Крым- пещерный город Мангуп

2 мая
Встали в 8.30, в одной кастрюльке сварили рис, во второй подогрели вчерашнюю гречку. Все собрали рюкзаки, и оставили с ними Борю, а сами долго тормозили, и в 11.40 налегке полезли на Мангуп. За три маленьких переходика вскарабкались по крутой тропинке на самый верх. На удивление легко мне ходить в этом году. Казалось бы, на тай-дзи не ходила, дома сидела целыми днями перед компьютером, а вот хожу намного лучше, чем раньше! И это радует. Раньше мне достаточно было быстренько подняться на Эски – и я хлопалась в обморок. А сейчас – даже не запыхалась.
На склоне Мангупа растут невысокие дубы и буки, цветут мелкие желтые цветочки и валяются остренькие белые ракушки. Местами тропинка идет по камням, местами – среди кустов, иногда – по краю сыпухи.
Мангуп сверху напоминает огромную лапу с 4 пальцами, мы подошли со стороны «пятки», а сами пещеры расположены по периметру горы и на пальцах. А посередине на плато есть развалины крепости и камни от древнего надземного храма. На крепость мы все тут же полезли, ибо стена широкая, и по ней свободно можно ходить, а вокруг сохранившихся арок видна каменная резьба с веньетками с 6, 7, 8 и 9 лепестками.
Несколько пещер со стороны «пятки», где мы поднимались, «застеклены» полиэтиленом, обшиты досками, там сооружены какие-то деревянные перекрытия, лесенки и настил – это какой-то новый… христианский храм (3 года назад его здесь не было). Внутри слышно пение, на балкончике длинноволосый парень играет на флейте. Висят три трубы, заменяющие колокола – очень громкие. Мы туда подходить не стали, а поднялись на самый верх по щели. Рядом в пещерах ночуют какие-то туристы. На Мангупе намного больше ночует народу, и некоторые из них странноватого типа, много наркоманов и т.п. – мне бы там ночевать вовсе не хотелось. И ещё – вокруг таких «обжитых» пещер просто-напросто нагажено.
Пещеры на Мангупе немного другого типа – прямоугольные ниши с лесенками сверху, квадратные окна, и все углы более конкретные. Многие комнаты имеют 2 выхода со ступеньками, во многих есть балкончики. Мне понравился пещерный храм, к которому нужно было сползать по довольно крутым ступенькам. Еще очень запоминающаяся треугольная комната на самом первом пальце, а из этой комнаты видны во всех окнах далекие горы, и есть спуск в нижний этаж, то ли в тюрьму, то ли еще куда-то – в этом нижнем этаже ужасно холодно и как-то неуютно.
На обратном пути мы уселись под кустом и перекусили немного, походили немного босиком по травке, дали детям подудеть на триоле, а потом пошли вниз.
А по мангупским скалам ползают шустрые пугливые ящерицы.
Спустились мы часа в три, слопали перекус и одну из вкусностей, что притащил Витька – и потопали с рюкзаками. Перешли речку и пошли по краю поля, в тенечке, и за один переход дошли до Г-образного пруда. На карте 500-метровке этого озера не обозначено, а нарисовано там, наоборот, пересохшее озеро ближе к роднику Истоки. На привале на Гришку залез какой-то крупный зеленый таракан, и все мужики с огромными фотоаппаратами устроили на него фото-охоту. Потрясающее зрелище! А потом Мишка очень хорошо играл с мальчишками.
Мы обошли озеро справа, а удобнее было бы обходить его слева, - тогда бы не пришлось прыгать через впадающий в озеро ручей.
Потом шли по дороге через лес вдоль ручья прямо и немного направо, и играли с детьми в «загадай букву» и в «контакт» - так и пришли к роднику Истоки. У родника всем девочкам плели венки из одуванчиков, и умывались. Витька был в этот день таким счастливым и веселым, особенно когда мыл в холодном ручье ноги!
На беленьком домике родника какая-то надпись арабскими буковками, вязью. Долго гадали, что бы там могло быть написано.
По дороге полезли вверх через буковый лес. На одном из привалов мы съели перекус с орехами и сухофруктами. Меня позабавило, как Антон уговаривал Ирису попробовать сушеный кизил. Я бы так не смогла!
-Ириса, попробуй, это же такая курага! Ты же любишь курагу!
-нет, не люблю курагу.
-а конфеты барбариски ты ведь любишь?
-да…
-А это такие барбариски, попробуй! Вкусно? А называется «сушеный кизил»!

Дорога маркирована маркером – белый, красный, белый – и на карте 500-метровке она тоже указана не очень точно. Мы поднялись по тропе до развилки, где стояла кормушка для оленей. Дети играли, что это избушка Бабы Яги, и долго не отзывались, когда мы их звали. По этой дороге мы прошли немного вправо, и потом – по другой дороге влево, и вскоре через сосновый лес вышли к большой поляне над родником. Мы на этой поляне 3 года назад нашли стол со скамейками и крышей, и в лесу на опушке деревянные качели – из бревна в развилке двойного пня. Так вот, и стол, и качели еще стоят, и наши дети там вовсю качались.
Мы остановились в углу этой поляны, а рядом стояли еще 3 или 4 группы. Пока Антон варил на горелке кашу, три девицы (Катя, Галя и Ириса) и Левка натаскали кучу дров для костра. А вечером у костра рассказывали всякие байки, и в том числе – байки Веллера про «Скорую помощь» - в итоге напугали бедного Левку историей про крысу, а Юлю – историей про череп. Антон вечером со штатива снимал звезды на пленку, и мы поэтому старались не включать фонарики рядом с палатками. Звезд и впрямь было невероятно много, и мы все любовались и искали знакомые созвездия.