• Music:

далее - везде. тоже Алтай

14 июля
Мужики утром дошивали ботинки для Гали и заклеивали их, вышли в 14.
Мы спустились к реке, и натянули переправу – над скользким бревном сделали перила из основной веревки. Дети запросто перешли по бревну, придерживаясь руками за веревку: «Да это ж как на слете туристят!» - сказали они.
Через вторую протоку мы перешли по двум параллельным бревнам. Левое бревно чуть потолще, а правое лежит немного ниже, и к тому же прогибается, поэтому дети переходили, идя ногами по нижнему бревну, и держась руками за верхнее. После переправы идет тропа вдоль Большого Кулагаша, и меньше, чем через час приходит к первому озеру. На нижней и на верхней оконечностях озера есть симпатичные места для стоянки.
Мы шли всю дорогу по левому орографически берегу, а местные охотники на лошадях переходят реку много раз и иногда тропа подходит к берегу реки – и уходит в воду!
Вдоль берега идет тропа, местами по зарослям березки, местами по кочкам с красноватым мхом и брусникой. Тропа идет по камням вдоль берега, иногда – прямо по разливу реки, и выходит к удобной стоянке среди нескольких больших глыб. Мы вышли к этому месту около 19, решили, что на ночевку вставать рановато – и двинулись дальше, решив поискать площадку над водопадом.
После этой стоянки тропа теряется на берегу в зарослях карликовой березки и жимолости, и только перед самым водопадом мы смогли снова выйти на тропу. К этому времени мы насквозь промокли под дождем, и устали продираться через мокрые кусты. Нам было уже все равно, где стоять, лишь бы развести костер. И мы нашли что-то относительно ровное, и придумали, куда воткнуть две палатки среди мха и камней, а главное – мы быстро разожгли костер, отогрелись и подсохли.
Тропа сегодня суровая – высокие кусты, а под ногами – глина, корни, ветки, камни, и все это скользкое после дождя. Я боялась, что дети будут много падать, ныть и отставать. Но они шли прекрасно, и Юля их подгоняла: «Скорей, а то от Вити отстанете!»

15 июля
С утра мы пошли фотографировать водопад, и долго лазили вдоль него по скалам и кустам. На верхней трети есть скальная полочка с деревьями, и с нее особенно красиво смотрятся эти огромные струи, падающие с высоты чуть ли не седьмого этажа! А какая туча брызг висит в воздухе под водопадом!
Потом мы собрались, и в 14.30 двинулись вверх по тропе и вскоре вышли ко второму озеру. После озера тропа поднимается выше и обходит скальный прижим, а после прижима тропа выходит на огромный травянистый склон, где справа по ходу со скал падает небольшим водопадиком ручеек. После этих полян тропа снова спускается к очередному озеру и идет вдоль берега, потом продолжает идти вдоль реки и там есть весьма приятное место для стоянки под кедрами. На полянах встречаются очень красивые розовые лилии.
Озера сказочного оттенка, зеленовато-голубые, и в них отражаются скалы и луга, а на берегу столько разных цветов, что все и не перечислишь!
Удивительно разнообразные здесь пейзажи – то совершенно Карельский пейзаж с кочками, брусникой и розоватым мхом, то вдруг березки и осинки как в Подмосковье, то продираемся сквозь лиственничный и кедровый лес, перешагивая через поваленные бревна и причудливые корни, то выходим на сочные луга над озером, то спускаемся к самой воде, и скачем по камушкам. А на берегу озера растет чабрец – и пахнет! Ах, какие там по пути запахи! То пахнет кедрами, соснами и нагретой хвоей, то – чабрецом, то черной смородиной, то снова кедрами… а над тропой висят ягоды жимолости, синевато-черные, матовые, похожие цветом на чернику, а по форме – как капельки… я шла, и ела их горстями всю дорогу, и собирала, чтоб сварить потом компот.
Потом тропа снова теряется в зарослях березки и ивы, мы продирались вдоль реки, а на обратном пути нашли тропу выше. В этих зарослях ивы Галя взвыла, но вскоре смирилась с необходимостью идти через ЭТО – то есть через кусты, сплетающиеся ветвями и корнями, через которые и взрослым-то идти нелегко. У нас это называлось общим словом «березка». Я утешала себя тем, что это еще не самый противный стланик – говорят, кедровый намного противнее.
Тропа идет мимо красивейшего каскада водопадов, и выходит на площадки, где есть весьма симпатичные места для ночевки. Слева – разлив, и мы перешли по камням на другой берег, даже не замочив ноги. Там тоже хорошее место для стоянки, и там мы поставили палатки на небольшом скальном уступе. Из нашей палатки было видно штук пять водопадов, а возле реки была лужайка с зарослями лука.

