Марш-бросок. подробности

Я на ММБ ходила до того два раза - и этот - третий - мне понравился больше всего.
в прошлом году мы очень приятно походили под дождем, но в тот раз все участники бежали одинаковую дистанцию, а особо неугомонные еще ночью бегали дополнительный кольцевой этап. в тот раз старт был намного позже, и сумерки застали нас на пути к третьему КП. Ориентироваться в темноте я умею не очень хорошо, а уж без фонарика - и подавно! так что от вечернего этапа в тот раз у меня остались довольно-таки мрачные воспоминания.
а с утра в тот год многие "свалили" из-за непогоды, а мы стойко продолжили путь. но ориентироваться приходилось мало - мы шли по мощной и грязной тропе, которую протоптали все те, кто прошел перед нами.

на весеннем тоже были толпы, но не было таких натоптанных троп, и это было намного приятнее.
мне нравится самой ориентироваться, а не идти по проложенному кем-то маршруту, и поэтому идея разделения дистанций нас всех очень порадовала. было бы здорово, если б и на весеннем тоже были разные дистанции - по длине и по сложности.

год назад мы искали, кружа по 40-50 минут в одном месте, чуть ли не каждое КП. А в этот раз, похоже, КП были поставлены намного проще - во всяком случае, на дистанции А - и мы все КП находили быстро и без особых проблем.

в этот раз народу было очень много.
на серой ветке в каждом вагоне метро видны были люди с рюкзаками, а уж в электричках видно было сразу - "свои"!
вот так это выглядело - это идет народ с нашей электрички!

честно говоря, я слегка начинаю нервничать, когда вижу такую толпу.
но реально удаленный старт был продуман хорошо, и не было ощущения, что ты бегаешь в толпе - ну, разве что у старта было очень шумно и тесно...
хотя реальные протокольные цифры впечатляют:
По дистанции А стартовало 109 команд (236 человек),
92 команды дошли до пром.финиша, 88 команд стартовали на 2 этап, 71 команда дошла до финиша.

По дистанции Б стартовало 136 команд (224 человека),
90 команд дошли до пром.финиша, 84 команды стартовали на 2 этап, 81 команда дошла до финиша.

это мы с Егором идем от электрички к месту старта.
Егорке 6 лет, и это его второй марш-бросок.
в прошлом году, под проливным дождем, этот шустрый малец топал со своими родителями по просекам и болотам, и они прошли весь первый этап.
а в этом году они прошли всю дистанцию А, за исключением трех КП!

это Андрей Парнасов варит себе перед стартом еду на газовой горелке.
Андрей ходил дистанцию Б, пришел на промежуточный финиш около 6 утра, поспал немного, и побежал вторую часть. Андрей нам потом рассказывал, что ел на болоте клюкву, и видел огромную бобровую хатку.

вообще у старта мы видели кучу знакомых, и с некоторыми из них потом встречались и на маршруте. на нашем первом КП встретили Леню и Риту, а еще Ваню Лысова.

Стартовали мы от платформы Некрасовская, а выдача первых карт была примерно в четырех км оттуда, и все шли разными маршрутами - по разным просекам, по ЛЭП, по просеке газопровода... Мы ухитрились в одном месте перемудрить, свернули с просеки на тропу, потом нам не понравилось ее направление - и мы еще ДО первой карты успели полазить по бурелому, и в очередной раз убедились - путь по тропе надежнее и безопаснее.

Лес очень красивый, заиндевелый и заснеженный. На каждой еловой лапке - снежная бахрома, на кончиках иголок блестят замерзшие капельки. мне так хотелось останавливаться и фотографировать на кажом шагу!
но снимала я мало, а больше - любовалась и запоминала - огненно-рыжую траву, торчащую из-под снега, пестрые опавшие листья на тропе, заиндевелые веточки, метелки, зонтики...

