Listens: а мне б дороги далекие

Categories:

наш поход на Карадаг 9 сентября

сейчас на улице уже совершеннейшая осень, листопад, и все такое, а ведь месяц назад мы были в Крыму и изнывали от жары, карабкаясь на Карадаг!

В этот день мы наметили себе экскурсию на Карадаг. Мы очень хотели поехать все вместе, но бабушка, дедушка и Тема сказали, что им далековато – и поехали сами в Феодосию. Галя осталась дома с маленьким Гришкой – отдыхать от нас и от нашего шума. А у Сашки заболел младший, Илюха. Как же быть? И Сашка огорчилась, и мы все тоже… А решительная Сашка подумала, подумала – и минут за 15 до выхода приняла решение: она все же поедет – но только с Максом! А Илюшку она оставила дома под присмотром доброй хозяйки Наташи.
Я в последний момент обнаружила, что не зарядила батарейку у фотика – и побежала за другой батареей. А Мила поехала с нами, но ухитрилась выйти из дома не в тех босоножках – и потом всю дорогу боялась, что ее тапочки развалятся прямо на ходу. (И не зря боялась – развалились. Но – уже в самом конце пути)
В автобусе экскурсовод, не обращая внимание на тот факт, что автобус набит мамами и детьми, которые едут на Карадаг (кто пешком гулять, кто – в Дельфинарий), излагала стандартный текст экскурсии – про войны и бомбежки, про погибших в Керчи в каменоломнях, про строительство каналов, про развитие промышленности в Крыму… Ох!
Мы миновали степные районы между Ленино и Феодосией, добрались до берега Черного моря, и смотрели в окошко на его песчаный пляж, потом со всех сторон появились горы, и среди них – массив Карадага. Нам рассказали про дельтапланеристов, показали гору, с которой они там летают, и мне снова захотелось сходить в музей Дельтапланеризма.
В 11 мы приехали на Карадаг, и нас огорошили сообщением, что наша маршрутка будет ждать нас на той стороне, в Коктебеле – в 3 часа дня. Возмущению нашему не было предела, ибо перейти горы с детьми за 3.5 часа совершенно нереально.
Пока взрослые покупали билеты на пешеходную экскурсию и подкармливали детей перед дорогой, Данька увидела дельфинарий, услышала доносящуюся оттуда музыку – и приникла к двери. Счастье ее длилось недолго – вышла тетя, всех выгнала, и дверь закрыла плотно. Рев был слышен, наверное, на вершине.
Экскурсию начали в музее природы. К нам присоединили 4 взрослых, и им экскурсовод начала стандартный текст о том, когда и кем была построена эта биостанция, с какого корпуса была начата постройка, и кто был тогда директором. Дети в это время радостно носились по музею, с интересом рассматривая чучела и прочие экспонаты.
-Мам, смотри, какую рыбу эта птичка поймала!
-Ой, мамочка, мамочка, смотри – лисятки!
-А эта маленькая птичка как называется?
-А это орел, смотрите! Орел! Орел!!
Экскурсовод шипела на детей и на нас, призывая нас угомонить детей. Легко сказать – ведь им же тоже в музее интересно, им тоже хочется услышать про этих птичек и зверей! Я уж не говорю о том, что мы тоже оплачивали экскурсию, так что выгонять нас из музея только потому, что дети смотрят чересчур эмоционально – было совершенно нечестно.
В итоге экскурсовод рассказывала свой стандартный текст для взрослых, а я шла впереди и шепотом детям рассказывала про тех, кого я знала. Детям было очень интересно, они задавали массу вопросов (и отнюдь не всегда тихо), так что взрослые бухтели все сильнее. Мы тоже посматривали на часы и начинали нервничать – не успеем мы на свою маршрутку, вот не успеем и все тут!
В итоге, когда я показала детям коробки с палочниками, огромными пауками и тараканами, и прочими богомолами, мы вывалились на улицу и стали просить, чтоб нас пустили уже идти наверх – дети ведь идут медленнее, чем взрослые.
Первый переход мы шли довольно быстро. Многие дети заныли, что им жарко, тяжело, и вообще они никуда идти не хотят. Тогда мы стали идти чуть помедленнее, и по пути рассказывали им сказки. Кажется, я рассказывала сказку про двух драконов? Или лягушек? Не помню кого. Помню, что их звали Карадаг и Ичкидаг. Галя так попросила… О, вспомнила – это были храбрые хитрые хорьки, они отправились в поход, они преодолевали всевозможные препятствия, иохотились на дракона.
Вокруг меня, слушая сказку, шли Галя, Алиса, Миша и Тимоха, иногда еще Данька, - и шли мы при этом довольно бодро, и даже карабкались по ступенькам и лезли по скалам. Макс шел сзади с мамой Сашей, и иногда начинал ныть. Мама Саша его уговаривала и так и эдак, и в какой-то момент предложила: «Давай догоним Диму – он все продукты несет!» Макс сперва ускорился, потом оглянулся – и огорченно произнес: «Мам, но Дима с рюкзаком СЗАДИ идет!»