16 июля.
Радиалка на верхние озера.
Мы решили устроить дневку, и разделились. Наши мужики отправились наверх – относить заброску под перевал на Малый Кулагаш и разведывать, сможем ли мы там пройти с детьми. А мы с Юлей взяли всех детей и побежали налегке полюбоваться озерами. Самым сложным оказалось преодолеть 300 метров кустов, а дальше мы шли по камням, и это было намного проще. Мы прошли мимо большого каскада водопадов, и поднялись к верхнему озеру. Наши дети по космо-снимку назвали его озером Кошка. Мы прошли вдоль левого по ходу берега озера, причем шли, продираясь сквозь кусты, а надо было просто идти вдоль кромки воды по камням.
Погода была не ахти какая, временами моросил дождь, но дети бодро шагали вперед. Нам было интересно посмотреть, как дети ходят по морене, поэтому к следующему озеру мы поднимались не вдоль ручья, а по моренному валу. Оказалось, что дети прекрасно ходят по камушкам, и им это нравится куда больше, чем ходить по березке. Мы увидели у дальнего конца озера небольшой снежник, и решили до него дойти. Путь наверх занял у нас около 4 часов, вниз мы спустились за два с половиной часа, и полчасика дети играли наверху. Снежник им очень понравился – они топтали ступени, скатывались на спине, кидались снежками… А мы с Юлькой неторопливо ели перекус и любовались снежными вершинами, и красивыми цветами. Весь поход нас радовали огромные синие аквилегии и теплые огненно-рыжие жарки. Я долго пыталась понять, почему я столько раз бывала на Алтае и при этом ни разу не встречала тут ни жарков, ни аквилегий?! Наконец до меня дошло: я все разы ходила по Алтаю в августе, а сейчас – начало июля! Жарки и аквилегии цветут в июле, а к августу они попросту уже отцветают!
Мы спустились в лагерь около 18, и тут так дунуло и так полило, что мы все спрятались под тент. Хорошо, что костер мы к этому времени уже развели как следует. Мужики спустились вскоре после нас. Они отнесли заброску и оставили ее на морене, но не стали проходить перевал, так как увидели, что надвигается непогода, и постарались спуститься до дождя. Идти по мокрой морене вниз – то еще развлечение!
Вечером луна освещала склоны гор, и казалось, что водопад светится в темноте.

17 июля
Мы вышли в 13.30, перешли по разливу и начали подниматься прямо вверх, местами по камушкам, местами – по невысоким кустам березки. Склон местами травянистый, и довольно крутой. Вскоре мы поднялись так, что стало видно большое озеро Кошка, к которому мы бегали вчера. Мишка так хорошо выбрал маршрут, что мы поднялись наверх очень быстро и вполне приятно. Местами шли по траве, потом – по морене, и пришли к моренной площадке возле небольшого озерца, даже, скорее, лужи. Более крупное ледовое озеро лежит на 200 метров дальше, и при нас оно было покрыто красивым голубовато-синим льдом с промоинами по краям.
Поднимались мы под дождем, и ветер был изрядный, так что все замерзли, и потом долго не могли отогреться.
На морену мы влезли в 15.40. лезть сегодня на перевал поздновато – попробуем завтра подняться.
Погода испортилась окончательно, и мы попрятались по палаткам. Галя и Катя играли в той палатке, а Гришка сидел у нас и вслух читал «Хоббита», а потом мы все играли в лабиринт. Мишка готовил еду на горелке прямо в палатке, причем мы от скуки не только пообедали, но и поужинали.