первое КП было на опоре недостроенной ЛЭП, и просеку, которая к нему вела, мы не обнаружили. пошли по азимуту, перебираясь через поваленные стволы, продираясь сквозь густой ельник, и вдруг совершенно неожиданно вышли - точнехонько к КП. случайность, мне кажется.

оттуда мы по очень петляющей дороге вышли к железнодорожной насыпи, и там увидели заросли огромного борщевика. гигантские зонтики возвышались на 3-4 метра, и выглядели довольно-таки фантастически.

вышли на поле, и пошли напрямик к дальней ЛЭПине.
земля застыла, и идти через поле было совсем несложно, а вот пересекать болото нужно быстро - заледенелые кочки тоже проваливаются!
в Москве многие деревья, застигнутые морозами, стоят, так и не сбросив листья - у меня перед домом есть березы и всякие кусты и с желтыми, и с зелеными листьями. а в лесу таких капризов нет - елки блестят зеленью, а лиственные деревья сбросили всю листву, и только пара-тройка узеньких листочков ивы болтаются на кустике.

мы вышли на холм над прудиком, и сели перекусить.
термос мы не взяли - а зря. горячего чая нам бы хлебнуть не помешало!
слопали сырный салат, запили компотом из бутылки, и дрожа поскакали дальше - в такую погоду останавливаться можно только совсем ненадолго. на ходу, впрочем, мы быстро согрелись. Днем я шла в термо-майке и анараке hipora - и идти было нормально, а вот останавливаться прохладно, и руки быстро отмерзают. на ходу я регулировала температуру, то снимая шапку и варежки, то надевая их опять. очень удобная штука - варежки с резинками на рукав.

второе КП стояло на ЛЭП в том месте, где просека выходила из леса. рядом с компостером висел яркий лоскут, который меня даже разочаровал - на дневном участке он явно не был обязателен.

по дороге под ЛЭП мы вышли на шоссе, перешли Волгушу и свернули на небольшую грунтовку, слева от котрой пряталось за перелеском озерцо. на маленькой березе у подножия большой сосны висел ... нет, вовсе не компостер, а кусок деревяшки на шнурке, и на нем - дальнейшая инструкция.
мы ее честно себе списали в блокнот, и уставились в карту. Пошаговое КП, бывает. и где ж енто озерцо болтистой, к северо-западу? ага, вон оно, очевидно - вернуться на ЛЭП и по ней пройти до первой же полянки после поселка.
мы поискали обозначенную на карте тропу на север, которая была нарисована примерно от КП. тропы не наблюдалось, и мы вернулись на дорогу, потом пошли под ЛЭП, и несколько обогнали тех, кто продолжал поиски тропы.

КП мы взяли легко, но при этом мы видели толпу народа, которые, проскочив по просеке ЛЭП дальше, чем нужно, искали потом озерцо не на поляне, а на вырубке на 200 м дальше. Закат догорал над лесом, отражаясь в озерце.

мы решили, что мы не настолько круты, чтоб идти дальше по азимуту - и спокойно продолжили путь по просеке, прошли мимо поселка, и свернули за ним вниз, к речке.
следы вели к строительным вагончикам и дачному сортиру. мы засомневались - на дорогу было непохоже. тут из вагончика вышел узбек, и сказал нам: "Туда, туда иди! Все ваши туда ушел! Человек двадцать ушел, ни один не вернулся!"
мы поверили - и пошли вдоль поля по еле видной тропке в овраг.
к тому времени, как мы вышли к речке и пербрались по наклонным веткам на тот берег, стало совсем темно.
У КП-4 мы были в 19 часов. Мы перекусили сырниками, достали фонарики, и по тропе шли уже в полнейшей темноте.
в темноте идти по тропе через заросли сухой травы не так-то просто, а по азимуту идти без тропы - совсем долго, так что мы были очень рады, что нашли тропу.
вышли на нужное нам пересечение просек, свернули и вскоре оказались у КП-5. Щелкнули компостером, и рухнули на рюкзаки отдыхать - в этот момент все трое почувствовали, что очень устали, и болят плечи, и ноги уже идут не очень.
посидели, посмотрели на карту, наметили азимут через поле - и пошли, ориентируясь ... по звездам! Звезд было и в самом деле очень много, и идти по ним оказалось намного удобнее, чем поминутно смотреть на компас.
пересекать поля, когда они замерзли, куда приятнее, чем весной идти по пашне. правда, канавы в темноте одинаково неразличимы в любое время года...

