• Music:

Алтайский отчет - ужасно длинный и без картинок

весь целиком он даже не грузится, так что выложу по частям,
но берегитесь - мои родственники считают, что я рассказываю в реальном времени, а ходили мы 20 дней.
Июль 2005
Девочки с косичками - на Алтае
(Алтай – недетские горы!!)

Состав группы
Рязанский Григорий Михайлович 7 лет 03.03.1998
Рязанская Галина Михайловна 5.5 лет 01.01.2000

Опыт группы
Рязанский М.В – пешие походы по Крыму, Алтай 1982, Тянь-Шань 95, Алтай 97, Алтай 2000, Алтай 2002, Алтай 2003, Алтай 2004
Кац ЕМ - пешие походы по Крыму, Кавказ 1990, Алтай 1993, Алтай 1994, Алтай 97, Алтай 2000
Колесников В - пешие походы по Крыму, Кавказ 98, Кавказ 99, Хибины 2001
Глухарева Ю - пешие походы в Забайкалье, на Кавказ и Алтай до 1990 г, пешие походы по Крыму, Алтай 2004
Пономарева Е - пешие походы по Крыму
Рязанский Гр.М - пешие походы по Крыму
Рязанская Г.М - пешие походы по Крыму

Маршрут
11.07.05 Москва-Барнаул (самолет)
11-12.05.07 Барнаул –Тюнгур (газель)
12.07.05 Тюнгур (баня) – дер Кучерла – второй мост – третий мост
13.07.05 Подъем по тропе от третьего моста через Кучерлу вверх, к долине реки Кулагаш – стоянка на полке над слиянием Большого и Малого Кулагаша
14.07.05 Переправа через малый Кулагаш – озеро – стоянка над большим водопадом
15.07.05 водопад – озеро – поляны – озеро – лес-березка – каскад водопадов – стоянка у края леса над разливом
16.07.05 Радиальный выход на два верхних озера, разведка перевала на Малый Кулагаш
17.07.05подход под пер на Малый Кулагаш – от разлива подъем по морене – стоянка на морене под ледником
18.07.05попытка пройти пер – спуск в долину Большого Кулагаша – стоянка ниже каскада водопадов
19.07.05спуск по долине Б, Кулагаш
20.07.05спуск по долине Большого Кулагаша – переправа через Малый Кулагаш, подъем на тропу, спуск по тропе вдоль Кулагаша, поиск развилки – спуск к Кучерле, переправа через маленький рукав Кулагаша – стоянка у впадения Кулагаша в Кучерлу
21.07.05 мост через Кулагаш – подъем по долине реки Кучерла – переправа через Тик-Оюк – стоянка на берегу Кучерлы
22.07.05 подъем без тропы вдоль Кучерлы над каньоном – переправа через Тегеек – стоянка у разлива Кучерлы
23.07.05 разлив – нижнее озеро - Кучерлинское озеро – полудневка (баня)
24.07.05 Кучерлинское озеро – подъем к долине цветных озер – стоянка у верхнего водопада
25.07.05 долина цветных озер – пер Рижский н.к – озерцо под перевалом
26.07.05 пер Рига-Турист 1Б скально-осыпной – долина семи озер
27.07.05 долина семи озер – долина реки Аккем
28.07.05 радиалка на ледник Аккемский
29.07.05 спуск по долине р. Аккем, до второго ручья
30.07.05 спуск по Аккему до трех Берез – машина через пер Кузуяк н.к – полудневка на берегу р Катунь
31.07.05 полудневка на Катуни – тропа вдоль Катуни – мост через Кучерлу – дер Кучерла – Тюнгур (баня)
1.08.05 Тюнгур-Барнаул (газель)
1.08.05 Барнаул – Москва (самолет)

Снаряжение
Мы не собирались лезть на снег и лед, поэтому снежно-ледовое снаряжение и «кошки» мы не брали. К тому же, детских «кошек» не бывает, а если дети могут пройти без них, то и мы сможем.
У нас была основная веревка – для переправы, и вообще – на всякий случай. Пригодилась.
Еще было две взрослые обвязки и три детские верхние, но ничего из этого нам не пригодилось.
Был один простенький ледоруб Гривель, а все остальные, включая детей, шли с лыжными палками. Впрочем, детям палки реально полезными были только на крутом снежном склоне, а по тропе они шли без палок.
У нас было две трехместные палатки «Высотная» фирмы «Мегатест», с шестиугольным дном, с юбкой, очень прочные и ветроустойчивые. Палатками этими мы довольны, все испытания ветром и снегом и дождем они выдерживают на «5»!
Мы ходили со спальниками фирмы «LOOP», на холофайбере, и были ими тоже вполне довольны. А двух мелких детей запихивали в один взрослый спальник, ибо дети у нас тощие и длинные.
Мы брали 2 костровых котелка, 5 и 7 литров, тк большую часть времени мы готовили на костре, еще у нас была газовая горелка, и 3-литровая кастрюлька для нее.
Взрослые шли с очень удобными и большущими рюкзаками «BASK anaconda 120», а у Мишки был питерский рюкзак « terminator 120». Катя несла детский рюкзачок «marmot», а Гришка и Галка шли с самодельными рюкзачками. Галя несла все плащи и сидушки, и легкие непромокаемые вещи, а Гриша и Катя несли почти все свои вещи (за исключением запасной обуви)
У нас были отдельные мешки из таффеты – для всех вещей, и отдельно для пенок, которые мы несли снаружи. Очень удобно, намного лучше, чем полиэтиленовые пакетики. Еще у нас были самодельные легкие плащи из той же таффеты, и накидки на рюкзак – тоже очень актуально на Алтае.
Подробный список общественного и личного снаряжения

