• Music:

Крым-дети-май!

Мы прекрасно погуляли по Крыму, в который раз – с небольшими вариациями – пройдя маршрут от Эски-Кермена к Ай-Петри… Нас было 7 взрослых, и 7 детей от 4 до 10 лет, и нам было вместе хорошо! Приехали веселые, загорелые и сонные, тк поезд уходил в 8 утра из Симферополя, и вставать пришлось очень рано…
Старшие девочки (Сашенька и Женечка), сперва немного ныли, что они устали так много ходить, но потом втянулись – и совершенно не хотели возвращаться в Москву! А уж 4-летний Даня шел совершенно нормально, особенно если я ему по пути рассказывала про трамвай! (В итоге к концу похода уже не я ему, а он мне рассказывал эту поэму!) А старшие тем временем выучили «Вересковый мед», и отрепетировали сказку про Лису и девочку Жихарку. Отличный получился спектакль!
Еще дети на привалах играли в «крокодил» - показывали жестами фразы из песен и сказок.
А по вечерам мы пели допоздна, сидя у костра, благо гитаристов у нас было четверо!

Сперва погода нас баловала теплом и солнышком, мы лазали по пещерным городам Эски и Мангуп, любовались примулами и полями подснежников в буковых лесах, и дивными распускающимися пионами возле перевала Бечку (местные, кстати, считают, что этот перевал называется Кабаний – и это отнюдь не единственный «ляп» на карте 500-метровке, по которой мы ходили). А еще на подъеме от стоянки Истоки мы спугнули двух оленей, большого и маленького, и они побежали от нас в разные стороны. Сфотографировать мы их, правда, не успели…
На ручье за горой Ирита мы встали возле полноводного ручья, и дождались Аньку и Алиску, которые нас догоняли на три дня позже.
Потом мы под дождем и в плотнейшем тумане вышли мимо метеостанции Ай-Димитрий к Барской поляне – и встали на поляне над обрывом неподалеку от Орлиного Залета. (Родник в пещере Данильча-коба тоже не указан ни на одной карте, хотя о нем все знают. А уж тропы, нарисованные на карте в этом районе, и вовсе нарисованы от фонаря, и мало чему соответствуют…)
Ночи были очень холодными и ясными во все дни, и мы порой немного подмерзали. На палатках с утра был иней, а потом и вовсе нас на два дня накрыло снежным зарядом. В общем, Крым успел нам показать все времена года! Внизу в лесах было все зелено, выше цвели подснежники, а на яйле и вовсе повсюду снег лежит! Столько снега в мае в Крыму я еще ни разу не видела! Не каждый раз в марте столько снега на Ай-Петри встретишь! Все родники, которые питаются снегом с яйлы, из подземных речек и пещер, очень полноводны, зато все речки и ручьи с дождевым питанием давно пересохли…

С Орлиного Залета мы сперва собирались спуститься, как обычно, мимо Чайного Домика в водопаду Серебряный. Но потом я подумала, что такой спуск – и потом подъем по Каньону – будет сложноват для нашей группы. И мы прошли новый для меня кусочек – мимо стоянки Данила, и сразу на яйлу. И нам этот путь очень понравился! Подъем там совершенно незаметный, по красивому буковому лесу. А в избушке на Даниле большое хозяйство – куры, утки, индюки, коровы… Там живет очень колоритный дед Данила, и у его бабки мы купили молока и яичек, а если б заранее им позвонили, она б могла и блины испечь, и творог нам приготовить! Надо бы учесть на будущее! У них же можно попросить питьевой воды, кстати, если нету снега.
Мы отошли на яйлу, и там встали в сосенках. В этом походе мы всю дорогу ходили на дровах, благо наш маршрут был достаточно лесным. На горелке мы только варили по вечерам суп с молодой крапивой, и еще после захода к деду Даниле нам Машенька жарила омлет! Дров мы всюду находили очень много, и проблем с разведением костра у нас не было. А в дождь мы поджигали костер гениальной «лентяйкой для костра», которую привезла Анька. Это такая штука, надевающаяся на газовый баллон, которая выдает струю направленного пламени. Мокрые дрова буквально за пару минут успевают высохнуть и загореться! В итоге, несмотря на холода, снега и непогоду, газ мы почти не потратили…