перейдя шоссе, мы дотопали до края леса, протоптав свою тропинку. потом увидели еще парочку параллельных троп. интересно было б с утра взглянуть, сколько ж там всего троп понатоптали!
Взяли КП-6 на елке, и пошли искать газопровод. в темноте сперва вышли не на тот, и пошли по нему (мы поняли по направлению, куда мы идем, и решили, что нас это тоже устраивает.)
ночью другие группы выглядят как отдельные яркие звездочки или даже как цепочка огней, белых, голубоватых или желтых.

по газопроводу мы пришли около 21, даже чуть раньше, к своему последнему на этот день седьмому КП, взяли его - и на радостях ... заблудились! Ну, мы не то, чтоб совсем заблудились, но пошли намного севернее, чем надо, позарившись на чью-то слоновью тропу. Тропа привела нас в заваленные буреломом овраги, и мы довольно долго потом выбирались оттуда по азимуту.
Стволы деревьев, за которые мы хватались, скользя по склонам, напоминали сосульки - с деревьями внутри! Никогда прежде такого не видела. А вообще, леса там дивные. Давненько мне не попадалось такого впечатляющего бурелома! Бревна лежали в несколько этажей, и в памяти живо вставали картины горелого леса на Алтае. только все эти стволы, ветки и корни засыпаны были на этот раз снегом. Мы переползали, перебирались, продирались через густые заросли, и я в очередной раз порадовалась, что я не пошла одна. в таком месте ночью свалиться и вывихнуть ногу - дело нехитрое, и как я после этого буду сама выбираться, если я не очень представляю себе, где я нахожусь?!
Вышли мы в итоге к огням - и поняли, что это отнюдь не костры, а огни многоэтажки. Сообразили, что это дом отдыха, а шум воды - плотина на выходе из пруда - и через 15 минут пришли на промежуточный финиш.

Ах, как это было приятно - скинуть на фиг рюкзаки, и пробраться к костру. Мы втроем некоторое время тормозили и оттаивали. Мы-то с Юлей шли в ботинках и ноги у нас были просто сырые, а вот Тайка шла в кроссовочках, и ей, боюсь, было холоднее, чем нам - намного.
Потом мы совершили героическое усилие - отшли от костра и поставили палатку. Хм. Для лета, для одного, ну - для двоих - вполне милая и легкая конструкция, на одной единственной тоненькой дуге. Но по такой погоде палатка оказалась совершенно непригодная. Впрочем, это мы узнали позже, а пока мы подоши к ближайшему костру и спросили, можно ли у них вскипятить воды и погреться (у нас с собой была горелка, но нам хотелось к костру)
Нас пустили, и в процессе приготовления ужина мы успели выяснить несколько забавных подробностей. Один из ребят учился в 91-ой школе, и у него математику вел Максим Арнольд. (А я-то, между прочим, была на собеседовании, когда самого Макса только принимали в 91-ую, и потом с его одноклассниками ходила на Арбузнике. Давно это было!)
А потом мы поговорили еще немножко - и выяснили, что еще один мальчик ходил в этом году в Забайкалье на речку Чая, и забрасывались они в одной машине с той группой, где был мой папочка Марк!
и не говорите мне, что мир тесен - просто слой тонок, и те, кто ходит на ММБ - очень не случайная публика, и шанс встретить знакомых у произвольного костра - очень велик.

