• Music:

Крым: день третий, продираемся сквозь кусты

Дима Бережецкий снова встал первым, и поднял всех к готовой каше – в 8 утра. Народ выползал очень неохотно, спать всем хотелось куда больше, чем завтракать, и поэтому завтрак тянулся очень долго. В итоге решили, что раньше 9 нам завтрак не нужен 
А я в этом походе просыпаюсь раньше, чем мои дети, то есть в 8-8.30, что крайне для меня удивительно! Дети спят вовсю, а я уже проснулась – САМА – и бодра, и весела! Чудеса, да и только!
Женечка с утра ходила купаться, и вернулась очень довольная жизнью.
Я залила технической водой котлы из-под каши, и сказала, что требуется доброволец для подвига. Дима Бережецкий откликнулся очень живо, со словами:
-Подвиг – это моя работа!
… и ушел на речку отмывать котлы…
В 10.30 почти все рюкзаки были уже собраны, посуда вымыта, каркаде налито по бутылкам. Дети все утро резвились на речке, кидали в воду камни и палки, ловили лягушек, и радовались жизни. Погода тем временем начала портиться, и мы нарядили всех детей в новые непромокаемые костюмчики. Всякий раз у нас от момента «почти готовы» до выхода проходит не менее получаса. На этот раз мы вышли в 11.30.
Мы пошли по еле заметным тропинкам вдоль берега реки, продираясь сквозь заросли колючих кустов – ежевики, шиповника и разных других. Тропа то появлялась, то исчезала, и идти было отнюдь нелегко. Мы прошли мимо небольших прудов, обогнули деревню Верхоречье, и по какой-то дороге бодро потопали наверх. На поляне вдоль дороги росли исключительно красивые сухие цветы, похожие на огромные колючие шишки. Дорога тем временем вошла в лес и полезла куда-то от реки. Тут мы сообразили, что нам туда не надо, по азимуту пересекли несколько оврагов, и вернулись на берег Качи.
Около 13 тропа в очередной раз уперлась в обрыв над речкой, и мы решили больше не выпендриваться, и перейти на другую сторону, где над речкой по краю садов шла нормальная ровная дорога. Перебродили, и сели перекусывать, а все желающие, включая почти всех детей, принялись купаться и плескаться.
В 14 мы пошли дальше по краю поля и садов, прошли мимо деревни Синапное и двинулись в сторону Загорского водохранилища. Погода была странная – то вдруг становилось очень жарко, то налетал ветер, начинал моросить дождик, и хотелось спрятать руки в рукава, а голову – в капюшон, да еще и в шапку.
Часа в 3 мы подошли к плотине, и нам навстречу вышел мужик с собакой, который сказал, что проход через плотину категорически запрещен, тут все строго, и нам надо возвращаться до Охотничьего, и там переходить речку. Мы сняли рюкзаки, посмотрели на карту и призадумались, потом пошли побеседовать с мужиком еще раз – на этот раз пошли мы с Мишкой, и взяли с собой всех семерых детей.
Мужик, охраняющий плотину, сперва был строг и суров, но потом смягчился, и объяснил, что вообще-то проход запрещен, и нам надо бы вернуться к Охотничьему, и идти оттуда по маркированной тропе, но с детьми, такой крюк… Вот если б начальник уехал, он бы нас пропустил, а так – никак нельзя.
Пока мы беседовали, проехала от плотины вниз, в долину, какая-то машина. Начальник уехал. Мужик обрадовался, показал нам дорогу от начала плотины вверх, и сказал, что если идти и никуда не сворачивать, то придем в аккурат в Зеленое. Мы поблагодарили его, подхватили рюкзаки и побежали.
Мы поднялись вдоль плотины, потом под ЛЭП, и пошли по дороге среди сосенок наверх. Дорога шла очень круто, и вскоре мы поднялись довольно высоко. День меж тем клонился к вечеру, а нам предстояло еще пересечь хребет и найти на той стороне стоянку у воды. Мы полюбовались сверху водохранилищем, и снова полезли наверх. Вскоре дорога разделилась, и мы призадумались, какую же из дорог считать правильной. На карте дороги были нарисованы явно не там, где они есть на самом деле, и мы, возможно, выбрали не ту развилку. В итоге мы шли по карте, и выбирали все время правильное направление, но дорога под нами становилась все менее и менее набитой. Сперва мы шли по широкой и весьма наезженной грунтовке, потом по обычной грунтовке, и чем дальше, тем меньше была она расчищена. То бревна поперек дороги, то еще какая-то фигня. Постепенно дорога растворилась в буковом лесу, хотя если судить по карте, то шли мы верно. Мы, не особо раздумывая, пошли туда, где по мнению карты должна была быть дорога.
Детям подъем от водохранилища дался тяжело, и как только мы вышли на относительно ровную дорогу, Оля начала им рассказывать на ходу сказку про Сунь-у-Куна, царя обезьян. Китайские эти сказки были совершенно невообразимы по сюжету, и дети слушали про приключения китайского божества, разинув рты. Да и не только дети, мы все заслушивались, и только диву давались. Оля рассказывала вдохновенно, с великолепными интонациями, и дети готовы были идти за ней куда угодно, как за дудочкой крысолова…
Китайские сказки настолько увлекли всех, что дети попросили Олю научить их считать по-китайски. После этого Дима Бережецкий, вернувшийся из очередной разведки, застал дивную картину: все дети, а также мы с Лизкой и Юлей, старательно повторяли за Олей с нужными интонациями: I, AR, SAN, SY, U… (как передавать изменения тона на письме – понятия не имею, но учила нас Оля так здорово, что к концу похода дети прониклись, и попросили научить их писать иероглифы!)
Мы пошли по хребту, потом увидели вдали просвет и небольшое водохранилище над поселком Зеленое, куда мы и надеялись дойти. И мы начали спуск к ручью, ведущему в нужную долину. Спуск был, мягко говоря, непростым. Временами мы шли по крутым склонам под буками, и спускались горнолыжным способом – зигзагами, хватаясь то за одно дерево, то за другое. Иногда мы оказывались на сухих каменисто-осыпных склонах, но их мы старались обойти. А потом мы пытались пройти по дну сухого ручья, и это было тоже очень весело и увлекательно – слой опавших листьев был мне по колено (а Стаське – по пояс!), да к тому же дорогу перегораживали то бревна, то ужасно колючие кусты.
Так мы продирались, причем довольно долго, до тех пор, пока не нашли в русле слабенький ручеек. Вскоре после этого мы нашли в русле ручья небольшую площадку, и решили, что искать в 8 вечера альтернативную полянку мы уже не будем. С некоторым трудом втиснули все 5 палаток, развели костер в отрожке оврага, сварили полтора кг макарон, и слопали их со свистом.
Вечером, когда мы сидели у костра, раскаленные камни начали стрелять. Жуть! Пришлось нам всех детей разогнать по палаткам, а самим пересесть на другую сторону костра.
Ветра на дне долины совсем нет, очень тихо и намного теплее, чем наверху, и вообще местечко очень уютное. И кстати, мы не первые, кто тут ночевал! Мы нашли чью-то банку из-под тушенки, и обгоревшие поленья. Но тропы после себя наши предшественники не оставили – придется нам и дальше продираться по кустам.
На дне каньончика, в котором мы стоим, такой слой опавших листьев, что вещи запросто теряются под ними – сидушки, миски, ложки прямо сами заползают и норовят скрыться из глаз.