18 июля
Мы все плохо выспались в эту ночь. Со склонов чуть выше нас всю ночь с грохотом летели камни, завывал ветер, журчал ручеек, стучал по платке то дождь, то снег… А мы никак не могли решить, сможем ли мы с детьми перейти этот перевал.
Утром Мишка и Юля обнаружили, что их палатка стоит на острове, окруженная ручьями со всех сторон. Мишка даже набрал воды для каши, не вылезая из палатки. Когда облака на несколько минут приподнялись, мы увидели, что верхние части всех склонов покрыты выпавшим за ночь снегом. Наш перевал не был исключением – снега на скалах стало явно больше.
Погода была очень переменчивая, облака то затягивали наш перевал, то открывали его и прятали от нас долину. Красиво, конечно, но идти наверх, когда видимость от 10 до 100 метров – страшновато. Мы решили все же, что попробуем подняться наверх, хотя бы в порядке тренировки. Вышли в 13.
Обошли ледовое озерцо по левому краю, и вышли на снежный склон с уклоном около 30-35 градусов. Мы шли по снегу и топтали ступени, а дети аккуратно шагали по этим ступеням. Галя шла не очень надежно, и иногда поскальзывалась, а Витя шел вплотную за ней, и успевал подставить свою палку, и затормозить Галю до того, как она упадет и начнет скользить. Так мы поднялись метров на 300. оставалось подняться еще около 200 метров по снегу и льду, и около 100, а может, и 150 по скалам. Полочки, по которым в прошлом году залезали наверх Миша и Юля, на этот раз были покрыты снегом. Мы остановились на моренном гребешке и спрятались под тент от моросящего дождя, а Мишка полез на разведку. Верхняя часть склона оказалась не снежная, а ледовая, и долбить ступени уже не получалось, а а приходилось идти на три такта. А на полочках оказалось совсем неприятная штука – там лежали мелкие камушки и песок, и все это скользило, намоченное дождем, и было нелегко удержаться. Мишка поднялся почти до середины скал, а потом махнул нам, что непроход, и велел нам спускаться. Мы дождались его, и все вместе начали спуск. Наверх мы лезли по снегу три часа, а вниз спустились к своей стоянке за 20 минут. Дети прекрасно научились глиссировать по снегу, и им такой спуск очень понравился.
Мы не стали задерживаться, а побежали вниз – по мокрой морене, по мокрой траве и по мокрой березке, пока не спустились наконец к кедровому лесу чуть ниже каскада водопадов. Там мы выбрали себе очень уютное место для стоянки, набрали дров, и поставили палатки.
Эту стоянку мы назвали Бурундуковой – этих любопытных полосатых зверьков там было множество!

19 июля
Мы весь день бодро бежали вниз по знакомым местам, прошли луга с впадающим водопадом, и за ними ухитрились потеряться. Юлька с девочками ушла вперед, и мы договорились, что будем перекусывать у нижнего конце озера. Мы слегка отстали после привала, и в какой-то момент обнаружили Григория, бредущего среди кустов жимолости без всякой тропы. Мы подобрали его и пошли вдоль реки – и уперлись в скальный прижим. Лошадь бы там прошла, а мы – нет. Пришлось нам возвращаться, и карабкаться по склону наверх. Судя по всему, мы залезли слишком высоко, и не заметили то место, где пересекли тропу. В итоге мы ухитрились верхом проскочить мимо озера. В этот момент начался дождь, а мы все шли и шли вперед, недоумевая, куда ж девались девочки. Очнулись мы на нашей стоянке над водопадом. Тут уж мы сообразили, что озеро осталось у нас позади. Мишка сбегал за девочками, а мы натянули тент, развели костер и вскипятили чаю, чтоб отогреться после дождя.
Когда все поели, мы решили, что было бы неплохо пройти еще немного – и мы спустились до той самой стоянки, на которой Юля и Миша ночевали в прошлом году. Погода нас «баловала» - то налетал ветер с дождем, то показывалось солнце, потом снова все окрестности терялись в тумане. Облака лежали несколькими слоями, и ветер сдувал то одно облако, то другое. В итоге мы то сидели в самой середине тучи, то вдруг видели кусочек дальнего хребта, то – из полного тумана высовывались синие верхушки трех елок. Потом елки прятались, а показывались скалы на той стороне реки. Небо было подсвечено закатными лучами солнца, и сказочные картины сменяли одна другую.

