Мишка тут мне сегодня развивал ранговую теорию Бога, ссылаясь на Лоренца, Протопопова и Любимова, и добавляя к этому свои собственные соображения.
я несколько косноязычно этот разговор записала.
Если судить с точки зрения этологии, то у высших сил, у Бога - наиболее высокий ранг, а стало быть, по тем качествам, какие приписывают Богу в данном обществе можно судить и о том, каковы ценности и приоритеты в самом обществе.
Если мы знаем, по какому признаку в данном обществе меряют ранг, то мы можем предположить, что и у Бога будет это качество представленно наиболее ярко.
Вот, скажем, у греков многовластие, и много Богов, а их отличительные качества - хитрость, интрига и жестокость.
как правило, если в обществе единовластие, то и Бог один.
Если вспоминать древних римлян или древних германцев, то их Боги - воины, суровые и воинственные, самые сильные именно в бою, а отнюдь не самые красивые или самые милосердные. Этот Бог наказывает.
В Христианстве Бог - созидатель, он Всемогущий творец, всезнающий, имеющий право судить.
у мусульман Бог имеет огромную власть, поскольку стоит на самом верху пирамиды. Все в руках Аллаха, но сам Аллах ни с кем не сражается - на то есть служители и пророки.
Даже у разных слоев населения в рамках одной религии образ Бога будет различен - в зависимости от ценностей данного круга.
для крестьянина Бог карает и дарует, у него власть.
для ученого Бог всезнающ, он определяет причины и ход событий, он - движущая сила.
для философа и воспитателя Бог олицетворяет принципы и мораль.
примерно так...