Гришка Левадный, которого я взяла с собой в поход, радовал нас все время, но в этот день – особенно. Он шел по дороге и вел за руку маленькую Стасю, и что-то ей рассказывал, и помогал ей перебираться через бревна и кусты, в общем – вел себя, как настоящий кавалер!
Женечка меня спрашивала с некоторым удивлением, зачем я беру с собой в походы еще и чужих детей, неужели мне мало своих. Ну, во-первых, мне мало! А во-вторых, мои-то не умеют быть такими ангелочками, а с Гришкой Левадным в походе легко и приятно. Хороший парень растет!
Это не наезд на моих детей, отнюдь. Но те, кто хоть раз ходил с нами в поход, знают, что общаться с ними порой бывает очень непросто. Гришка, переутомившись, устраивает безобразные истерики, изрыгает проклятья и начинает на всех бросаться с кулаками, о чем потом, конечно, сожалеет – но это потом… Повод же может быть ничтожным – скажем, проиграл в игре с фишками и кубиком… Ну а Галка невероятно приставуча, и это временами может изрядно «доставать» окружающих. Не каждому хочется, чтоб его на каждом привале седлали, облизывали, или целовали в ухо!
Когда детей в походе много, то они чаще замыкаются друг на друга, и тогда окружающим меньше достается. Правда, у нас было две «притертые» пары – оба Гришки и Галя с Катей, а вот взаимодействие этих пар с остальными далеко не всегда было гладким. Владька все время пытался соперничать с Гришками за лидерство, и получал всякий раз мощный отпор, обижался, с воем бросался на землю, рычал от злости, потом снова пытался войти в общую игру. Снова они что-то не могли поделить, Владя снова обижался, вопил, валялся, и все повторялось по кругу. То они делили палки, то выясняли правила игры с солдатиками, то находили себе не менее важные поводы для трений.
В этот вечер, уже на стоянке, усталые дети вертелись под ногами и мешали разводить костер. Гришка с Владей довольно долго носились с воплями и драками друг за другом, едва не сшибая мою палатку, и я готова была уже наподдать обоим, как вдруг стало тихо. Расстелив пенки и спальники, я выглянула и обомлела, увидев дивную картину: эти двое, которые еще недавно с рычанием вцеплялись друг другу в волосы, теперь сидели рядом на земле, и читали вместе рассказы о героическом Севастополе, которые Юля распечатала для моего Гришки! И просидели они там минут 40, почти не шевелясь, только шурша страничками…