• Music:

Франция – Валь Д’Изер, март 2006

Что вам рассказать про нашу поездку во Францию?
Там было очень снежно, изрядно ветрено, не очень тепло (хотя и март), и там был настоящий горнолыжный рай.

Я давным-давно катаюсь на горных лыжах (28 лет, если быть точной), и за это время я много где успела побывать – в Карпатах и в Хибинах, на Кавказе и на Урале, а еще мы пару раз выбирались за границу – в Болгарию и в Румынию, но нигде, ни разу в жизни я не видела столько склонов и подъемников сразу, как в Альпах. О, как же я всю дорогу вспоминала наших «чайников», которые мучались на ледяных уральских склонах, в очередях, на узком и неудобном склончике.
В Альпах все по-другому. Наверху вы не встретите полных «чайников» - им просто незачем туда ехать, ведь внизу для них есть широченные ровные склоны, одни - совсем простые, есть чуть подлиннее и чуть покруче, и к этим склонам – масса бесплатных подъемников. Да-да, бесплатных! Если уж ты «чайник», так нечего тебе делать наверху, катайся на выкате – в твоем распоряжении несколько бугелей с «тарелками» и две четырех-креселки (это в самом ближайшем к нам месте, но так почти в каждой долине). Катайся, сколько влезет, учись – ни очередей, ни проносящихся мимо более опытных лыжников. Хочешь – вот тебе простая трасса. А вот – горнолыжный детский сад, огороженный яркой сеткой – и малыши лет 4-5 в ярких нагрудничках катаются под цветными арками, объезжают флажки, подбирают со склона игрушки…
Мы жили в долине Валь Д’Изер, но наш абонемент работал во всех ближайших долинах – мы спускались в Ла’Дай, в Тинь, и катались на стольких разных подъемниках и склонах, что поначалу не всегда были уверены, что сообразим, как нам теперь вернуться домой. В первые дни нас всегда выводил в нужную долину Боря,

потом мы и сами научились слегка ориентироваться, и уже знали, какой из трех подъемников, начинающихся в этой точке, нам выбрать, и по какому из пяти склонов потом спуститься, если мы хотим попасть потом в такую-то точку.
Мы успели исследовать от силы половину склонов, в некоторые долины мы ни разу не спускались, зато на каких-то понравившихся нам подъемниках катались несколько раз подряд. Мы предпочитали самые сложные трассы – черные и красные, и только изредка расслаблялись на более пологих – голубых трассах.
Прямо возле нашего дома, в той же долине, где наш отель, было несколько очень приятных черных и красных трасс, и особенно они были хороши с утра – сразу после ратрака. Мы специально старались прийти к открытию подъемников, чтоб успеть разок-другой скатиться с черной трассы по свеже-разратраченному склону. Это фантастическое ощущение, когда длинный и очень крутой склон уходит у тебя из-под лыж, ложась плавными изгибами, как великанское махровое полотенце. А ты несешься вниз, стремительно и ловко, цепляя кантами лыж эти равномерные складочки склона.

Какие там разнообразные склоны! Катаясь на Урале, я такого разнообразия не могла себе представить! Там было три склона, и нам вполне хватало. А тут – куда ни кинешь взгляд, подъемники, тросы, креселки, бугели, кабинки, вагончики! Там были креселки на 3, 4, 6 и 8 человек сразу, с замедлением и без, с подножками или без них, некоторые – с колпаками от ветра. Были кабинки, как у нас на Урале в Банном – на 4, на 8, на 20 человек. А еще в двух местах мы катались на поезде по тоннелю. Этот смешной паровозик с самого начала стоит наклонно, и пол в нем ступенчатый! Он поднимает вас с 2000 на 3000м по тоннелю буквально за 10 минут!

Мы ездили небольшой компанией – точнее, частью нашей большой семьи. Мои родители, Марк и Мила, мой брат Боря, его жена Ирка и их младший ребенок -8-месячный Левка. Все, кроме Левки – горнолыжники с большим опытом и стажем, и любители длинных сложных трасс. Малыша по-очереди «пасли» родители, но это не значит, что они совсем уж мало покатались. Обычно с утра, когда мы уходили кататься, Ирка оставалась дома – кормить и укладывать Левку. Потом она шла кататься, уложив Леву спать, и включив радио-няню. Иногда вторую часть «радио-няни» брал Боря, иногда – сама Ирка. И когда ребенок просыпался, Боря спускался в отель, часок развлекал малыша сам, потом менялся с Иркой.