Анька в какой-то момент на подъеме несла Алиску на спине – между спиной и рюкзаком, на закорках. Героическая мама Оля несла Ириску в слинге, а на привалах Ися голышом расхаживала сама, и тоже старалась вскарабкаться куда-нибудь повыше. На одном из привалов, правда, маленькая Ися долго сидела на камне, а потом оттуда свалилась – к счастью, не очень сильно.
Мы поднялись по тропинке через лес, и по скалам взобрались к верхнему краю горы, где за утесами и каменными башнями внизу виднелось море. Скалы там удивительной и причудливой формы, и чем-то напоминают долину привидений на Демерджи. Отдельные пальцы и столбы похожи на зубья громадного ящера, другие – на каменных истуканов, третий на солдата в плащ-накидке… Вон та скала, торчащая из воды, называется Иван-разбойник, а чуть дальше будут уже видны и Золотые Ворота Карадага. Этот удивительный камень с рожками и аркой часто рисуют на картинках и открытках про Крым, под ним проплывают маленькие катера, и любуются на Карадаг со стороны моря… Дети и взрослые разглядывали все эти красоты с восхищением, придумывая каждому камню свои названия. Такое впечатление было, будто мы попали в сказочную страну!
Отлогие очертания гор обрывались над морем гребнем скал, и казалось, что огромный ящер расположился здесь на ночлег, а мы гуляем по его спине, по высохшей щетине колючей травы и мелким камушкам… За ящером виднелось море, такое синее и манящее, что все дети хором взвыли, что они хотят купаться. Но увы – до пляжа нам было еще очень далеко!
Мы прошли по осыпной тропинке к большим скалам с нишами и пещерками, и в тени дерева устроились на перекус. Детям, конечно, на месте не сиделось, и они принялись лазить по веткам, как обезьянки – одни более ловкие, другие – более самоуверенные… Последних приходилось страховать или даже снимать, во избежание. А падать там есть куда, и тропинка местами не очень-то детская – младших мы вели за руку.
Мы поняли, что к назначенному сроку мы все равно не успеем перейти – и перестали торопиться и чересчур подгонять детей. Мы не тормозили, но и не рвались вперед любой ценой, решив что в крайнем случае как-нибудь доберемся до дому и без экскурсионного автобуса.
Кусты шиповника, усыпанные красными крупными ягодами, попадались нам на каждом шагу, и очень оживляли пейзаж. Мы и наши дети тоже очень оживляли пейзаж, и смешных картинок там было немало. Оля к середине пути совсем утомилась, и Дима взял у нее Ирис, и нес ее некоторое время на руках, а потом в слинге. Ися сперва смотрела очень недоверчиво, потом привыкла.
Мы полюбовались сверху на Каменный город, с кучей причудливых скал, щелей, окошек, с камнями, напоминающими птиц, черепах и ящериц, и прочими чудесами. Потом вернулись немного назад, и полезли еще выше, снова через кусты.
Данька хотела идти с Галей, и поэтому убегала вперед, обгоняя и расталкивая всех. Галя же из упрямства ее вперед не пропускала – Даня обижалась, и с ревом, снова всех расталкивая, мчалась по тропе назад, к маме, чтоб сообщить ей о своем горе. Так и бегала, бедная, туда-сюда.
Мы вышли наверх и подошли к огромной скале, которая называется Чертов Палец или Копыто.
В прошлый раз нам не велели подходить близко, а тут мы подошли вплотную и даже немного полазили. Очень впечатляющая штуковина – из степи торчит скальная стенка, почти отвесная к морю, с обрывом над морем 70м, к вершине – 40 м, и плоская площадка наверху – около 30 метров. На ней когда-то проводили тренировки скалолазы ил Альп.секции Коктебеля, потому что скалы там совершенно удивительные. Вся скала сложена из очень твердой породы, но не гладкое зеркало при этом, а очень причудливая ноздреватая поверхность с дивными «хваталками», «ступеньками» и «дверными ручками». В общем, вверх-то лезется очень легко, и останавливает только то, что вниз при этом совершенно непонятно как слезать. А говорят, несколько раз так было, что на эту каменюку люди залезали – и приходилось вызывать спасателей, потому что слезть они сами не могли.
От Чертова Пальца есть тропинка, которая ведет обратно к биостанции, а есть широкая и довольно пологая грунтовая дорога, ведущая в Коктебель. Дорога эта местами довольно сильно осыпная, и коленки у всех начинают болеть очень быстро – спускаться по таким тропам не так-то просто! Галя, которая скакала впереди, придумала игру в «тройную чепуху» - стала придумывать смешные фразочки, чтоб каждое слово начиналось на одну букву, и чтоб все вместе было смешно. «Сок скакал сюда», «курица купала корову», «зеленый заяц зевал».
Мы с моей мамочкой радостно подхватили игру. А потом и Арсений к нам присоединился. Сперва он придумывал просто чепуху, потом – рифмованную чепуху, а потом придумал по всем правилам – «сыр съел слона» – и мы все очень обрадовались! Далеко не все дети в 4.5 года способны играть в столь сложные словесные игры!
А еще Сенька пел очень красиво «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!»,
И «Все выше и выше и выше..»

