меньшей, наверное, чем Оля. Мобильник здесь не ловит. А даже если б и ловил – куда бежать? Кому звонить в 1 ночи?!
Да, поляна тут очень красивая, место симпатичное и вообще – но не настолько, чтобы я хотела прямо тут принимать роды! Если еще учесть, что с нами 5 мелких детей, и маловато спальников и теплых одежек, а ночи изрядно холодные. Если еще учесть, что до людей 3 часа ходу по тропе… А если кровотечение? Обвитие? А если не задышит?! Мамочки родненькие!!! Ну какого черта нас сюда понесло?!
В моем понимании, если уж воды отошли, то это верный признак того, что роды начнутся через 2-3 часа. Перспектива эта меня нисколько не радовала, и Олю тоже. А что делать? Ночью сворачивать лагерь и топать по тропе в Лучистое? Бежать кому-то одному в Лучистое за врачами? И что – «Скорая» сюда не проедет, а на носилках по этой тропе Олю вряд ли кто потащит…
В общем, остаток ночи мы с Олей обе не спали вовсе, и лихорадочно искали выход из сложившейся ситуации. Оставаться здесь и ждать развития событий – вроде, не лучшее решение. Значит, надо всем идти вниз.
9.7 Мы встали в 6 утра, вскипятили воду, сделали кашу.
Рассказали Саше и Даше, какие у нас тут дела творятся, сгрузили им максимум тяжелого, и они ушли в сторону Джур-Джура, а мы – в противоположную.
Нашли на поляне зверобой, заварили, но Гришка пить его отказался, редиска. С утра Гришка был более бодр, и мы, малость разгрузив его, решили идти. Оле оставили 4 пенки, все мокрые и грязные вещи упаковали в мусорные пакеты и в мой рюкзак, - и потопали. Вышли в 10 утра, и часа за 2 с половиной спустились в Лучистое.
Тропа там очень красивая и живописная, но нам было не до пейзажа. Как только мы вышли из лощины, и появилась связь, я отправила в Москву Мишке и Юле несколько десятков СМС-ок, и в итоге они мне прислали длинный код - телефон для вызова спасателей в Крыму.
Оля шла нормально, но пока шла воды почти не подтекали, пока лежала и сидела – тоже, а вот когда меняла положение, скажем, садилась или вставала – то текли куда сильнее.
Дети ныли от жары, спотыкались, падали, разбивали коленки. Присели, перекусили немного – стало повеселее. Идем дальше. Катя на спуске споткнулась сама, сбила с ног Галю, в итоге обе упали и разбили коленки, обе ревут… Я шла последняя, к моему приходу рев стих – но для меня возобновился. Пришлось вынуть зеленочный маркер и каждому из детей на коленках нарисовать по картинке, кому цветочек, кому бабочку, кому кораблик – и все это сфотографировать.
В 12.30 мы спустились в Лучистое, посадили детей на остановке, купили всем, кроме Гришки по банану, по мороженному и по бутылке воды без газа, потом стали искать такси. Нашли мужика, который согласился за 300 гривен отвезти Наталью, все рюкзаки и 5 детей в Щелкино, а на пути обратно, если понадобится, привезти Оле ее обменную карту со всеми анализами. Мы ведь с Олей держали в руках эту толстенную обменную карту – и решили, что в поход ее можно не брать, мы ж там рожать не собираемся!
Вызвали спасателей, они нам вызвали «Скорую», и через 10 минут нас уже забрали на «Скорой» в Алушту.