Там на даче спит мое детство
Как же я люблю свою дачу, на которой я выросла! Люблю этот теплый старый дом, и огромный заросший участок, люблю просыпаться на даче под шелест ветвей за окном, и щебет птиц, а засыпать под мерный стук дождя…
Я поехала на дачу, чтобы неторопливо пожить вместе с детьми, пообщаться с братом и его семьей, посмотреть на малыша Левку, которому скоро будет два месяца. Лева – очень спокойный и уравновешенный ребенок, крупный и весь состоящий из складочек и перевязочек. Левка часто хмурит брови и тихонько ворчит – иногда он при этом так похож на дедушку Марка, что только бороды не хватает!
Лева может час сам лежать на кровати или в автокресле, а потом может сам уснуть. Он очень спокойно сидит на руках у меня, и я с радостью таскаю его, если Ирка занята. Орет он редко, скорее кряхтит и призывает на помощь – позовет немного, потом ждет. Старшие дети с радостью подбегают к нему, разговаривают с малышом, иногда под присмотром взрослых берут на ручки.
Мишке уже почти 5 лет, и он стал за этот год намного более веселым, открытым и жизнерадостным. Мишка очень деловой, он обожает все чинить и всем помогать. Когда у нас села батарейка в часах, Мишка взобрался на обеденный стол, снял часы, вынул батарейку и стал вместо нее всовывать другую, тоже дохлую . не помогло. Тогда Мишка принес набор отверток, и собрался развинтить часы и посмотреть, что там внутри. Еле удалось его уговорить, что нужно просто купить свежую батарейку. А еще Мишка удивил меня, когда сам себе почистил морковку. Вроде, и не так это сложно, но мои дети будут ходить вокруг меня и нудить, что они устали, у них не получается, и вообще. А Мишка взял чистилку, и аккуратно почистил сам!
Мишка знает, где лежат все инструменты, и вполне толково ими пользуется. Он может сам ножом выточить из спички зубочистку, а может забить гвоздь или переключить шланг из душа на полив огорода. Мишка еще в прошлом году научился кататься на двухколесном велосипеде, и сам ездит на корт.
Машке три с половиной, и она чем-то напоминает маленькую Галю – веселая и щекастая девочка с косичками, обожает платья и заколочки, любит строить из кубиков и вырезать. Маня может, как и Галя, вооружившись ножницами, стричь бумагу хоть целый день. Я восхитилась, как аккуратно она вырезает кружочки, и аккуратно закрашивает картинки. Когда Галя заваливала весь дом обрезками бумаги, я грозилась отобрать у нее ножницы. А теперь они вдвоем сидят и что-то вырезают, сгибают, раскрашивают. Я и сама такая была когда-то. Года в четыре я полюбила вырезать из бумаги снежинки. Берешь листок, сгибаешь его уголком, отрезаешь лишнее, потом сгибаешь еще пару раз, и на сгибах начинаешь вырезать. Если вырезать треугольник, а потом развернуть, то может получиться ромб, а может – типа стрелочки. А можно вырезать половинку круга, тогда выйдет целый круг – меня это просто завораживало. Но я до сих пор помню, как ворчала мама, видя груды мелких обрезков на моем столе и по всей комнате…
Машка любит делать всякие задания, и я с удовольствием ей придумывала что-нибудь типа – обведи в кружок все буквы «А», зачеркни все цифры 1, закрась красным маленькие мячики, а зеленым – большие, и тп. Я подобных штук могу придумать множество, и Машка их готова делать хоть целый день.
Говорят Мишка и Машка много, но оба ужасно картавят. «А мозьна я вазьму угуйеть? Я хацу пимидой!» (огурец и помидор)
Маня просит : «Ззеня, базяистя, намазь мине хлеб со смаслом!»
«Отнеси меня на бейег йюкзачком!»
«Пощекотай меня!»
«Я войк! Боисся меня?»
Мане понравилось вместе со мной «работать на компьютере» - я писала статью, и поэтому взяла с собой на дачу ноутбук. Машка сказала, что она тоже хочет буковки писать, и я ей включила Ворд, сделала самый большой шрифт – и ее пальчиком печатала те слова, которые она просила. Маша сперва написала самые главные слова: МАША, БОРЯ, МИША, ДЕДУШКА, МАМА. Потом стала смотреть вокруг и предлагать мне по принципу «что вижу, про то и пою»: «А давай СТОЛ напишем? ВАЗА можно написать? ЛИСТИКИ напиши! И НЕБО еще. А теперь напиши ДЕРЕВО».
В один из первых дней Маша долго мне пыталась сказать: «давай напишем ПОЙКА!» Я никак не могла понять, чего она просит. Оказалось – «полка». Потом потребовалась «ДУМБА» - при ближайшем рассмотрении это оказалась «тумбочка». Через несколько дней Маша уже уверенно называла первую букву в каждом слове, и сама тыкала в нужную кнопку.