Мои родители все делают очень быстро, и привыкли много-много всего успевать. Судите сами: моя мамочка, у которой семеро внуков, успевает при этом 6 раз в неделю ездить на работу, 2 раза в неделю – на скалодром, два раза – на единоборства, и обычно еще пару раз выбирается с утра на Нагорную покататься на лыжах. При этом она то шьет для внуков что-нибудь красивое, то выходит на фото-охоту в ближайший парк, то придумывает еще что-то не менее увлекательное. Все это мама моя проделывает исключительно быстро и организованно, и нигде ни секунды зря не теряет.
После всего этого вы можете себе представить, как она отдыхает – моя любимая мама? Правильно, она отдыхает – быстро, и я по сравнению с ней просто лентяй и тормоз! В итоге наш горнолыжный отдых был столь интенсивен, что нашим тренировкам могла позавидовать любая горнолыжная сборная, и я день на пятый всерьез начала опасаться за свои коленки. Связки у меня уже в обеих коленках драные, и порвать их снова мне совершенно не хотелось. Пришлось оставшиеся полтора дня кататься потихонечку, медленно и аккуратно, «низЕнько-низЕнько», и носить себя, как хрустальную вазу, а не носиться, как стриж. Зато я в последние дни всех снимала на фото и на видео, и что-то из этого даже получилось.
Жили мы в апартаментах, у нас была довольно большая квартира с крошечной прихожей, с крошечной кухней – с электро-плитой, СВЧ, маленьким холодильником и … посудомоечной машиной (которой мы, впрочем, ни разу не воспользовались, потому что посуду мыл дедушка Марк).
Продуктами Боря, Ирка и Мила закупились по пути, благо они ехали на машине, а хлеб и фрукты мы несколько раз докупали уже на месте. Мамочка кормила нас очень вкусно и разнообразно, я давно не ела так много вкусного мяса!

Дорога и туда, и обратно была чрезвычайно утомительная – в основном из-за времени вылета. Наш самолет туда вылетал в 7.40 утра. Проклятые чартерные рейсы, обратно было ненамного лучше.  Я ненавижу ставить будильник на 4 утра!
Мы летели чартером из Домодедово в Гренобль, и самолет уже после посадки продержали минут 40 – не было свободной парковки. Зато багаж мы получили быстро и без приключений.
Погода в Гренобле была отвратительная: +5 и снег с дождем, крупными хлопьями – брр!
Боря с мамой пошли за своей арендованной машиной – им надо было поставить магнитный багажник для лыж, и разместить багаж, и пристегнуть автокресло. Ирка решила, что Лева лучше перенесет дорогу, если будет ехать в машине, а не в автобусе. Левча решил по-другому, и три часа подряд орал у них в машине. А мы с папой ехали в автобусе от тур.фирмы, и добрались без особых приключений, только вымотались очень.
Мне очень хотелось увидеть хоть что-нибудь в окошко автобуса, но за окнами был туман и снег огромными хлопьями, иногда – небольшие аккуратные домики, иногда – острые шпили небольших колоколен. Мы ехали вдоль речки, и вид берегов ее мне очень живо напомнил весенний байдарочный сплав на паводок – деревья еще голые, но уже на многих висят сережки, и местами по берегам снег, а местами – жухлая трава, и вода несет с собой всякий сор. В одном месте мы увидели даже вывеску про каякинг, и слалом, - там над водой были развешены ворота для слалома, а на берегу лежала горка пластиковых каяков, присыпанных свежим снежком.
Мы проехали по нескольким платным трассам, и долина стала значительно уже. Склоны гор, уже различимые в тумане, были теперь покрыты снегом, а в одном месте были великолепные заснеженные елочки. Сфотографировать все это через стекло автобуса я пыталась, но получилось не ахти как.

Чем выше мы забирались в горы, тем уже становилась дорога, и тем чаще стали встречаться тоннели и навесы над дорогой. В Тине всю долину перекрывает гигантского размера плотина. Наш автобус заехал ненадолго в Тинь, и нашему взору предстала дивная картина. Дело в том, что всю неделю перед нами во Франции были жуткие снегопады, и все завалило снегом. В горах была повышенная лавинная опасность, многие трассы и подъемники были закрыты. И вот, приехав в Тинь, мы увидели большое поле с высокими снежными холмами. А потом пригляделись – и поняли, что это не просто холмики, а засыпанные снегом машины! На крыше, на капоте каждой – по полметра снега!

продолжение - в другой раз :)