Аптечка
Мы брали с собой лекарства на все случаи жизни, но к счастью, практически ничего не понадобилось, и расходовали мы только пластырь и мазь арники – на всякие порезы и ушибы.
Подробный список аптечки –

Раскладка продуктов
Мы брали с собой еды из расчета 500 гр на человека в день. Утром мы ели кашу (рис, гречку, пшено), днем – перекус из сухофруктов и орехов, вечером – кашу, макароны, пюре, чечевицу или суп. Мясо мы практически не брали, ни тушенку, ни сублемясо, зато брали много сыра, немножко сала и бастурмы.
В этот раз мы не стали сушить овощи сами, а купили дорогущие сублимированные овощи фирмы «Гала-Гала» - и были ими очень довольны! Легкие и вкусные овощи очень радовали нас, мы сыпали их во все супы, а иногда досыпали в уже готовую кашу, и тоже получалось очень вкусно.
Мы брали крупу из расчета 85 гр на человека на 1 раз, и надеялись, что дети будут съедать чуть меньше, а взрослым будет доставаться чуть больше. Как бы не так! На детей буквально на третий день похода напал жор, и открылась походная подростковая болезнь – «яма желудка»: дети мгновенно съедали свои порции, а потом жалобно подходили ко взрослым и с несчастным видом просили добавочки. Дети в этом плане невыгодные участники похода – несут мало, а жрут – как взрослые, если не больше!
Мы не тащили все продукты с собой, а отправили половину еды в заброску на лошади – на базу на Кучерлинском озере. И это было правильно! В итоге стартовый вес рюкзаков на выходе на маршрут составлял около 25 кг у женщин, и около 32 кг у мужиков. Когда мы вышли с Кучерлинского озера со своей заброской, рюкзаки снова стали примерно такими же.
На Аккеме в альплагере «Высотник» мы купили кило пряников – вот было счастье!
Грибов было не очень много, зато хватало ягод – в основном, мы собирали жимолость и варили из нее компот. А в последние дни на спуске вдоль Аккема собирали смородину, красную и черную. В самом Тюнгуре и в низовьях Аккема на лугах полно сладчайшей клубники, а на берегах Катуни растет костяника и малина. (Мы были в июле, и поэтому бруснику и чернику почти не застали – при нас она только начала поспевать)
Список продуктов

Природа и погода, особенности нашего маршрута
И сразу ожил камень дикий,
И всем заметно стало вдруг
Как с мерзлой кисточкой брусники
Застыл на ветке бурундук
На Алтае есть места, часто посещаемые туристами, и в этих местах вы будете встречать по 10 групп в день, но можете не увидеть буквально ни одного зверька. Такие места – Шавлинское озеро на Северо-Чуйском хребте, а возле Белухи – это Кучерлинское озеро, Аккемское озеро и простой и нудный осыпной перевал Каратюрек между ними. Основная тропа вдоль Кучерлы очень широкая и набитая, по ней в день проходит множество ног и копыт, а после дождей эта дорога бывает очень грязной и не слишком приятной.
А есть на Алтае места ничуть не менее интересные, но гораздо менее истоптанные. Такова, например, долина реки Кулагаш. Одно озеро сменяется другим, не менее красивым, а между озерами вас ждет огромный водопад. Ручейки, впадающие в Кулагаш, не менее живописны, а склоны долины покрыты красивейшими лугами и кедровыми лесами. И в то же время, людей там почти нет, и тропа местами теряется. Описаний этого маршрута в Интернете нет, и поэтому там нет такого скопления туристов, как на Кучерле.
Кулагаш – левый орографически приток Кучерлы, и тропа на него начинается от третьего моста через Кучерлу. Тропа набирает высоту вскоре за мостом, и дальше пешеходы идут около 6 часов без воды (сама Кучерла остается глубоко внизу, а ручейков там нет). После этого нужно найти поворот тропы влево, выйти на небольшой хребтик, и с него по крутому травянистому склону спуститься к слиянию Большого и Малого Кулагашей.
Через Малый Кулагаш следует переправляться в том месте, где он разливается на две протоки. Через первую протоку можно перейти по скользкому бревну (мы натягивали веревку), а через вторую протоку лежит два параллельных бревна (мы все, включая детей, переходили так, без дополнительной страховки)
От третьего озера на Большом Кулагаше можно уйти налево через скально-осыпной перевал 1А в долину реки Тегеек, а мы пытались перейти через правый перевал – по виду 1Б, если не 2А – в долину реки Малый Кулагаш – но погода нас не пустила. Дождь со снегом и видимость 10-100м – это не самая подходящая погода для преодоления такого перевала с детьми.
Мы же решили спуститься обратно вниз по Кулагашу, и пойти наверх вдоль того берега Кучерлы, где нет тропы. Ну что ж, этот подвиг – для сильных духом. Тропы там таки нет, зато есть каньон, и скалы, и бурелом. Очень красивые и совершенно безлюдные места, оленьи и медвежьи следы, белки и бурундуки, суслики, мыши и пищухи… Местные егеря давно обсуждают, что пора бы прорубить по тому берегу конную тропу вдоль Кучерлы, но пока что ее там нет.
Таким образом, первая половина нашего похода проходила по очень интересным и безлюдным местам, редко посещаемым туристами. А вторая половина маршрута была куда более стандартной, и описание второй части, наверное, не столь интересно.

