• Music:

Крым: день седьмой - спуск в Массандру

грустно, когда заканчивается хороший поход.
мне всегда мало недели в лесу, и хочется побыть вдали от города подольше...

Ночью шел дождь, и поэтому проснулись все довольно поздно. Развели на завтрак хлопья «нордик» с сухофруктами, потом стали неторопливо складывать палатки, и в итоге вышли в 11.50.
Наш путь теперь прост и очевиден – по шоссе до самой Ялты. Надо только придумать, где бы нам так хитро переночевать, чтоб не пришлось в городе ночевать, но чтоб при этом мы смогли относительно рано с утра оказаться в Ялте, и потом в Никитском ботаническом саду.
Я несколько раз ночевала после походов в каких-нибудь съемных квартирах – и страшно не люблю такие ночевки. Уж не знаю, почему, но так настроение портится… Я лично готова подождать с ванной до Москвы и лишний раз переночевать в палатке – мне так намного уютнее!
Мы прошли по шоссе не больше получаса – и вышли на Никитский перевал, высота 1450 м над уровнем моря. Мы даже сфотографировались у перевальной отметки с шариком. Подумать только, а завтра мы уже будем на берегу моря! Вниз, скорее вниз!
Мы прошли мимо домика лесника Красный Камень, и нас кто-то окликнул, и спросил, есть ли у нас разрешение. Мы уверенно ответили, что есть, и потопали дальше в туман. Возле других домиков дети вскарабкались на постамент с фигурой орла, мы их еле уговорили, что пора идти дальше.
Дети бегут по шоссе очень бойко, потому что Дима Бережецкий им на ходу рассказывает что-то интересное, но темп не снижает. А мы по пути все время отвлекались. В одном месте прямо рядом с дорогой мы увидели расселину, и полезли изучать, большая ли там пещера. Оказалось, что она узкая, и мы глубоко не полезли, но полазили по скалам немножко – с большим удовольствием. Потом принялись на ходу гонять перед собой шишки – огромные, конические, красивые тугие шишки крымской сосны. Увлекательнейшее занятие, скажу я вам!
В одном месте мы остановись на привал возле оленьей кормушки – и наши дети пошли облизывать каменную соль, приготовленную для оленей.
Дорога очень живописная, широкие петли серпантина проложены среди огромных сосен, и иногда в просветах тумана мы видим ущелья и скалы. Как-то грустно, что поход уже заканчивается, уж больно хорошая получилась компания! Хоть и не повезло нам в этот раз с погодой, а все равно – так душевно получилось!
Пока мы перекусывали у дороги, начал капать дождь. Но наших детей такие мелочи совершенно не смущают! Бегают, шишками кидаются, из-за палок ссорятся, вокруг Димы толпятся…

Мы решили, что хотим заночевать, не доходя до цивилизации, и нашли дорогу, которая свернула с шоссе. Под дождем мы вышли к живописнейшему обрыву над каньоном Уч-Кош. Надо бы сюда сходить в хорошую погоду – виды совершенно сказочные! Огромные сосны, глубокое ущелье, отвесные скалы с соснами – на той стороне… Дима Бережецкий, видимо, решил, что поход кончается, и надо срочно успеть насовершать побольше подвигов. В итоге он сходил с бутылками к роднику не один, а целых два раза!
Дети собрались под тентом, и принялись просить Олю, чтоб она научила их писать по-китайски. В итоге все блокноты и тетрадки заполнились иероглифами, с подписями, что сие означает, и примерным произношением. Был диктант по написанию числительных, и все дети с ним уверенно справились – так Оля их хорошо научила! А потом они написали целый рассказ, про горы, которые побелели, и про то, что солнце выходит. У меня с интонациями худо, и Оля меня долго учила правильным тоном произносить «жи чху» - солнце выходит. А еще мы учили поговорку про маму, которая ругает ленивую лошадь – там надо произносить «МА» с четырьмя разными интонациями. Очень увлекательно! Не только дети, но и мы с Юлькой и Женечкой старательно выводим, сидя под тентом: «Ма Мань!»
Пока я сидела в палатке, а Дима с Женечкой и Лизой ходили за водой, дети успели напилить некоторое количество дров. Потом Гришки читали в палатке, а девицы рисовали.
Вечером Галка устроили скандал, ныла, попрошайничала, и спать идти не хотела. Женечка попыталась ее унести и уложить силой. Не помогло. Ужас, до чего у меня непослушные дети. Но в итоге удалось козу мою уговорить, и я ее все-таки загнала спать.
Погода сегодня особенно мерзкая. Мы остановились на ночь довольно рано, и все это время торчали под тентом, потому что дождь как начался в обед, так с тех пор и не прекращался… по ущелью ходят облака, цепляясь за дальние уступы скал и кроны сосен, и время от времени открывая нам вид на море и мигающие огоньки большой Ялты. Слышно, как проезжают время от времени машины по шоссе, доносится снизу лай собак, а у нас тут заварен круто дымный чай, свистит в костре сырая хвоя, и по палаткам дождь стучит.

У меня весь вечер болел живот, и я сидела в уголке под тентом, свернувшись калачиком, но потом меня Оля спасла, и дала мне какую-то таблетку, а Мишка мне сделал грелку из бутылки с теплой каракадой – и меня отпустило. Мы даже с Юлькой попели вечером у костра…
Собирались наскоро
Как непрочны двери у страны доверья
Кончался август, был туман
Люди сухопутья
Спит Гавана, спят Афины
О чем молчишь ты снова
По нам хоть реки вспять
Что-то где-то происходит (кариатиды)
Где-то в горах высоких (Билли)