20 июля
Мы, как обычно, проснулись не рано, и неторопливо ели свой завтрак, когда снизу к нам поднялась команда из 5 человек из Томска, они шли на пер Абиак.. Мы поговорили с ними, посмотрели вместе на карту, и они ушли наверх.
А мы вышли в 13 и пошли вниз, и в тот же день прошли мимо нижнего озера, и от него пошли по тропе. Жимолости очень много, все кусты увешаны капельками синих ягод… Троп в этом месте очень много, и все они на разной высоте траверсируют склон, постепенно сливаясь в широкую конную тропу, которая ведет через кочки с красноватым мхом к броду. Только тонкость в том, что это – конный брод, и нам там не перебраться! Мишка с девочками ушел вперед, чтобы натянуть переправу, и случайно проскочил поворот к бревнам, а мы свернули вовремя, и в результате вышли к переправе первыми. Гришка бодро прошел по двойному бревну, и пошел через островок ко второму рукаву реки, а я задержалась у куста жимолости. И тут слышу, как Юля меня зовет: «Женя, Женя! Бегом! Скорее сюда!» Сперва я перепугалась – вдруг Гришка в воду свалился?! Но потом поняла по крику, что ничего страшного не происходит. Оказывается, Гришка сам, без всякой веревки, переправился на тот берег, усевшись верхом на бревно, а Юля звала меня, чтоб я успела это сфотографировать. Успела.
Мы все перебрались, сидя верхом на бревне, и помогая себе руками. Мишка, к счастью, вовремя сообразил, куда они ушли, и они тоже вскоре пришли к переправе. Гришка сползал на остров и перенес еще и Галкин рюкзачок, а все остальные переправились сами.
Перекусывали мы на той самой полочке, на которой мы ночевали по пути сюда.

Мы поднялись по крутому травянистому склону и вышли на гребешок, а по нему пошли по тропе, и вскоре спустились на поляну. После дождей на тропе выросло множество грибов. Красные сыроежки очень горькие, а желтые – нормальные.
По основной тропе мы прошли мимо разрушенной избушки, и спустились на поляну, где видно поворот тропы от Кучерлы на Кулагаш. Мишка убежал на разведку, и сказал, что прямо тут спускаться очень трудно.
Мы спустились по тропе – уже вдоль Кучерлы – еще минут 20, и стали искать, где же ответвляется тропа, которая ведет к мосту через Кулагаш. Нашли очень сомнительную, крутую и заросшую тропочку, и уже в сумерках по ней спустились к Кучерле, продираясь сквозь бурелом и колючие кусты. В итоге мы вышли на более уверенную тропу и стали искать подходящую площадку для стоянки, но всюду были только скользкие замшелые камни и бурелом. Тогда мы прошли по тропе чуть дальше, перепрыгнули по камням узкую протоку Кулагаша, и встали на том берегу уже в сумерках, в 21.30. А в 200 метрах от нас был мост, большой и прочный.
Костер у нас сперва не хотел разгораться, искрил и прогорал – видимо, то, что мы напилили, было пихтой, а не елкой. Потом мы победили, и стало так жарко, что вода вскипела очень быстро.
Гришка дочитал «Хоббита» и заскучал.
Дети все время голодные, все время просят добавки, и съедают больше, чем мы!