1 мая
В поезде ехали на этот раз на удивление мирно. Дети не особо буянили, а тихо играли в СЕТ (я соорудила очередную – облегченную по весу – походную версию, и вместо штриховки добавила буквы КОТ – оказалось намного удобнее играть), еще играли в математические карты, в мостики и в контакт, читали детям сказки и пели под гитару.
Погранцы и таможня нас не дергали особо, и добрались мы без приключений.
У мужиков в первые дни были ужасающе тяжелые рюкзаки. Стали разбираться – откуда?! Ну, мало того, что мы тащили три дня всякие фрукты-овощи, сыр и куличи, яйца и огурцы, взятые на поезд, так еще и снаряги у всех оказалось с избытком. 4 палатки – это нормально, но вот зачем нам в Крыму 2 топора и 2 пилы-цепочки, да еще маленькая ножовочка?! А еще 4 горелки, и баллоны к ним, 2 больших канна, 2 средних кастрюльки, и одна кастрюлечка совсем маленькая… Я уж не говорю о том, какую «вкусную заначку» взял Витя кроме своих раскладочных продуктов. Вот ни за что не угадаете, что он притащил!
В итоге поход был невероятно «обжорным», но никто почему-то не жаловался…
Победить продукты «на поезд» нам удалось к концу третьего дня, но и после этого мы ели всякие вкусности целыми днями.
Мы приехали в Симферополь в 7 утра. Моросит. До электрички час или полтора. Прохладно. И все равно душа моя ликует: мы в Крыму! Ура!
В итоге решили не ждать электричку, а сразу поймали «Газель» и она забросила нас прямо под «Эски-Кермен», до конца асфальта. Выгрузились, переодели детей в плащи. Пожалуй, в этом году в качестве сменной обуви детям пригодились бы резиновые сапоги, причем высокие. А кроссовки были нам ну совершенно без надобности – шли в ботинках и в «фонариках», которые слегка защищали ноги от воды и грязи. Дети, впрочем, быстро привыкли к тому, что утром нужно надевать сырые носки и ботинки, - и никто не жаловался.
Пока мы переобувались, Ириса набрала на обочине две горсти виноградных улиток (каждая – покрупнее, чем грецкий орех), потом Галя поймала изумрудно-зеленого лягушонка, а мальчики тут же нашли себе подходящие палки, и принялись обсуждать лего и рыцарей.
Мы дотопали до подножия Эски-Кермена, заплатили за вход по 2 гривны с каждого взрослого носа, и … правильно, сели перекусить. Куличи, яйца и огурцы, яблоки и пироги – ох!
Потом поднялись на Эски-Кермен по одной из ближних Щелей, а Мишка остался сидеть на рюкзаках. Эски-Кермен – старинный пещерный город, построенный на верхушке отдельной скалы-останца, в его верхней части расположено несколько этажей пещер, с овальными окнами, и полустершимися ступеньками. В стенах и потолке бывают специальные каменные петли для подвешивания ламп и привязывания чего-нибудь, а по стенам – полочки и ниши. Очень интересный колодец в пещере есть на Эски-Кермен, но ступеньки там скользкие даже в сухую погоду, и спускаться туда мы не стали. Еще там есть несколько пещерных храмов, и в некоторых из них даже слегка сохранилась древняя роспись. Очень красив и необычен въезд в город и каменная дорога среди каменных стен, с 3 колеями – 2 от колес и посредине третья колея от копыт. В пещерах изумительная акустика, и там хочется ходить и петь.
На тропе по пути наверх мы увидели дивный розовый пион, а чуть подальше – куст можжевельника, усыпанный белыми цветами. Сперва мне показалось, что это цветет сам можжевельник, но присмотревшись внимательно, я поняла, что это над ним стоит вишня, и ее лепестки осыпали колючий куст. А на цветках и веточках вишни висят капли, много-много, и все переливаются! А еще там цветут примулы, желтые и белые, и маленькие маргаритки – совсем как на даче у бабушки. И еще какие-то орхидейные – типа ятрышника пятнистого. И множество невысоких синих цветочков – как синие капельки на стебельке. И белый гусиный лук, и синие нежные крокусы. А подснежники уже отцвели…
Облазили с детьми множество пещер, хотя скалы под дождем были изрядно мокрыми и скользкими. Левка поскользнулся на самом краю, и очень напугал папу Борю. Но в целом дети ходили достаточно осторожно, и в особо опасные места не карабкались. Зато Гришка и Левка очень смешно пролезали в высокое окошко из одной пещеры в соседнюю.
Я показывала детям ракушки в стенах пещерного города, и объясняла, что Крым был когда-то дном моря. Гришка впечатлился и стал собирать окаменелости.
В пещере у входа в город мы перекусили (да-да, опять!), слопали часть яблок и вафельных трубочек, и пошли по пологой тропе вниз, мимо отдельно стоящего каменного храма (каменюка размером метра в 4-5 в диаметре, выдолбленная изнутри, как тыква – очень впечатляет.)
Часа в 2 вернулись к своим рюкзакам и пошли под моросящим дождем в сторону Пятой балки. Антон вел Ирису за руку (не только в этот день, но и весь поход), рассказывал ей стихи и сказки, пел с ней песенки, но она все равно шла еле-еле, и они очень отставали от всей группы. Так продолжалось час или полтора. Мы шли 20 минут, останавливались – и 10-15 минут ждали Антона и Ирису. Дети тоже шли не очень быстро, пускали кораблики в канавах и ручьях, играли, но все же не настолько тормозили. Я, честно говоря, приуныла – такими темпами мы сегодня до Мангупа не дойдем. А ночевать на Пятой Балке мне очень не хотелось.
И вдруг случилось чудо – Ириса решила, что она хочет идти первая. И она пошла, а точнее ПОБЕЖАЛА, таща Антона за собой. В горку их еще можно было догнать, но когда дорога пошла вниз, они помчались так, что мы с Левкой их реально не смогли догнать. Я весь поход рассказывала детям разные стихи наизусть – про трамвай, про девочку Маринку, про курочку рябу и десять утят, про Малиновую кошку, «тихую сказку», переводы Маршака из английских и чешских народных песенок, и даже «Вересковый мед».
И в итоге мы все очень шустро спустились на шоссе, а потом не менее шустро прошли по нему до подножия Мангупа. Там на берегу бодрого ручейка мы поставили палатки, и развели костер. Мамы дружно принялись все стирать и сушить, и развлекались этим весь вечер. А мужики в это время варили кашу на горелках. Дети тем временем строили переправу через ручей и пускали кораблики, и просто топились – и все были вполне довольны жизнью. В самотоплении победила Галя, заодно она выкрасила себе носками ноги в дивный синий цвет. Дождь тем временем прекратился, и погода слегка наладилась. Делать дневку во время дождя было бы глупо, а идти оказалось совсем неплохо.