Обычно я включала ей большие буквы, тк Маша знает только печатные. А один раз забыла – и Машка говорит: «а где буква «А»? А почему это «а» не похоже на «А» ?»
Я попробовала объяснить, что это тоже «а», но только маленькое. А Маша решительно потребовала сделать большую «А».
Машка сама любит рисовать, и иногда пишет буковки – М, Н, А. Мишке скоро пять, но он только полтора года назад начал говорить, после занятий с очень хорошим логопедом, и поэтому читать он пока не торопится. Зато Мишка любит инструменты, и всякие железяки. Ну чтож, мы с ним выкладывали буквы … из гвоздиков! Мишке очень понравилось.
Днем я слезла с чердака, и собралась испечь пирог с рисом и кабачковые оладьи. Дети, которые до этого мирно плюхались в бассейне, тут же материализовались на кухне. Все крутились у меня под ногами, все разом что-то говорили, и жаждали мне помогать. Гришка хотел помочь мне разбивать яйца. Мишка радостно пододвинул табуретку, вскарабкался на раковину и снял с верхней полки большую банку с мукой. Маня и Галя делили, кто первый будет размешивать тесто. Шаловливые ручонки тянулись ко всем мискам, кастрюлям и сковородкам, и интересовались, что там, и когда им дадут попробовать.
Очень быстро я начала закипать, а еще через пару минут шуганула всех из кухни.
Через несколько минут пришла Галя и молча протянула мне листок. Я отмахнулась. Тогда она сверху дописала большими буквами: «прочитай!»
Я прочитала. На листочке был плакат, который мне, видимо, нужно вывешивать на двери кухни, если я собираюсь готовить пирог. «НЕ ПРИСТОВА
ТЬ. НЕ ПУСКАТЬ ДЕТЙ!
Штраф Л000 + Л000 =»
Я умилилась. И даже дала выскрести миску из-под теста.
А еще мы устроили на даче детское ориентирование!
Ирка нарисовала план участка, очень приблизительный. На нем были отмечены дом, флигель, душ, гараж, сарай и туалет, все дорожки, стол для пинг-понга, турник и горка. Мы нарезали листок бумаги, написали на бумажках имена детей, и приготовили крошечные КП – это были картонные ячейки от яиц. На каждом плане мы нанесли по 2 КП, и сделали 4 плана – каждому по штуке, и потом можно поменяться. А в каждое картонное ведерко спрятали по 4 бумажки с именами – по числу детей. Первые КП были очень простые – около калитки, у основания турника, у двери сарая, за гаражом, у дальнего угла душа и тп. Раздали детям карты, показали им, где и что, обсудили, где какая дорожка – и вперед! Нужно было найти и принести бумажки со своим именем.
Гришка, как нетрудно догадаться, справился со всеми восемью заданиями с легкостью, и был очень доволен игрой, и попросил нарисовать для него еще задание.
Я сделала задания чуть потруднее, и он бодро нашел еще 8 КП, причем одно было вообще не привязано ни к каким ориентирам. Гришка сходу не смог его найти, и тогда я дала ему дополнительные сведения о том, что КП стоит под большим деревом. Нашел, и прибежал очень гордый.
Галка половину КП нашла сама, а про остальные начала возмущаться, топать ногами и вопить, что она не знает, где тут горка, где турник, и вообще. Потом успокоилась, разобралась, и тоже все нашла. Маша легко нашла 2 КП по словесному описанию типа «возле двери в подвал», а потом ей надоело. Миша отправился было искать сам, но запутался, и обиделся на всех. Потом успокоился и пошел искать вместе с мамой.
Мы ездили на Озернинское водохранилище, и там провели чудесные выходные – купались, загорали, играли на песке, строили замки, и просто бродили по округе. Там чудесное место, очень красивый сосново-еловый лес, шикарный пляж, и пейзаж, слегка напоминающий Карелию. Народу там не очень много, потому что дорога на берег очень плохая, и даже «Нива» с трудом проезжает, особенно после дождя. К сожалению, в первую ночь мы совершенно не выспались, потому что на той стороне озера на какой-то из тур.баз играла музыка – настолько громкая, что совершенно невозможно было спать.
Когда мы собрались ехать обратно на дачу, Боря поехал налегке, а все пошли пешком. Маша шла со мной за руку, и вскоре мы оказались последними. И вдруг слышу – всхлипывает моя Машка, ревет, и никак не может мне объяснить, в чем дело. Оказывается, никому не пришло в голову ее предупредить, что папа уехал не насовсем, и будет всех ждать на краю поля. Маша шла со мной и вдруг обнаружила, что никого рядом нет – ни мамы, ни папы, ни брата. Все ушли! Или уехали! А она, Маша, осталась!!! И бедная моя Машка-племяшка так перепугалась… Боря ее потом долго утешал, что ее никто не бросит, и обязательно подождут.
Вообще меня всегда радует, когда я вижу, как хорошо мой брат общается со своими детьми. Всем бы такого папу!