Казантип-05
В сентябре я взяла и сделала в Крыму, на Казантипе, выездной семинар для мам с детьми «Развитие творческих способностей у детей и родителей». Получилось хорошо! Настолько хорошо, что хочется продолжать в том же духе, совершенствовать программу, и пробовать подобные штуки на следующий год – в сентябре, а может, и в конце мая.
В это раз нас было 8 семей, большинство – москвичи, но было и семейство из Краснодара, мама Оля с двумя очаровательными дочками, 4-летней Даниэлой и 2-летней Ирис.
Мы жили все в частном секторе, и почти все – в одном дворе – у тех же чудесных хозяев, у которых мы жили неделю в июне. Ближайший пляж – Татарка – оттуда совсем недалеко, и народу там в сентябре немного, а вода вполне теплая. И тем не менее, на ближайший пляж мы ходили редко, а предпочитали ходить в заповедник Казантип, и там купались и играли в красивейших бухтах. С охранниками заповедника мы столкнулись только в три последних дня, а до того гуляли беспрепятственно.
До обеда мы купались в бухте, водили хороводы, играли в «Мышеловки» и в «Черепаховый суп», кувыркались на песке, плавали, играли в «Редьку» и в «Змею», а потом шли домой, обедали, и играли уже во дворе – рисовали, лепили, клеили. Иногда выходили за ворота поводить хороводы и поиграть в мячик, два раза Нина проводила свои игровые занятия английским.
А по вечерам, уложив детей спать, родители собирались в беседке – общались, пили чай, беседовали, играли, рисовали…
Один раз поехали на экскурсию на Карадаг, и все дети бодро протопали 8 км по жаре, по горам, среди причудливых каменных столбов, над морем – очень интересная вышла экскурсия.
Подробнее:
Кто же там был?
Женя с Галей 5.5 лет. Галя выдумывала новые игры и развлечения, и была заводилой во многих играх, так что ее вполне можно было считать моим главным помощником. А я успевала не только водить всех в бухты и придумывать игры и задания, но и жарить оладушки на всю эту толпу!
Мама Нина с близнецами Мишей и Тимошей 5 лет. Мама Нина проводила с нами прекрасные фольклорные игры и хороводы, и учила детей английскому. А ее чудесные близнецы очень помогали нам – играли с малышами, заботились о них, и подавали хороший пример четырехлеткам.
Дима героически выпасал всех детей, как на берегу, так и на море, играл с ними в хороводы, рисовал, ходил за продуктами на рынок, тер кабачки и вообще «отдыхал по хозяйству».
Сергей рассказывал детям сказки, в том числе и сказки-задачки по ТРИЗу. А еще Сергей устраивал для детей всякие прыжки и кувырки, цирковые номера, и многое другое.
Мама Саша с Максом 4 лет и Илюшей 2 лет (маму Сашу потом сменил папа Дима). Мама Саша героически готовила нам завтраки и обеды, таскала Илюху в бухту, играла со всеми. Папа Дима привез ласты, маску и трубку, с которыми потом плавали и взрослые, и дети. Он показывал детям и взрослым очень смешные теневые сказки, рассказывал сказки про спелеологов и кристаллы, и лазил с детьми на скалы.
Мама Галя с маленьким Гришкой 1г9мес очень помогала нам по хозяйству, и очень уставала от наших ночных посиделок, но все равно оставалась веселой и солнечной, равно как и ее прекрасный сынок.
Мама Оля с Даниэлой 4 лет и Исей 2 лет, которые приехали из Краснодара, записывала все наши пальчиковые игры и хороводы, и всюду таскала Исеньку в слинге, и кормила ее грудью.
Бабушка и дедушка с 4-летним Темой не могли всегда ходить с нами в дальние бухты, но старались присоединяться ко всем нашим творческим делам.