На Ай-Петри нас накрыл снежный заряд – крупа лежала на траве и на палатках, и на тенте – и совершенно не таяла. А чай, оставленный с вечера в кружках, замерз полностью. В итоге мы пол-дня пережидали непогоду, потом все-таки пошли дальше. Мы пересекли яйлу, прошли мимо самых куполов, и пересекли шоссе. С перевала уходит тропа через гору Лысая и к верховьям Большого Каньона. Мы спустились по снегу и мокрым листьям к ручью, и множеству родников, и там заночевали.
Дети скакали по берегу ручья, кидали камни в воду – строили мост. Зато потом они с другого берега натаскали кучу хвороста!
Мы по утрам очень тормозили, и выходили не утром, а ближе к обеду, но наш маршрут был достаточно ненапряжным, и мы все равно успевали прийти, куда хотели.
Обедали мы на стоянке Бойка, потом долго любовались с разных смотровых площадок видом Большого Каньона, и заночевали у родника Джевизлык.
Анька научила нас плести объемные шнурочки из ниток мулине, и мы этот вид плетения назвали - «сам себе ткацкий станок». В итоге плести шнурочки научились и все взрослые, и старшие дети, и даже Гришка! Очень медитативное занятие! Надо будет попробовать третий класс научить на уроке «умелые руки»!

А в сам Большой Каньон мы сходили налегке, без рюкзаков. Юра даже нырял в Ванну Молодости, а девчонки наши в это время лазили по скалам чуть выше, и бултыхались, и даже немного плавали, хотя вода была ледяная, а погода – отнюдь не самая жаркая…
Анька привезла мне из Москвы бумагу для акварели, и мы с Юлькой сели на камушке посреди речки в Большом Каньоне, и принялись рисовать… Да и потом мы еще рисовали – деревья, веточки, цветочки всякие…
Из Каньона мы спустились мимо Почтового Дуба на шоссе, к ресторану, и там нас забрал знакомый микро-автобус. Он отвез нас к роднику Бешик-Тау над Бахчисараем, и там мы провели последние две ночи. А в последний день мы налегке бегали смотреть пещерный город Тепе-Кермен. Пещеры в нем очень интересные, многоэтажные, с круглыми нишами, с кучей лесенок, и изумительной акустикой. Как мы там пели!
На Мангупе нет такой акустики в пещерах, а вот на Эски-Кермене тоже многие пещеры «гудят», усиливая звук… Совершенно волшебное ощущение, когда несколько голосов, сливаясь, создают целое пространство общего звука! Не знаю, как это описать словами – но это здорово!
А еще по пути к Тепе-Кермену есть сосновая роща, и там мы набрали огромных красивых шишек – половину Гришкиного рюкзака :) ! Юра нам показал, как считать спирали у шишек – их действительно получается либо 5, либо 8!
В последний день нас поймали лесники, помахали перед нами бумагой о том, что начиная с 10 апреля в Крыму пожароопасный период, вход в лес платный, и надо заплатить штраф. Впрочем, денег взяли весьма умеренно, хотя мы стояли довольно-таки далеко от разрешенной стоянки…
Обратный поезд у нас был очень ранний, в 8 утра из Симферополя, и тот же автобус забрал нас в 6 утра от родника. Рассвет был сказочно красив, но мы были слишком сонные, и с трудом могли оценить его красоту.
В поезде обратно мы ехали на редкость спокойно и мирно. По пути туда нас чуть не съели соседи, объяснявшие, что наши дети шумят (а дети всего-навсего играли в сет и решали головоломки – не бегали, не вопили, и вся их вина была в том, что сидели они втроем на верхней полке…) А на обратном пути мы много пели, играли в слова, общались…