Мишка Рязанский прошел первую часть дистанции А намного быстрее нас, и тоже был там у костра. А вечером ему позвонили с работы - и он в 12 ночи на попутной машине уехал в Москву.
Когда мы уже собирались идти спать, пришли к финишу - и к нашему костру - героические Орловы - Антон, Саша и Егорка. Они тоже взяли все КП, хотя Егор уже давно хотел спать.

А мы волевым усилием отошли от костра и набились в свою крошечную палаточку. н-да. сетки много, тент до земли и близко не достает, и температура внутри не сильно отличается от температуры снаружи. я к этому времени уже стучала зубами, хотя надела все свои теплые вещи, какие были. Юлька состегнула наши два спальника, и мы полезли внутрь. Юлька даже шерстяные перчатки не стала снимать - так ей было холодно!
Так и дрожали всю ночь - один бок мерзнет, другим греешься об соседа. Я даже поспала немного, и даже вполне выспалась к 8 утра. но вылезать из спальника и из палатки не хотелось совершенно. А куда деваться? Пришлось.
Самое неприятное - надевать совершенно обледенелые ботинки. Они хоть и внутри палатки стояли, это им не помешало промерзнуть насквозь.

Вылезли, вскипятили чайку (мы еще и заварку ухитрились забыть, но нас Орловы выручили), собрали рюкзаки. Дуга у палатки за ночь замерзла, и разниматься не хотела - приходилось руками каждое сочленение отогревать.
Я вышла к пруду и увидела, как встает солнце, освещая верхушки дальних елей. Красотища! Но фотоаппарат замерз, и считал, что мне пора бы поменять в нем батарейку. Пришлось отогревать страдальца в рукаве, и тогда он согласился отснять несколько кадров.

Мы получили карту второго этапа и в 10.10 двинули в путь.
Поутру все выглядит намного симпатичнее и понятнее, чем с вечера. Овраг сразу нашелся, и мы быстро выскочили на просеку в нужном направлении. Трава хрустит под ногами, и звук этот смешивается со скрипом снега. Солнце уже поднялось, и все льдинки на елках начали блестеть и подмигивать, а иней на траве еще не растаял. Сказочно красиво!
Мы вышли на пересечение просек, оставили под елкой свои рюкзаки, и к речке Клубиш сбегали налегке. Взяли мы КП-8 на толстенной березе на том берегу замерзшей речушки.
Мимо нас с громким лаем пробежали две собаки, а через некоторое время мы встретили мужика с какой-то то ли металлической дудкой, то ли палкой, который этих собак искал...

Вышли мы на газопровод, и стали решать, двигаться нам по нему вправо или влево. Вчера по газопроводу шлось хорошо, и мы решили идти по нему налево. тем более, что справа поворот с газопровода на нужную просеку наверняка не читается...
Сперва газопровод был вполне пристойный, с широкой просекой и колеей, а потом повернул и... мама дорогая! ну и дорога! то есть, дорогой это назвать было трудно, даже при богатой фантазии! узкий длинный холмик, заросший деревцами высотой 3-4 метра, которые частично срублены - и валяются как попало под ногами. Идешь, спотыкаясь об стволы, об пеньки, о какие-то канавки и комья замерзшей земли... очень увлекательно! в одном месте к этой живописной картине добавились еще толпы мелких елочек, ростом по колено примерно. скорость продвижения наша стала ну совсем низкой, но выбора не было. В одном месте из леса к нам на голоса вышла девушка, которая, похоже, слегка сбилась - судя по той радости, с которой она нас встретила, идти просто по лесу было еще хуже.
Так мы дошли снова до речки Клубиш, и стали искать, где перейти. Я нашла подходящую наклонную ветку, взяла карту в зубы, и перелезла. Потом все очень веселились, глядя на мою обгрызенную карту.

