• Music:

Крым: поезд туда и день первый- Бахчисарай

ну, поехали...
На майские праздники мы вот уже много лет подряд ходим пешком по Крыму. Почему именно Крым? В первую очередь, потому, что в Крыму можно придумать очень разнообразные несложные маршруты, сочетающие в себе самые разные красивые места и достопримечательности.
Когда-то, когда я еще училась в школе, нас водили по маршруту, включающему в себя 4 или 5 пещерных городов, но сейчас мне кажется, что 4 пещерных города за один поход – это явный перебор. И именно поэтому мы в прошлый раз смотрели два пещерных города – Эски-Кермен и Мангуп, а потом шли через Большой Каньон, и оттуда на яйлу, и к морю, а в этот раз начали с Бахчисарая, и тоже двинулись лесами в сторону моря. Мы в первый день посмотрели сам Бахчисарай и Ханский дворец, и отреставрированный скальный Успенский монастырь, и большой пещерный город Чуфут-Кале, на следующий день мы посмотрели пещерный город Тепе-Кермен, а потом пошли красивыми буковыми лесами в сторону моря, и поднялись на Ялтинскую яйлу от Многоречья вдоль ялтинского тоннеля, по очень приятной сосновой тропе.
Первоначальный план включал в себя спуск с яйлы по хребту Иограф, где растут шикарные сосны, и открывается отличный вид на побережье, но погодные условия и полное отсутствие видимости повлияли на наши планы – и мы двинулись вдоль края яйлы на северо-восток, к Гурзуфскому седлу и Романовскому шоссе. В итоге мы спустились по красивейшей дороге через Красный Камень, и вышли на край отличного каньона Уч-Кош над Массандрой. Правда, за водой пришлось бегать изрядно далеко, зато вид оттуда был роскошный. А уж в хорошую погоду там, наверное, вообще благодать.
Весь поход мы готовили на костре, и грелись, и сушились по вечерам, и пели, и общались. У нас были на всякий случай взяты горелки и газ, но мы ими так и не воспользовались, благо дров на этом маршруте очень много. Лесников мы ни разу не встречали, так что за проход через заповедник нам платить не пришлось.

Компания у нас на этот раз получилась большая и пестрая, и в то же время очень доброжелательная и приятная, и за поход мы все так сдружились, что трудно было расставаться!
Компания в этот раз была необычной отчасти потому, что с нами вдруг пошло несколько бездетных взрослых. Обычно мы ходим, объединившись несколькими семьями, потому что далеко не всякий взрослый готов выносить наших детей в таких количествах  Когда мы брали бездетного Васю в поход на Урал, он к концу второй недели готов был сбежать куда угодно от наших «цветов жизни». А тут собрались такие чадолюбивые товарищи, что мы все просто диву давались. В результате нас было ужасно много – аж 10 взрослых и семеро детей, от 4.5 до 8.5 лет.
Я в этот раз взяла кроме своих детей еще и Гришку Левадного, и ни секунды об этом не пожалела. Два Гришки вместе играют куда более мирно, чем мой один, так что все были довольны.

Итак, кто же там был?
Лиза Корценштейн
Илья Стремовский
Аня Кустова

Поезд и первый день: Бахчисарай - Ханский дворец – Успенский монастырь – пещерный город Чуфут-Кале – тур-стоянка Бешик-Тау
Мы выехали из Москвы только 30-ого, потому что на 29-ое не успели купить билеты.
Поезд, который отправляется в 9 утра – это негуманно, но мы все-таки встретились на Курской у «баобаба», и туда мама Юля Орлова принесла нам 6 новых непромокаемых костюмов для наших детей! В результате дети у нас были экипированы очень ярко и практично, за что мы весь поход, не уставая, благодарили Юлю.
Поезд полон туристами, с детьми и без них, с велосипедами, с веревками, с гитарами. Чудо, а не поезд! Едва мы сели в поезд, как поняли, что мы все безумно голодные – и принялись поглощать наши поездные запасы. В итоге продукты, взятые с собой в поезд, мы не тащили до середины похода, а почти все слопали именно в поезде. Ай да мы!
Всю дорогу в поезде мы играли – в триомино, в СЕТ, в руммикуб, в мельницу. Мальчишки расставляли на верхних полках своих солдатиков, теряли их, дрались, снова расставляли их. Катя с Галей в это время читали, рисовали, писали друг другу дурацкие записки, и были тоже очень довольны жизнью.
На одной из остановок все 7 детей играли с Лизой в догонялки и в колдунчики. Галка норовит усесться Диме Бережецкому на шею, и при этом еще и погоняет его: «Иди туда! Посади меня на третью полку! Сними меня отсюда!»
Вечером мой сын переутомился и устроил безобразнейшую истерику с дракой, но был пойман и отправлен в постель.
На границе никаких проблем у нас не возникло, к счастью.

В 10 утра мы приехали в Бахчисарай, и на маршрутке доехали до Ханского дворца. Дети увидели цветущую сирень и тюльпаны, яблоню-китайку, маки и одуванчики, и фонтанчик во дворе – и были совершенно счастливы. Они собирали букеты, плели венки, вплетали цветы в прически… после холодной Москвы так удивительно идти по тротуару, усыпанному лепестками!
Стаська показывает маме свой букетик, в котором смешано все, что ей попалось по пути, и хвастается:
-Смотри, какая смешка цветов!