Мама Аня с Алисой 3.5 лет принимали активное участие во всех играх и походах, и я все время забывала, что Алиска моложе моей дочери – настолько толкова и смышлена эта девочка. Мама Аня угощала нас роскошными блинами и провоцировала на длинные педагогические дискуссии.
Мама Леля, бабушка Мила и Ириша 3 лет, и Ванечка полутора лет жили в соседнем дворе и малышей своих в бухты не таскали, зато рисовали и лепили с нами, и водили хороводы, а малыши поражали всех своим красноречием.
Мама Лиза, папа Володя и их чудесный сын Арсений 4.5 лет жили тоже в соседнем дворе, и приехали чуть позже, и уехали чуть раньше, так что мы не успели в полной мере с ними наобщаться, но прониклись к ним огромной симпатией.
3-4 сентября мы ехали в поезде Москва-Керчь. Большая часть ехала вместе с нами в плацкарте; моя мама, сестра и племяшки – в купе, а бабушка Вера, дедушка Вадим и внук Тема 4 лет ехали в СВ. У нас в вагоне не хватало постельного белья, не было воды, а посему был закрыт туалет и не было кипятка. Но мы как-то бодро справлялись со всеми бытовыми трудностями, и ехали на удивление мирно. Я поймала себя на мысли, что так мирно и тихо я еще и разу не ездила: никто не дерется, никто не вопит, Галя даже дала мне выспаться!
Галя мирно играла с Алисой и с близнецами – Мишей и Тимошей.
Пограничники и таможня будили нас ночью, но никаких проблем не возникло, и в 15.20 мы благополучно прибыли на станцию «Семь колодезей». Выгрузили за 2 минуту всю гору вещей, и всех детей, поменяли доллары на гривны и пошли в кассу покупать обратные билеты.
В 16.15 мы сели в автобус, который заказал Сергей, и поехали на Татарку к Славе и Наташе. Разместились по комнатам – и пошли сразу на пляж, там поиграли в хороводы, искупались, и пошли домой ужинать.
Я выдала родителям и детям блоупены, и все разрисовали себе бейджики, и сделали по несколько бабочек и рыб через трафареты.
После ужина мы поехали с хозяином Славой в Мысовку и купили в магазине еды на первое время. Потом сидели с мамочками и составляли подробный список – что нам нужно завтра купить на рынке.
Вечером приехали из Краснодара мама Оля, папа Костя и их кудрявые дочки, Даниэла и Ирис. Сперва они жили в соседнем дворе, потом переехали поближе к нам.
Вечером поймали ежика, который, топая и пыхтя, ходил вокруг беседки.
5 сентября
С утра мы поели и отправились на ближайший пляж, на Татарку, по тропинке через край Казантипа. Там на пляже мы с Ниной проводили всякие игры и хороводы, и купались со всей толпой детей. Макс даже близко к воде не подходил, зато Илюшку мама Саша еле-еле могла выгнать из воды. Остальные дети купались и брызгались, ползали по дну «крокодилами», потом играли на песке.
Серега и Дима с утра ушли в Щелкино на рынок и притащили нам гору продуктов. Они ухитрились принести круглый рис, и 3 кг каменной соли, самую дешевую муку и тп. В итоге я долго шумела на Серегу, а Дима всех мирил.
Днем мы с детьми раскрашивали красками бабочек – начали с пальчиковых красок, потом достали гуашь. А потом собрались и потопали в заповедник. Посмотрели пещеру -подземный ход в ближайшей бухте, курган, и пошли дальше. А возле камня Ян и раскопок стояли машины, ходили какие-то люди – и к нам подошел инспектор. Сперва он очень строго сказал всем идти назад, и мы повернули, хотя возвращаться с детьми по жаре, так и не искупавшись, было ужасно обидно. В итоге мне удалось добиться от инспектора другого решения: «Ладно, - буркнул он, идите уж, искупайтесь, раз уж пришли!» И мы радостные побежали в песчаную бухту, где камень-лодка, а над скалами виден камень-молоток.