Мы повернули на просеку и во втором овраге на корне поваленной елки нашли КП-9ередохнули немного и пошли вперед по просеке. Поперечной просеки мы не обнаружили, и уже поняли, что идем слишком долго, когда выскочили на большое поле с деревней Дьяково.
Краем поля вышли к нужной ЛЭП, нашли то место, где обещали КП - и обнаружили, что оно тоже пошаговое, и на самом деле КП-10 живет в одном из оврагов возле деревни Горки.
Было уже около 13.30, и мы вдруг заторопились. Финиш закрывается в 18 часов. Нам показалось, что взять все оставшиеся КП мы уже не успеваем, и мы стали решать, какое КП не брать. Решили сбегать на 10-ое, раз уж мы все равно на него уже так много времени потратили, а на 11-ое КП решили забить. А брать или не брать два последних - решим по времени.

Мы миновали кладбище, бросили рюкзаки под елочкой и налегке сбегали в овраг - минут 40 туда-обратно бегали. Оврагов там много, и запутаться в них несложно, но мы все же нашли нужный. Выбегаю я на обещанный носик между оврагами - и не вижу компостера! Сухое дево - вижу, а компостера - нет! ну что за фигня?! присмотрелась повнимательнее - а он высоко висит, выше моего роста, да еще спрятан под ветвями соседних деревьев... ура! взяли!
Побежали обратно, перекусили, сидя на рюкзаках - как раз встретили Парнасика и его тоже угостили.
Потом пошли напрямик в Дьяково, и как раз увидели подъезжающий автобус. впрочем, он нам не нужен - нам не надо в Парамоново, мы топаем по просеке в Григорково.
На поле мы вздохнули, простились с 11-ым КП, и пошли напрямик через поле к просеке ЛЭП, по которой зимой катается группа Дмитриева. Перед нами шли два парня - с тремя рюкзаками. мы шли и гадали, что это они делают? может, отправили гонца на 11-ое КП, чтоб он налегке их догонял?
пока мы шли по полю, солнышко так припекло, что меня разморило. Захотелось лечь и уснуть где-нибудь здесь, и чтоб никто не тормошил. Потом мы вошли в тень, но ленивое состояние осталось. наверное, это начала накпливаться усталость за два дня.
помню, на летнем ММБ мне к вечеру второго дня уже не хотелось идти никуда, не хотелось ничем шевелиться, а хотелось только одного - лечь и уснуть. где угодно, как угодно.
мы встретили Ваню Лысова, который шел дистанцию Б, и спросили, отчего ж он не хочет брать последние три КП. "Сил нет" - честно ответил Ваня. Именно так и выглядит настоящая усталось - уже неохота сворачивать с финишной прямой даже на 300 метров - ради очередного КП. Апатия и безразличие живут очень близко от физической усталости, и именно в этом коварство длинных пеших переходов. Уровень реакции снижается, безопасность - падает.
Мы все же взяли свое 12-ое КП на болоте, хотя разглядеть серый компостер на заснеженном стволе было непросто.

Это Тайка на предпоследнем КП-12 - собственно, там можно даже присмотревшись разглядеть ма-а-аленькую серенькую штучку на дереве - это и есть вожделенный компостер. призмы на ММБ не вешают, и это заметно усложняет поиск КП.

А самое последнее КП пряталось в бревне над оврагом, за вырубкой - очень красивое место, мне понравилось.
Потом мы свернули на тропу и пошли на финиш.
В первый день мы как-то спокойнее гуляли, а во второй бежали - начиная с середины дня, и умотались. ну, то есть мы-то реально не бежали, но мы все время торопились, и поэтому первый день нам всем больше понравился.
В 17.20 примерно мы пришли на финиш, и там нас уже дожидались Орловы - Антон, Саша и Егор.
Мы расслабились, доели сырники и бутерброды (Антон изобрел новый вид - сырник с сыром!), поели фиников, запили чаем и двинули на закате в сторону электрички.
Хорошо погуляли. Очень хорошо!

а это уже на финише Юля и Егорка сидят у костра организаторов и пьют чай, и собираются топать на электричку.

исправлено и дополнено длиннющим текстом
Tags: лес, ммб, походы, фотки