Потом мы играли в складывание слов по слогам: «ры! Ба!» произносила я с большой паузой между ними. А дети радостно угадывали, что это за слово…
Макс так устал, что стоило только Сашке посадить его на плечи, как он тут же уснул… Мы шли и планировали, как мы сейчас поедим и пойдем на пляж, но… наш автобус дождался нас, и мы все в него загрузились – и поехали домой.
Лиза с Володей и Арсением и Анька с Алисой остались в Коктебеле, зашли в кафе, искупались за нас в Черном море, и вернулись поздно вечером.
Поход на Карадаг всем понравился, как я поняла, хотя и был довольно утомительным.
Высадили нас в Мысовке у магазина. Мы накупили еды и воды, и пошли на ближайший пляж. Мне к тому времени купаться уже расхотелось, а Мила и Оля поплавали немного.
А потом мы увидели, что солнце почти склонилось к воде – и побежали смотреть закат. Дима, Галя и я - втроем – бегом взобрались на ближайший холм, и долго смотрели, как красное солнце тонет в розоватом море. Слева висел серп луны, справа тонуло солнце. Галя мурлыкала песню про Трезорку. Мы поднялись по одной из тропинок на вершину следующего холма, и смотрели на море, окружающее наш полуостров.
Галя всю дорогу намекала нам, что мы идем не самым быстрым путем – и при этом вполне точно показывала нам зеленую крышу соседнего дома. Мы кивали – и шли дальше, и домой вернулись уже в полной темноте. Нашли по пути огромную гусеницу с шипом на хвосте – и отнесли ее в подарок моей мамочке. Она оценила, посадила зверюгу в банку и сказала, что с утра сфотографирует.
Пока нас не было, приехал из Москвы папа Дима.
А еще вернулись с Эски-Кермена мама Нина и близнецы, по которым мы все соскучились.
А Галя с маленьким Гришей сварила к нашему приходу суп и сделала салат…
Вечером мы попросили у хозяйки гитару, и довольно долго пели – играли и Нина, и Серега, а подпевали все. Приходил Дедушка Вадим, и Мила с Лелькой тоже ненадолго зашли к нам.
Болтали и общались до 2 часов ночи.
Дима улегся на бортике беседки, задремал, и свалился, и ушиб при этом ногу – но не сказал нам ничего – партизан!