В бухте песчаный пляж, и никого нет – там мы сделали разминку примерно как в Мягкой школе, и стали учиться падать, потом играли в Черепаховый суп и в Мышеловки. Дети сперва тормозили, и выползали вяло, потом поняли суть игры и стали выползать веселее.
По пути из бухты мы со старшими детьми придумывали сказки про лошадок и дракона, и волшебный лес. Я рассказывала основную канву, а дети придумывали наперебой всякие сказочные детали. Например, в волшебном лесу были сказочные деревья – деревья с листьями-улитками, которые ползали по веткам, деревья с конфетками, и даже дерево с ветками в виде драконов. Это дерево поймало лошадку, и мама лошадь отправилась ее выручать, и добывать живую воду на горе выше гор. А препятствия, которые им по пути встречались, мне придумывали дети.
В 5-6 лет дети обычно уже довольно активно включаются в подобные фантазийные игры, а вот четырехлеткам еще не хватает словарного запаса и вообще уровень владения речью часто недостаточен для подобных игр. Зато слушать подобные сказки им очень интересно!
Домой мы пришли уже на закате, усталые, но довольные.
Пока мамы готовили ужин, дети … увидели в саду ежика. Все столпились, не зная, как к нему подобраться, и как его взять, чтоб не уколоться. Дима, который все это видел, потом со смехом пересказывал, как моя Галя решительно сказала: «Сейчас я его поймаю!» - и решительным жестом сняла штаны! Так и притащила – ежа, завернутого в свои штанишки!
Вечером замесили целый таз соленого теста, а когда уложили детей спать, то уселись в беседке и стали рисовать волшебные домики и волшебные деревья. Я ухитрилась нарисовать одну картинку – совпадающую по идеям с Олей, а вторую – с Ниной… Стереотипный я человек, ужас-ужас!
Вечером приехали на машине Лиза, Володя и Арсений, и поселились в соседнем дворе – и сразу легли спать.
6 сентября
С утра Саша и Галя не только сварили на завтрак кашу, но и сразу сварили суп к обеду!
Мы собрались и пошли снова в бухту, и не просто так, а сделали маленький кусочек «Слепого тренинга». Всем взрослым завязали глаза, и их дети вели их по дороге в сторону Казантипа. Галя вела Диму, Миша с Тимошей долго не могли договориться, кто же из них поведет маму Нину, я вела Галю с малышом. В результате все шли до поляны над подземным ходом минут 20, если не дольше – вслепую идти намного труднее, а дети в качестве поводырей реально работать совсем не могут. Даже такие большие и сознательные дети, как Галя и Миша с Тимошей все равно в подобной ситуации думают только о себе. Отстали – значит, надо всех догонять! И ребенок бежит бегом, обходя остальные пары, таща маму по колючкам и кустам… Он не нарочно – просто в 5-6 лет дети не в состоянии реально поставить себя на место другого, и почувствовать, каково ему…
В итоге все взрослые и дети собрались возле кургана, встали в круг и некоторое время гудели, а кто-то один в это время пересекал круг. Очень сильное – лично для меня – впечатление: кажется, что поют на разные голоса, и звук окружает со всех сторон, расширяясь и заполняя все вокруг.
Потом пошли в бухту – уже без повязок, поскольку стало жарковато.
Дедушка и Тема сходили с нами в бухту, и немного поиграли со всеми. А еще дедушка и Сергей качали детей на большом полотенце.
В бухте снова играли в Черепаховый суп и в Мышеловки, и на этот раз все играли намного активнее.
Нина показала нам очень смешную игру про Змею:
«Я – змея, змея, змея,
Я ползу, ползу, ползу!
-Хочешь быть моим хвостом?»
- приговаривает первый, обходя изнутри хоровод. Тот, кого он спрашивает, отвечает: «Хочу!» - проползает между ног водящего и встает ему за спину. Следующий ползет уже через двоих. А я была последней, и эти хитрецы успели замкнуть круг – я ползу, ползу, а змея все не кончается! Полтора круга проползла, прежде чем поняла, что тут я уже ползала!
