Крым - Ай-Петринская яйла, пещера Татьянин Грот

6 мая
Ночью был дождь, да и с утра еще моросило вовсю, и вылезать не хотелось. В 9 мы все-таки выбрались наружу. Дождь оказался не такой уж сильный. Витя в палатке играл с Ирисой, и было слышно, как они там оба хохочут.
После завтрака наблюдаю такую картину.
Сидит Галя, руки у нее заняты: в левой руке халва в шоколаде, и еще этой же рукой она обнимает и прижимает к себе чашку с каркаде, а другой рукой держит конфету «Мишка» и кусочек сливочной колбаски. Сидит, довольная такая, прислушивается к чему-то, а потом сообщает мне:
-Знаешь, мам, а у меня в этой груди – сердце!
Катька, которая все это слышит, уточняет:
-Дура, грудь – это две сиси!
Выглядело все это очень смешно.

Дождь продолжал капать время от времени, но мы все же собрались и вышли, и потопали вперед по дороге. Вышли на открытое место, прошли по яйле немного – и оказались на краю скал, над обрывом. А внизу, далеко-далеко, видно море. И домики крохотные, и кораблики.
Левка спрашивает:
-Мы что – в небо пришли?
Полюбовались, пофотографировали – и пошли по тропинке вдоль края яйлы на восток.
Перекусили часа в 3 и дальше пошли.
Около 4 мы вышли в лощину, где трава была совсем другого цвета, и вдалеке стоял беленький домик. Сразу было видно, что где-то здесь есть вода. И по карте примерно тут нарисована стоянка. А с другой стороны, в 4 ночевать - вроде бы рано. А дальше идти – так непонятно, где воду взять. Мы призадумались. По карте обозначены поселок на яйле и два водохранилища. Решили, что там и добудем воду, и свернули от моря вглубь яйлы.
К великому удивлению, тропа привела нас к озерцу, огороженному колючкой, да еще надпись была что-то типа «стой! Стреляю без предупреждения!» - дети очень напугались. А тропинка тем временем нырнула под колючку и привела нас к озерцу, а из него вытекал мощный ручей, который весь целиком … утекал, бурля, куда-то под землю. А рядом трое спелеологов что-то копали. Рядом горел их костерок, стоял котелок с супом.
Мы сняли рюкзаки и стали с ними советоваться.
Ребята сказали, что на карте этой вся яйла нанесена абы как, и никаких водохранилищ там нет, а вода в поселке привозная. Спросили нас, куда мы ходили, и откуда сейчас идем. Мы упомянули, что посмотрели Скельскую пещеру, и сказали, что она очень красивая.
-Скельская – красивая?! – насмешливо переспросил спелеолог. – да не видели вы КРАСИВЫХ пещер! Вот, например, Татьянин Грот – он таки очень красивый!
-Ну, мы мало видели пещер. У нас и веревок-то нет. И вообще, мы с детьми…
-А там нет колодца, там веревки и не нужны. Она высокая и горизонтальная. Зато там ледяные сталактиты и сталагмиты есть! Хотите – сходите посмотреть, пока не растаяло все!
-Ну, это далеко, наверное.
-Да нет, тут по тропе минут 40 быстрым шагом. Если, конечно, тропу в воронках не потеряете…
-А где ж нам воду-то набрать? Может, тут наберем?
-Да зачем – там можно возле пещеры заночевать, там и кострище есть. А воду – так сосулек наломаете. Они все равно скоро растают!
Мы посоветовались – и решили ночевать у пещеры. Когда надевали рюкзаки, Антон отпустил чехол с фотоаппаратом, и тот скатился по крутому склону прямо в воду. Но утонуть он не успел, и у фотика намокла только бленда.

В итоге парень вывел нас и поставил на тропу – и мы действительно за час пришли, и даже сумели в указанном месте найти пещеру (а было это не очень тривиально, т.к. тропа там не очень сильно набитая, и в воронках часто теряется.)
Мы поставили палатки возле дна воронки, а сам грот расположен в отвесном склоне, и напоминает огромную пасть с ледяными зубами. Но на самом деле, там не страшно совсем, и очень красиво. Ледяные столбы очень причудливые, сверху в них ямки от теплых капель, а под ногами то камни, то лед. А стены пещеры не менее причудливые, чем в Скельской – складчатые, с каменными и ледяными наростами, столбиками, водопадами и тп.
Антон неудачно упал на чуть наклонном полу пещеры, и повредил руку, и фотик стукнул, а остальные обошлись без приключений. Мишка нашел там проход и взобрался по боковому проходу куда-то высоко, а в левом углу мы видели колодец, но вниз не спускались.
Набрали уже сломанных сосулек толщиной в руку и толще, и топили снег в каннах. Потрясающее зрелище! Витя орудовал то топором, то большим ножом, и колол лед на мелкие части. Добровольные комментаторы (Алла и Юля) дружно вспоминали детективы, в которых производятся убийства ножами для колки льда. А рядом – цветут примулы, и гусиный лук, и одуванчики…
Дров набрали довольно много, и дети помогали таскать. А еще Гришка начиная со вчерашнего вечера тренировал все свое воинство на скалках и камнях на краю каждой карстовой воронки. Ириса обычно сидела поодаль, и не принимала участие в этих скалолазных развлечениях, или лазила одна, зато Галя, Катя и Левка под предводительством Григория совершали разнообразные восхождения.
Когда мы уже поставили свои палатки, пришла на экскурсию в пещеру огромная группа, человек 30, наверное. Но вообще, место отнюдь не людное, и народу там вовсе не много.
Когда я вечером укладывала детей, в соседней палатке Боря укладывал Левку спать, и пел ему сперва «Шолом Алейхем», а потом «Каховку» - я восхитилась такому сочетанию. Ириса по пути просила «Капитан Беринг» и «Рыба кит» и «раз словечко, два словечко – будет песенка», а мои засыпали под «Крым», и «уеду, уеду, уеду», и «Колотит еще мое сильное сердце».
У меня второй день болят ноги, но не коленки, а ступни и пальцы почему-то. Витька мне массаж делал вечером, и стало получше.