Погода в июле была довольно теплая, 20-25 по ощущениям, но при этом нас каждый день хоть полчаса, хоть час поливал дождик, а тучи и туманы ходили то сверху, то снизу. И все же, в целом с погодой нам повезло – на Алтае бывают и более дождливые сезоны, а мы не все время шли мокрые. На Аккеме мы застали три полностью солнечных дня, а вот после нашего отъезда начались дожди.

Дорога
Не верь, приятель, быстротечности часов,
И пусть проходит бездарно лето,
Придет твой день, и серым прахом ляжет все,
Все канет в Лету, все канет в Лету.
Веселый ТУ тебя поднимет к облакам,
Перенесет в тот мир, в котором все иначе,
Где одинаковы секунды и века,
Где, как бродяги, горы белые маячат.
Самолет Москва-Барнаул
Из Внуково. Время в пути 4 часа. Дальневосточные авиалинии – у них были самые дешевые билеты (ограничение по весу 20 кг на человека)
Газель с прицепом Барнаул – Бийск - Усть-Сема – Тюнгур (обещано было 13 часов в пути, реально вышло несколько больше)
Заказывали машину заранее, через Интернет, в конторе из Бийска у Ивана Замчалова. Они возят туристов по всему Алтаю, качественно, но дороговато. Зато надежно, и можно договориться обо всем заранее. Например, мы договаривались, и Иван нам закупал газ, чтоб не везти баллоны в самолете.
Приблизительная цена 10-14 р за км пути. (они обычно говорят, что у них цена 7р за 1 км, но оплачивать надо дорогу в два конца)

Подробное описание пути
Для того дорога и дана,
Чтоб души вниманье не дремало.
Человеку важно знать немало
Оттого дорога и длинна.

Закон дороги простой –
Шагай вперед не спеша,
И пусть, верста за верстой,
Внемлет дороге твоя человечья душа…
Дорога – едва ли не самая утомительная часть пути.
Мы приехали в аэропорт и обнаружили, что билет мне куплен на российский паспорт, а я взяла по привычке загран. Побежали разбираться к представителю компании. Мишка говорит: «Вы извините, мы так торопились, столько детей, столько вещей – вот и взяли не тот паспорт!» Ну, нормально, нет проблем - там все мило улыбаются ему, и спрашивают: «А где же остальные дети?»
В 11.30 взлетели. Я думала, что Гришка прилипнет к иллюминатору, а он всю дорогу читал «Хоббита».
Самолет дети перенесли легко, а вот машина доканала всех, и детей, и взрослых. Мы хотели сэкономить время, и ехали ночью, но это оказалось утомительно вдвойне. Лечь в машине практически негде, а спать сидя всю ночь – совершенно невыносимо. Затекает буквально все, и голова уже отказывается работать, а отдыха так и нет. Наиболее удачной идеей оказалось расстелить коврик прямо на полу между кресел – лежа можно хоть немного расслабиться и подремать. К тому же, дорога до Тюнгура идет не только по асфальту, но и по пыльным грунтовкам через несколько перевалов. Пыль забивается во все щели, все чихают и кашляют, а уж на что похожи были наши рюкзаки после этой дороги – я и описать не могу!
Но все когда-то кончается, и наконец в 13 часов мы прибыли в Тюнгур, переехали по подвесному мосту и остановились возле базы «Белый Кречет». Приветливая и внимательная хозяйка Таня встретила нас, истопила нам баньку, и мы пошли париться, пока наш Гришка играл в шахматы с ее детьми. Банька у Тани самая лучшая, не слишком большая, зато очень жаркая – дров они не жалеют!

