Алтай-07

Весь отчет за один день не напишешь. Поэтому начну писать понемногу – кусочек того и немножко этого… А потом доберусь и до фотографий, и покажу, где ж мы гуляли… А еще Витька (ЖЖ-юзер dormantiger) будет свои красивые картинки выкладывать, наверное…

Маршрут
Мы гуляли 3 недели по Алтаю в районе его высочайшей вершины – Белухи, в так называемых Катуньских Белках. Туристов в этом районе ходит довольно много, и большинство из них идет из Тюнгура вверх вдоль реки Кучерла по конной тропе к Кучерлинскому озеру. На этой тропе можно встретить самые разные группы, из самых далеких городов и стран. Там ходят и суровые мужики с касками, веревками, кошками и ледорубами, (эти стараются проскочить кучерлинскую тропу поскорее, как нудный и неизбежный участок пути под названием «подходы». Для них все самое интересное начинается там, где нету леса, зато есть скалы, снежники и ледники…) А можно на той же тропе встретить совершенно «чайниковые», то есть новичковые группы, школьные группы, и даже совсем уж «пляжные». Довольно странно бывает там встретить людей с городскими рюкзачками, и в совершенно несерьезной обуви и одежде, но объяснение очень простое – за этими людьми идет местный алтаец, и с ним несколько вьючных лошадей, которые и везут все их снаряжение… А на самом Кучерлинском озере стоит турбаза, и туда регулярно летает вертолет, так что на озере случаются и совсем непоходного вида состоятельные любители экзотики…
Идти вдоль Кучерлы по этой тропе, грязной и не слишком интересной, нам совсем не хотелось. И мы снова начали маршрут по другому берегу реки. Тропа там есть совсем не везде, зато и толп там не встретишь.
Нести всю снарягу и всю еду на 21 день на 10 человек – не так-то просто, и в аэропорту на пути туда нам пришлось изрядно платить за перевес. Именно поэтому наш маршрут был заранее разбит на три части (на так называемые «кольца»). Треть продуктов мы сразу из Тюнгура отправили в «заброску» на базу – на Кучерлинское озеро. Там наши бутылки с крупами дожидались нас больше двух недель… Вторую «заброску» мы относили сами, и поэтому рюкзаки в первые два дня у нас были изрядные, а дорога в гору, и к тому же жара за 30.
Мы вышли из Тюнгура после обеда, прошли вдоль Катуни к деревне Кучерла, и обогнули ее сверху, и каким-то образом ухитрились пройти выше моста, и сразу уйти по своему любимому безлюдному берегу. Тропа там есть, но на ней есть сложное место – скальный прижим, где приходится по узенькой полочке метров 5 идти над пенящимися и белыми от мелкой пыли волнами Кучерлы. Уф! Пролезли, хотя и успели понервничать. Некоторым (не будем показывать пальцем), мешали висящие спереди фотоаппараты, которые не позволяли достаточно нежно прильнуть грудью к скале.
Так или иначе, мы прошли до третьего моста и даже чуть дальше, и встали на берегу Кучерлы. Погода настолько жаркая, что душно даже вечером, и ночью, и мы с Витькой не очень-то смогли выспаться, и страшно завидовали тем, кто спал всю ночь.
Второй день у нас был изрядно тяжелый – нам надо было довольно высоко подняться по тропе к притоку Кучерлы – Кулагашу, а тропа эта идет не вдоль воды, а высоко над берегом, по лесу, и там нет воды несколько часов подряд – ни притока, ни ручейка, ни родника… Жара была изнурительной, но дети шли, и терпели, и почти не ныли.
Мы уже прошли основной подъем, и вышли на полянку, когда заморосил дождик. В позапрошлом году мы в этом месте уже были, но тогда мы сразу сворачивали на левую тропу, на хребтик, и оттуда шли к слиянию Малого и Большого Кулагаша. А в этот раз мы хотели сходить и на Малый Кулагаш, и выбрали другую тропу. Вот в этот момент мы ухитрились потерять Витю.
Дело в том, что в нашей группе было два фотографа – Витя и Ваня – и мы за первый день уже привыкли к тому, что оба время от времени отстают от группы ненадолго, обнаружив тот или иной красивый пейзаж, или цветочек, или бабочку… А в этот раз Витя отстал, чтобы спрятать кофр в непромокаемый чехол. Группа за это время успела пройти и свернуть за угол, а Витя, не заметив развилки, уверенно ушел не по той тропе.
Мы прошли еще немного и сели на привал. Кто отдыхал, кто собирал жимолость. В первые 5 минут никого не забеспокоило отсутствие Вити, но минут через 10 мы все заволновались. В итоге Мишка убежал вниз к развилке и вверх по другой тропе – догонять Витю, а мы неторопливо пошли дальше. Над кедровым хребтом после дождя повисла радуга, но нам было не до нее. К счастью, мы знали, что обе тропы должны через некоторое время сойтись у зимовья. Так и вышло – Мишка догнал Витю и привел его к избушке, и прибежал к нам навстречу – спускаясь сверху по нашей тропе. Мы прошли еще немного – и вышли к домику, и нашли там нашего Витю, и очень обрадовались. Зато этот хребтик мы с тех пор именовали «Витин хребтик», а сам эпизод послужил отличным поводом к беседе на тему «что делать, если ты потерялся или отстал от группы».
Тропа наша очень сильно отличалась от основной Кучерлинской тропы, и ничуть не походила на полную грязи траншею с торчащими камнями и корнями. Мы поднимались по красивому кедровому лесу, иногда выходя на поляны и луга с разнообразнейшими цветами. А в конце дня нас ждала удивительная скальная калитка! Там тропа поднимается вдоль водопада к скалам, и между двумя огромными камнями тропу перекрывает деревянная калитка. В полях за этой калиткой пасся большой табун лошадей, и мы с удовольствием наблюдали за ними.
Мишка нашел место для ночевки на берегу быстрого ручья, и мы там оставили подвешенные на дереве 4 мешка – с веревками и с продуктами на второе кольцо. Эта заброска и ночевка были названы «у дохлой лошади», потому что там и вправду валялись кости и шкура, и этот ориентир напомнил нам байку про дохлую лошадь на Кавказе… (попросите Тошище, пусть он сам расскажет!) Мы собирались уйти всего на 3.5 дня – поэтому взяли совсем немного еды. Чего там – мы ведь только сбегаем через два простых перевальчика на Нижний Кураган (это соседняя речка), погуляем по лесу, акклиматизируемся – и вернемся. Но не тут-то было.

Мы распланировали достаточно интересный маршрут, но не слишком внимательно подошли к вопросам картографии и прежних отчетов, и в итоге уже на месте – на собственной шкуре – выяснили, что первое колечко, якобы простенькое, акклиматизационное, нам не по зубам. Из-за этой непредвиденной задержки мы не успели пройти большую часть перевалов второго и третьего кольца, и обошли несколько намеченных перевалов понизу – о чем, впрочем, не очень жалели…
Мы успели три дня по плохой погоде попродираться через заросли, потом плюнули, и решили, что безопаснее будет вернуться почти по своим следам. Мишка даже предлагал плюнуть на заброску, оставленную на Малом Кулагаше, и спускаться в Тюнгур. Но мы завопили, что заброска нам дорога, Витя грустил об оставленных в заброске запасных аккумуляторах к фотоаппарату, дети – о шоколадках, а мы – о шампуне и мыле. В итоге мы все-таки вернулись к своей заброске немного другой дорогой, и были счастливы.
Впрочем, подробнее про нашу акклиматизацию (так ее и разэдак!) я расскажу в следующей серии.