После перекуса мы вернулись домой, пообедали приготовленным заранее супом, уложили мелких спать, а остальных усадили рисовать, а потом лепили рыбок из соленого теста и украшали их бисером.
Я попутно еще и оладушки жарила, а не только руководила процессом. (Дима, как водится, натер мне кабачок для оладий).
Дима, Анька и Нина уходили в Щелкино – Анька там тут же залезла в ЖЖ, Дима закупил продукты по списку, а Нина купила билеты на автобус, чтоб съездить с мальчишками на Эски-Кермен в гости к «Лиге Школ».
Пока их не было, я развлекала всех детей, играла с ними в мяч у ворот, в «съедобное- несъедобное», а потом – «тише едешь, дальше будешь». Еще играли в вышибалы и в «1-2-3 скорость».
Хозяйка очень нежно относится к моей дочери, и та с готовностью ей помогает, кормит курочек, смотрит, как доят корову… А сегодня вот хозяйка подошла ко мне со словами: «А давай я заодно со своими и твою Галю искупаю, тебе ж тут некогда!» Я не стала отказываться, и через полчаса Галя прибежала румяная и чистенькая, прямо красота!
Перед укладыванием детей я показала у нас в комнате сказку «Теремок», а еще показала прямо на коленках пальчиковую сказку Сутеева «Цыпленок и утенок». Детям понравилось.
Вечером Серега в беседке устроил еще одно занятие для взрослых по ТРИЗ, и задавал какие-то хитрые сказки, а мамы, смущаясь, придумывали ответы, и скисали, если Серега признавал их ответы стандартными и банальными… Мамы сбегали ко мне на кухню, подкреплялись оладушками, и шли пробовать и искать небанальные ответы…
7 сентября
Нина с близнецами уехала от нас на 3 дня, и сразу стало так тихо и даже грустно без нее. Володя увез их в 6 утра в Щелкино, там они на Севастопольском автобусе добрались почти до места, прошли еще немного – и пришли к своим друзьям.
А мы ходили в ближайший пляж, к Вертолету, играли там в колдунчики в воде и в хороводы, дети кормили лошадку, а еще весь день придумывали, что мы будем делать на детский день рождения. Дело в том, что так уж совпало, что 8 сентября исполнялось ровно 4 года и Максу, и Даньке, и мы хотели устроить для них что-то запоминающееся.
Решили, что пойдем в бухту, и будем там играть, и спрячем арбуз, а потом найдем на «горячо-холодно». Еще с утра и днем рисовали акварелью по мокрой бумаге – а ночью мамы из полученных листов мастерили фонарики.
Днем мамы и дети нанизывали бусы в подарок для Даньки,
А потом все вместе делали из соленого теста подсвечники, украшали их ракушками и сухоцветами…
После обеда Анька навела в нашей комнате идеальный порядок, но хватило его ненадолго. Стоило нам отвернуться, как Галя с Алисой и Даней принялись играть в больницу, и в числе прочего распотрошили несколько пачек бумажных платочков, а влажные салфетки развесили на просушку на спинке кровати!
Вечером мы все пошли на Татарку. Мне показалось, что купаться холодновато, но дети купались вовсю, и потом вылезли совершенно синие и дрожащие. Тогда мы устроили веселые игры на согревание: играли в колдунчики, и в воде и на берегу, ползали каракатицей. Дима ползал, а на нем верхом каталось человек пять детей! Потом играли в паровозик и в гусеницу, и делали массаж тому, кто стоит впереди, а еще здоровались – носами, локтями, плечами… Очень весело поиграли!
Вечером я показывала сказку про Репку и еще сказку о ленивых ногах, а потом – про девочку, которая не знала, что выбрать (для Даньки, которая все время мечется между мамой и интересными играми и занятиями)