12 июля 2005
После бессонной ночи и утомительной дороги все мы были вялые и сонные, и тормозили отчаянно, и в итоге собрались только к 18 часам. Вышли, и пошли от «Высотника» вверх по дороге, прошли мимо деревни Кучерла, и не стали пересекать реку по второму мосту, а пошли прямо по этой стороне реки. Тропа идет вдоль берега реки, иногда выходит на поляны с клубникой, иногда ныряет в лес.
В одном месте тропа проходит прямо над обрывом, где скальный прижим выходит вплотную к реке. Для взрослой группы это место, вероятно, не представляет особых трудностей, а вот за детей нам было страшновато: сперва надо вскарабкаться метра на полтора по скале, а потом пройти метра три над обрывом и бушующей рекой по узкой скальной полочке. (Это место запросто можно обойти – если от второго до третьего моста идти по широкой дороге по другой стороне реки).
Мишка и Юля в прошлом году ходили вдвоем именно эту часть маршрута. Мы Мишку спрашиваем: «Зачем же ты нас сюда повел, если тут такой опасный прижим?!» А он отвечает: «А я про него забыл. Мы его прошли в том году, и не заметили!» После этого мы шли и гадали, сколько еще таких нетривиальных мест нас ожидает, и про какие из них Мишка тоже забыл нас предупредить. Однако опасения наши были напрасными – этот прижим был одним из самых ярких воспоминаний, а дальше никаких неожиданностей не было.
Мы шли не очень быстро, местами продирались сквозь кусты, местами находили тропу, а местами – теряли ее, и в сумерках, около 21.40, остановились на ночлег у третьего моста.

13 июля
Мы поставили палатку около огромного муравейника, размером – почти с саму палатку, и поэтому поутру мы вскочили очень резво, и собрали свои вещи довольно быстро. Мишка и Юля поставили свою палатку в тенечке, и поэтому им удалось поспать на полтора часа подольше. Вообще мы весь поход отсыпались, тормозили, и вставали поздно, а выходили – еще позже. Можно считать это преимуществом детского похода – мы всегда могли сослаться на детей, хотя на самом деле это не они, а мы тормозили поутру.
А на второй день похода Галя обрадовала нас сообщением, что у нее порвались ботинки. Мужики чертыхнулись, достали рем-набор и сели шить. И далее процесс зашивания детской обуви продолжался с некоторыми перерывами почти весь поход.
В итоге мы вышли со стоянки часа в два, и первую половину пути Галя шла в босоножках, пока ботинки дошивали и клеили. Мы прошли еще примерно час вдоль реки, потом тропа полезла наверх – начался обещанный «6-часовой сухой подъем». Тропа широкая, конная, ведет на стойбище в долине реки Малый Кулагаш.
Нас обогнал пастух со стадом овец и коз, а потом – местный мужик с женой и дитем лет 4-5, на лошадях. Они сперва думали, что мы случайно сюда зашли и заблудились – на Кулагаш туристы ходят редко.
В самых крутых местах мы шли переходами по 20-25 минут, в более пологих – по 30-40 минут. Примерно через 3 часа мы прошли поворот на Кулагаш, где вся тропа сворачивает от Кучерлы вправо. Там тропа проходит через несколько больших полян, на одной из которых есть заброшенный домик. После этого тропа выходит на очередную широкую поляну, слегка заболоченную. С середины этой поляны уходит не очень заметная тропинка, которая ведет налево, на хребтик, и дальше идет по хребту. Справа – та поляна, с которой мы пришли, слева – видно слияние рек Большой и Малый Кулагаш. В каком-то месте мы решили, что нам пора начать спуск, и повалили без тропы вниз, через высоченную траву, покрывающую крутой склон. Троп там много, но все они сходятся и расходятся, то спускаясь, то поднимаясь. Наконец мы вышли на узкую полочку над Малым Кулагашем – Мишка вывел нас прямо к переправе! На этой полочке мы и заночевали, а воду таскали снизу в бутылках (прямо на берегу там стоять проблематично – очень много замшелых камней и бурелома, и очень мало ровных мест)
Место для переправы расположено под этой полочкой. Там на травянистом склоне есть небольшая, но довольно характерная песчаная осыпь, метров 5-7 в длину.
Вечером мои дети передрались в палатке, потому что я их загнала спать одновременно. После этого я старалась уложить одного, а второго пихать под бок к уже спящему и тихому. А еще Катька вечером подняла крик – она включила в палатке фонарь, чтоб почитать, и на свет слетелось десятка два ночных бабочек, которые кружились, ударяли ее в лоб и мешали читать.