В пешем походе, особенно длинном, основная сложность – как дотащить всю еду на столько дней? Когда в поход идут дети, то ситуация становится особенно острой, потому что свою одежду дети еще могут утащить, но еду – нет. А едят-то они в лесу больше меня! При всем том мы брали еду из расчета 500 грамм продуктов на человека в день – это не так уж много, поверьте мне. Но мне-то еды всегда хватает, а вот дети и растущие организмы – которым около 20 лет – вот те хотели есть всегда, несмотря на все наши ухищрения. Дети съедали по полной миске, и тут же спрашивали, нет ли еще чего-нибудь… Это в городе можно повыпендриваться, но в походе дети сметают все, что дают – и неизменно просят добавки.
Как мы решали эту проблему: мы делили маршрут на несколько «колечек», и сразу отправили одну заброску на лошадях на базу на Кучерлинском озере, а вторую заброску спрятали сами – над слиянием Кулагашей, на ночевке «возле дохлой лошади». В целом это сильно упрощает жизнь и облегчает рюкзаки – с одним серьезным «но» - эта система хорошо работает, пока все идет по плану. Мы планировали, что первое кольцо у нас состоит из 6 дней – 2 дня мы несем еду на первое и второе кольцо, потом прячем то, что понадобится во втором кольце, берем еды на 4 дня – и ходим почти налегке в акклиматизационное колечко.
Так мы и сделали – дошли до нужного места, спрятали заброску, без особых сложностей влезли на первый – некатегорийный – перевал из долины Малого Кулагаша долину речки Плоская (приток Нижнего Курагана). Лезть на перевал было нелегко, я пыхтела, как паровоз, Галка ныла… И наверху Мишка предложил сократить на фиг первое кольцо – и пройти чуток по хребтику, заночевать возле снежничка – а потом другой тропой вернуться завтра же заброске. Возможно, этот вариант был бы куда разумнее, но тогда мы этого еще не знали… И мы отмели с негодованием эту идею – и спустились к Курагану. Собственно, там и начались наши сложности, ибо мы в этот день набрали метров 600 по высоте, а потом на километр спустились – и уже почти в темноте ставили лагерь, и ровных мест там практически не было, так что спали мы весьма своеобразно. А дальше мы пошли вдоль Курагана – и полезли вверх вдоль его водопадного притока под названием Ермолай – и там-то наши трудности начались в полный рост. Погода испортилась, тропы не было и в помине, и в какой-то момент мы поняли, что идти дальше просто небезопасно. Нам предстояло набрать еще 700 метров высоты по мокрым камням, а погода не обещала ничего хорошего. И мы решили повернуть.
Мишка предлагал идти в Тюнгур по тропе, бросив на фиг свою заброску, и отменив все второе кольцо, но мы возмутились. И решили возвращаться обратно через тот же перевал – на Кулагаш. Сложность была только одна – мы брали еды на 3.5 дня, а ходили – все 6 дней. Впрочем, мы не только не голодали, но и ухитрились принести с собой некоторый запас.
Дело в том, что на утро у нас были запланированны каши, а на вечер – через раз каши и овощные супы. А для супов у нас были прекрасные сублимированные овощи фирмы «гала-гала». А еще у нас были грибы, и грибов было много. Нет, не так: грибов было ОЧЕНЬ МНОГО! Сперва мы держались, и грибы не брали – идти-то еще ого-го сколько! Потом мы все же начали их собирать – и вскоре набрали же такую гору подосиновиков, белых и лисичек, что с трудом могли ее унести. А грибы – все такие же красивые – продолжали нас дразнить, и призывно выглядывали из каждой кочки, и прямо из тропы. В итоге мы весь поход ели грибной суп, 5-6 литров, а в иные дни и полный 9-литровый кан, причем зачастую не вместо, а кроме основной еды. Вскоре мы пришли к правилу – раньше 6 вечера грибы не брать, потому что иначе мы бы просто надорвались.
Забавно, что белые и подосиновики были у нас только на Курагане, а на всех остальных речках – моховики, маслята и подберезовики. Особенно забавно было собирать подберезовики выше зоны леса, среди зарослей карликовой березки – там грибы были почти вровень с березкой. (я б, наверное, не стала собирать грибы при подъеме на перевал, но раз уж Мишка начал, мы присоединились). А еще за третьим перевалом – на речке Тегеек –мы обнаружили рыжики, и с тех пор Алька каждый вечер радовала нас великолепными солеными рыжиками, с солью и лучком.
Так или иначе, грибные супы выручали нас, когда мы не были уверены в том, что скоро вернемся к заброске, а в остальные дни были просто дополнительной едой для мужиков и растущих организмов. Если вдруг у нас оставался избыток супа. Ванька и КатяМур садились над котелком, и спокойненько доедали – и по 3 миски, и по 4.
Ягод было много, но в товарных количествах была только жимолость. Мы ели е горстями на ходу, мы варили из нее компот, а смородиной и малиной лакомились, если они встречались. В одном месте попался склон с черникой, а на спуске вдоль Кучерлы мы ели бруснику и малину…