• Music:

для того дорога и дана, чтоб души вниманье не дремало

На Алтае есть очень разные места, есть - альплагерь со стационарными палатками, есть - турбаза в Тюнгуре, с баней и рестораном, кафе и магазином, а есть - дороги, тропы, и просто места, где никакой тропы и близко нет...
Мы так устроены, что уж если уезжаем из Москвы, то торопимся забраться в самую глушь, подальше от цивилизации. Подальше от машин, гостиниц, кафе и прочих благ... Мы продираемся сквозь заросли, лезем по крутым травянистым склонам, перелезаем через поваленные бревна, скачем по камням, переходим вброд ручьи и речушки... Зачем?

"для того, чтоб увидеть звезды, с каждым годом все дальше нужно уезжать от дома" (Ю.Визбор "Завтрак с видом на Эльбрус)
так вот, звезды на Алтае видны так близко, такие огромные, что хочется подпрыгнуть немножко - и потрогать их рукой. В один из последних дней, когда была совершенно ясная ночь, мы в качестве эксперимента улеглись головой к выходу, и не стали застегивать молнию на палатке, а оставили вход открытым настежь.
Слушайте, это совершенно незабываемое впечатление - когда ты лежишь, усталый, в палатке, а прямо над тобой сквозь черные кроны кедров и листвениц подмигивают звезды!

на Алтае у меня было такое впечатление, что кто-то большой и добрый хранит меня, и всех нас - кто-то подстилает нам под ноги тропинку, показывает нам самые удивительные и красивые уголки, заботливо готовит для нас ягоды и грибы, сказочные пейзажи и цветы...

когда идешь по тропе, особенно - если идешь не первый день, то все лишние мысли, вся городская суета и шелуха куда-то отваливаются, и ты начинаешь радоваться простым вещам, и думать о самом главном... Мне очень нравятся именно длинные походы, мне не принципиально, насколько сложными будут препятствия, я не за спортивными достижениями хожу в горы - мне и леса вполне бы хватило, наверное. Просто идти, шагать, наблюдать, и радоваться жизни. Быть частью этой природы, и жить спокойной размеренной жизнью - это очень важно для меня. Мне не хватает этого в городе, и я стараюсь сбежать в лес хоть на два дня, хоть на выходные...

Дети шли наравне с нами, и хотя у них тоже были вполне ощутимые рюкзаки, шли они очень бойко, и преодолевали все препятствия на удивление хорошо. Гришка иногда отставал, задумавшись о чем-то, а девчонки - те и вовсе скакали, как горные козы.

Мы прошли озеро и вышли на сказочно красивые альпийские луга - такого разнообразия цветов не встретишь, наверное, больше нигде! Колокольчики всех оттенков и форм, розовые лилии, дельфиниум...

иногда тропа терялась - например, в тех местах, где конная тропа идет прямо по руслу реки или переходит с берега на берег, нам приходилось прокладывать себе путь через заросли кустов. Невысокие кустики карликовой березки и ивы, жимолости и смородины сплетаются ветвями и корнями, образуя причудливые переплетения. Даже взрослые с трудом продираются там, спотыкаясь о ветви и корни, а уж детям там приходилось совсем несладко. Зато среди этих зарослей встречаются кусты жимолости, обсыпанные сверху донизу синеватыми, похожими на капли, ягодками. Мы шли, срывая ягоды горстями, и засовыя их в рот на ходу; мы собирали ягоды и вечером варили вкуснейший компот...

А еще на Алтае растет смородина, причем в некоторых местах ягоды черной смородины становятся сладкими и осыпаются с кутов, когда они еще розового цвета, а красной смородины там растет два сорта - обычная, привычная нам, кислющая красная смородина с мелкими ягодками, и еще ... ее черная разновидность, у котрой спелые ягоды совершенно черного цвета! Вот и получается, что на Алтае черная смородина красного цвета, а красная - черного!
Смородина - для меня один из самых главных признаков Алтая, ее там много, и листья ее так сильно пахнут, что можно найти куст по запаху с расстояния в несколько метров. Мы срывали эти пахучие листья и добавляли их в чай, а к концу похода нам удалось и ягодами немного полакомиться...

Мы прошли мимо нескольких каскадов водопадов, и добрались до границы леса. Там мы устроили дневку, и разделились: Витя с Мишкой взяли рюкзаки и пошли относить заброску и разведывать простой подъем на перевал, а мы с Юлей и детьми поднялись вдоль водопада и пошли любоваться озерами.
Погода не баловала нас, и мы шли в плащах. Вдоль озера продирались через заросли березки, а потом перебрались через моренный вал. Мне было очень интересно, как дети будут ходить по морене. Ну что ж, они приятно удивили меня - хорошо ходят, аккуратно и быстро.

А у дальнего озера на берегу мы увидели небольшой снежник, и решили, что как раз до него мы и дотопаем. Дети обрадовались снегу, и катались, бегали, играли в снежки...
а на берегу озера росли очередные аквиллегии.