впрочем, когда медсестра его спрашивала, чей это малыш, Дима соглашался, что его, и про Галю тоже самое говорил...
А еще я пригласила к Диме н консультацию специалиста из Центра Паталогии Речи, она провела с Димой подробную беседу, показывала ему разные картинки, задавала вопросы.
например, просили Диму продолжить фразу:
"в небе летит реактивный?" - самолет.
"С моря подул теплый?" - пароход! - говорит. потом уж ему повторили вопрос - ответил, что ветер.
показать, где окно и дверь, Дима может, где ухо и нос, тоже, а вот где у него брови и где переносица - не знает...
ему показывают очки, спрашивают, что это такое, а он говорит - "чтобы видеть".
по итогам консультации Ирина сказала, что у Димы поражены височная и лобная доля, причем восстановление височной области, скорее всего, будет идти быстрее из-за того, что Дима - левша.
о поражениях в лобной доле свидетельствует его инфантильное, детское поведене, слезливость.
о поражениях в височной области свидетельствует тот факт, что Дима часто не выполняет просьбы и как будто не слышит вопросов. Речь идет не о физической глухоте, а о том, что он не успевает переключиться и просто не воспринимает новую информацию, не понимает, о чем идет речь - как если бы его спрашивали по-английски, к примеру.
очень хорошо, что сохранилась способность к чтению - во всяком случае, кототкие слова и фразы Дима чтает правильно, и пишет более-менее прилично.
хотя в какой-то момент он написал "Юля ледит" - в смысле, летит.
а еще он в четверг Мишку все уговаривал:
"Ты приходи почаще, мы с тобой придумаем, и мы вместе меня смоешь!" (в смысле, смоемся домой)
нарушен звуко-буквенный анализ, и Дима на слух не может сказать, сколько букв в слове "дом" или "каша". этому нужно заново учить.
очень полезно всеми способами активизировать словарь, причем не по картинкам (так ему легче), а показывать реальные предметы и спрашивать, что это. (показывать ложку, чашку, стул, книжку, телефон, яблоко, нос, волосы - и спрашивать, как это называется)
очень полезно играть в словесные игры и загадки типа "контакт" - спрашивать про предмет, называя много признаков: - что это за зверь, зимой белый, летом серый, с длинными ушками, прыгает ловко и любит морковку?
что это за фрукт, круглый, бывает желтый, красный и зеленый, растет на дереве?
что за овощ длинный зеленый растет в теплице?
очень полезно, если каждый, кто к Диме приходит, будет задавать Диме вопросы о его реальной жизни в этот день: что ты сегодня ел? кто к тебе сегодня приходил? посмотри в окно и расскажи, какая сегодня погода.
пока ему очень трудно повторять отдельные слова, слоги и звуки. его просят: повтори за мной звуки, которые я скажу. А! -А - апрель! - говорит Дима.
-повтори только звуки! О! - О - октябрь!
М - молоток, и др.
Даже на просьбу повторить слоги ТА-ДА Дима сказал
"Тогда мы вернулись"
еще очень полезно просить его показывать рукой предметы: покажи пол и потолок, покажи нос и волосы, покажи чашку и книжку. сначала по одному предмету (это ему легко), потом по два, по три подряд. Очень важно при этом, чтобы тот, кто задает вопросы, не подсказывал глазами и не смотрел сам туда, куда просит показать.
еще полезное задание: составь фразу из трех слов со словом "дом", фразу из 4 слов со словом "кот" и тп
хорошо бы подобрать пары предметов или картинок и просить показывать похожие по звучанию предметы, типа
миска-мишка,
точка-тучка,
марина-малина
кошка-мошка
сушка-мушка
трава-дрова
Очень полезно давать задания на пересказ короткого текста (если на слух, то 2-3 фразы, если сам читает, то 5-6 фраз) - и пусть расскажет, о чем прочитал, что там было. задавать вопросы к прочитанному тексту, чтобы активизировать речь.
полезно просто диктовать просить записывать короткие фразы, отдельные слова, слоги (фразы ему легче, слоги - труднее всего)
полезно просить нарисовать что-то конкретное: нарисуй мне домик!
нарисуй мне 2 кораблика!
нарисуй мне яблоко!
О поражении зоны Брока свидетельствует тот факт, что Диме тяжело переключаться. Для тренировки ему полезно давать задания типа "продолжить на бумаге ряд"
+0+0+0
1234
абвгд
лето, осень, зима, ?
рисовать повторяющиеся узоры и тп
полезно давать задания с повторением серии жестов, например, чередовать:
ладонь раскрыта-кулак-кольцо из пальцев, снова ладонь-кулак-кольцо
такими заданиями ему полезно заниматься каждый день, желательно по несколько раз в день, минут по 15-20 подряд.
полезно также просить Диму вспоминать стихи, договаривать окончание пословиц.
"мороз и солнце,
день чудесный" и тп
Ирина советовала, когда Диму выпишут из Боткинской, привезти его в Центр Паталогии речи на консультацию, и, возможно, положить его к ним на лечение на полтора месяца.
Вот такая информация.