Мы оставили Мишку сидеть со всеми рюкзаками, а сами пошли на экскурсию во дворец. Многие мои знакомые считают, что Ханский дворец не стоит того, чтоб туда заходить, и можно сразу начинать маршрут с Чуфут-Кале, но я этого мнения не разделяю.
Когда я была во дворце в 8-ом классе, дворец меня не очень впечатлил, но в этом году мы там слышали прекрасную экскурсию, и всем было интересно. С одной стороны, дворец этот не похож на дворец в нашем представлении – никаких тебе башен, шпилей – кроме минарета - и нету прочих атрибутов рыцарского замка, ханский двухэтажный дворец больше похож на сарай, а фонтан – отнюдь не похож на фонтан, но тем интереснее.
Нам рассказали, что у хана было 4 жены, и для каждой из них был построен отдельный дом. В этом доме жила жена с детьми до 8 лет, и она никуда не могла выходить из своего дома без разрешения хана. Там она могла шить и вышивать, петь и танцевать, сочинять стихи. Еду готовили снаружи, и приносили в дом дети. Возле дома (размером с 3-4 комнатную квартиру) имеется двор, огороженный 5-метровой каменной стеной. Не разгуляешься! Еще там стоят такие решетчатые шкафчики – это типа загородки для балкона – через такой шкафчик жена могла посмотреть на улицу, но ее при этом с улицы не было видно. Общались между собой женщины только в бане, и это был своего рода клуб.

Я говорю своему Гришке:
-Ты представляешь, у них совершенно другие обычаи. Вот у нас принято, что у каждого мужа одна жена, а у хана могло быть и 4 жены, и даже 10 жен!
-О! – откликается мой сын очень живо, - это как у бегемотов. Гарем называется! У одного самца бывает по 10 самок!

Восточные женщины не зря носили на себе множество богатых нарядов и украшений, пояса с монетками, бусы и ожерелья. Если муж решал, что эта жена ему не нужна, и он хочет развода, то мужу достаточно было трижды сказать: «Свободна!» - и жена должна была уйти из его дома. Взять она могла только то, что было на ней в этот момент надето. Вот потому-то жена и носила все свои сокровища при себе! Дети в случае развода оставались у мужа.
В общем, мы все сочувственно перешептывались, что не хотели б мы такой жизни, как у жены хана, а экскурсовод нам в это время рассказывала, что женщины, воспитанные в исламе, в первую очередь должны быть покорны. Да уж!
Знаменитый Фонтан слез, совершенно не похожий на обычный фонтан – это плачущий камень, это чаши, вода в которых, переполняя одну чашу, каплями, как слезами, скатывается в две другие чаши…
Витражи и резные украшения на дверях, на потолке и на стенах поражают своими узорами. В общем, мне лично было очень интересно!

Из Ханского дворца мы вышли, и потопали бодро по одной из улиц, и наверх по склону, под ЛЭП – и спохватились уже наверху, когда поняли, что идем совершенно не туда и не там. Спустились в город, и дошли до начала тропы. Там в небольшом кафе мы слопали по порции картошки, доели хлеб, и огурцы, и зелень – и пошли в гору. На каждом шагу стоят лавочки с сувенирами, лотки с чипсами, столики с эфирными маслами, поделками из можжевельника, но нам все это не нужно.
Мы поднялись к Успенскому пещерному монастырю, который недавно отреставрировали. В 1988 году мы лазили по нему, и там были осыпающиеся каменные пещеры и ступени, а теперь все обновили, достроили, украсили, но мне он в таком виде показался каким-то ненастоящим… Зато в стене вдоль лестницы есть очень интересные изображения разных храмов, с маленькими окошечками, типа секретиков. Наверное, это святые мощи, переданные в дар разными монастырями.

Мы дошли до развилки долины, и бросили рюкзаки в кустах, попросив группу присмотреть за нашими вещами. А сами налегке поскакали наверх осматривать пещерный город Чуфут-Кале, огромный, с хитрыми закоулками, многоэтажными пещерами, извилистыми каменными улочками…
Дети немедленно умчались вперед и принялись играть в пещерах, а взрослые неспешно прогуливались, останавливаясь то там, то сям, чтоб просто посидеть на краю скалы, поболтать ножками над обрывом…
Мы прошли к дальнему склону горы, спустились в пещеру-темницу, в которой отличная акустика, и там принялись гудеть, петь, стучать в бубен и танцевать. О, как там было здорово! В бубен стучали все по очереди – Лиза, Женечка, Оля, Юлька и я, и все восхищались сочетанием этого места и звука. Совершенно потрясающее место! После этого мы шли, и пробовали акустику в каждой из пещер… Красота!

Спустились к своим рюкзакам мы часов в 6, и за полчаса или 40 минут поднялись по тропе на плато. В ложбинке росли молодые буки и невысокие кусты, зато наверху было дивное поле колючей травы, и отдельные кустики можжевельника. Нам это место так понравилось, что мы решили не мудрить, а отошли в гущу кустов, и там поставили лагерь, а за водой ходили километра за полтора к колодцу Бешик-Тау.
Дети гоняли мяч, строили шалаши и укрытия, играли со своими солдатиками.
Мишка выбрал прекрасное место для костра, чуть в сторонке от можжевельника, в буковой роще, и там мы зажгли большой костер, и сварили чечевицу, и потом долго сидели у костра, пили чай со сладостями, общались. Выполз на небо тоненький месяц, и осветил всю поляну, как луч прожектора. Мне было так хорошо, что я убрела на полчаса от костра в темноту, гуляла по окрестностям, наслаждаясь тишиной и покоем, и вдыхая ароматы зелени, чабреца и можжевельника.

до чего ж Крым - волшебный, просто нет слов!