Крым - спуск по Чертовой Лестнице, верхнее шоссе, море

8 мая
Палатку мы поставили неудачно, и на меня все скатывались – и Галя, и Саша, и даже Гришка. Потом я построила баррикады, и разложила детей по местам. Дышать стало легче, но все равно я не очень-то выспалась.
Встали после 9, вскипятили воду, сделали геркулес и остатки пюре, и стали собираться. Погода загадочная – то тепло и солнышко, а то вдруг налетает ветер и дождь, и меняется все это каждые 5 минут.
Пошли вниз по дороге, и около развилки троп встретили уже знакомого нам лесника. Заплатили ему еще за 1 день, а он нас проводил до Чертовой Лестницы. Сами мы бы наверняка проскочили, и топали бы дальше аж до самого Фороса.
Вылезли из букового леса, а там – огромные скалы, и под ними курчавится лес, и петляет дорога, а дальше – берег и море.
Как говорила Алиса: «Море устроено так: море, пляж, вокзал!» так вот, у нас были горы, дорога, а потом уже – где-то вдали – море.
Мы спустились по тропе до шоссе очень быстро, и посередине смотрели, как лазают на соседних скалах многочисленные скалолазы. «Самостраховка!» - «Понял!» - «Страховка готова!» - «Выбери!» - «Понял!»
Витя мне в свой фотик показывал, как они лезут – не хуже, чем в бинокль все видно!

На шоссе мы спустились около ручья. Гришка и Левка тут же принялись карабкаться куда-то, а девицы кидали цветочки в воду, и тоже норовили туда свалиться. На перилах реклама какого-то сайта и магазина в виде бело-красного треугольного дорожного знака со скалолазом на нем «climb – now, work later!».
Потормозили немного, и пошли по жаркой дороге. Вдоль обочины стоят машины скалолазов – и машины эти отнюдь не «Жигули», а сплошь иномарки. А по нагретой дороге гуляют жены и дети скалолазов, и даже малыши в колясках, и годовасики, и малышня чуть постарше тоже – мы с ними очень мило общались. Были ребята и из Киева, и из Одессы, и из других городов.
Стали обсуждать, где и как мы хотим сегодня ночевать. В итоге у колодца нашли тропинку вниз, и на ней – подходящую площадочку. Там и заночевали, и оставили Сашу на рюкзаках, а сами потопали вниз, к морю.
Этот спуск от верхнего шоссе к нижнему был, наверное, самым стремным за весь поход! Такие крутые спуски и сыпухи, такие колючие кусты – ох!
В итоге мы вышли на шоссе перед тоннелем, и начали спускаться по какой-то асфальтовой дорожке. Шли-шли, а внизу – забор, и охранник мрачно сообщает, что здесь мы к морю точно не пройдем. Мы вздохнули и полезли снова наверх, на шоссе. Прошли через тоннель, и спустились к поселку, а потом и к морю. От магазина до моря – так называемая «Тропа здоровья», множество ступенек и площадок со скамеечками для отдыха, но нам после наших гор такие спуски нипочем.
На закате мы спустились к морю. Было уже изрядно холодно, и солнце пряталось за скалы, а ветер завывал вовсю. Дети все же разделись, и поплескались примерно по пояс, а Юля, Мишка и Боря плавали по-настоящему. Мне на них даже смотреть было холодно.
Потом мы все очень шустро вскарабкались по этим ступенькам обратно к магазинчику, и там нам продавщица вызвала такси. Проделать тот же путь пешком – но не вниз, а вверх – было бы чересчур, а так мы набились в «шестерку» - 4 взрослых и 5 детей, не считая водителя. Впрочем, можно было так не тесниться – водитель согласился сделать и второй рейс, и привез мужиков вскоре после нас.
Мишка накупил продуктов, и мы сварили гречку, нарезали сыр, и слопали кучу хлеба и булок, и банку вкуснейших консервированных помидоров.
В последний вечер всем хотелось посидеть подольше, но костер мы не разводили, тк боялись лесника. Было зверски холодно, и задувал сильнейший ветер. Алла дала нам свечку, и Витя героически пытался опустить горящую свечку в литровую банку. Свечка, по закону бутерброда, падала маслом, то есть огоньком вниз, и гасла, а мы, глядя на это, хохотали до упада. А потом пели довольно долго.