• Music:

Алтай - акклиматизационное колечко

Или почему мы его не прошли
Мы отчасти сами виноваты в том, что не прошли то кольцо - надо было внимательнее читать карту. Мы не учли того, что нам придется сперва спуститься с перевала на полтора километра, потом пройти вдоль Курагана, и потом набрать те же полтора километра высоты без малейшего намека на тропу по очень сложному рельефу.
Возможно, сильная группа в хорошую погоду и прошла бы это кольцо за 4 дня, но наша группа шла там под дождем, и мы, к счастью, нашли в себе силы вовремя повернуть.
Что же там было?
Там был очень сложный и крутой склон – берег речки Ермолай, которая впадает в Кураган непрерывным водопадом. И вдоль этой речки валяются камушки (самые мелкие – размером с холодильник или письменный стол), и местами мы лезли просто по камням (это относительно просто в хорошую погоду и очень опасно – в дождливую, потому что камни становятся очень скользкими). Кроме того, во многих местах эти камушки покрыты слоем мха и лишайника – и тогда они скользкие в любую погоду. Среди этих камней растут местами лиственницы и кедры, и еще там растет великое множество колючих кустов. Продираться через заросли шиповника, малины и крыжовника, когда под ногами – замшелые камни, а сверху – дождь, это то еще удовольствие.
Мы начали подъем вдоль Ермолая в 6 вечера, и в 9 поняли, что ситуация не меняется к лучшему – склон остается столь же крутым и опасным, и нет ни малейшего намека на выполаживание, а дождь не собирается прекращаться. Пришлось нам ставить лагерь прямо там, где мы были – и мы схлопотали почти сидячую ночевку. Правда, мы ухитрились поставить как-то все 4 палатки, но выспаться удалось совсем не всем. Мы натянули тент, и набрали с тента дождевой воды для готовки – и на вечер, и на утро, и даже покормили часть населения (остальные, сняв мокрое, сразу улеглись спать). Ванька, входя в палатку, поймал себя на мысли: «сейчас кильнемся!»
Мы с Витькой пытались уснуть почти сидя, но получалось плохо. Впрочем, это была далеко не последняя ночевка, где был такой уклон, и мы со временем научились укладываться более удачно.
Весь следующий день мы лезли вдоль водопадного Ермолая, и в какой-то момент уткнулись в его не менее водопадный приток. Попытки обойти его сверху не увенчались – мы вылезли на откровенные скалы, и, чертыхаясь, сползли обратно, и нашли место, где через этот водопад можно было переправиться. Вскоре мы нашли относительно удачное место для ночевки, и там встали. И крепко призадумались. Идти еще выше по такому рельефу, с таким количеством продуктов, и в такую погоду?! Здравый смысл протестовал. А возвращаться тоже обидно. Но лучшего варианта не нашлось – и мы таки повернули.
Спуск вдоль Ермолая был хотя и быстрее, но ненамного проще. Дождь лил, как из ведра, и останавливаться на привалы совсем не хотелось: пока идешь, то можно хоть как-то согреться движением, а на остановке холодно ужасно, и мокрая одежда прилипает к телу, бррр! В какой-то момент дети устали и замерзли окончательно, и нападались, и исцарапались, и Гришка с Галкой заныли в голос, и стали проклинать тот день, когда они вообще решили пойти в этот поход. Но вскоре мне удалось отвлечь детей игрой в перевертыши: мы придумывали антонимы к известным строчкам из стихов или песен, и загадывали их друг другу. (классика этого жанра- «Мальчик смеется. Кубик приполз.» или «В пустыне помирал дубок, дубок в пустыне чах») . Потом нас отвлекла игра в тройную чепуху, а вслед за этим дет стали втроем очень оживленно обсуждать, что давно пора изобрести карманный телепортер, который бы мог перенести их сразу в столовую Тюнгур, к тарелке горячего борща. Вслед за этим у них возникла идея компактного колокола, защищающего от воды сверху и снизу, от дождя, мокрых кустов и переправ. Так, за обсуждением, они увлеклись, и принялись строить гипотезы одна другой фантастичнее – и шли уже с хохотом, а не с ревом.
Когда мы вышли на тропу вдоль Курагана, по которой мы шли совсем недавно, Галка от радости запела «Мазл тов». Вообще, песни Белого из программы «Гефилте лид», Галка с Катей пели постоянно, и рефреном звучал то нигун «ти-ла-лай-ла», то «я иду по облакам», то «мелкий рыбка Боря Булька».
Однако тропа вдоль Курагана тоже приготовила нам свои сюрпризы: за три дня дождей вздулись все притоки, и те ручейки, которые мы запросто перепрыгивали по пути туда, на обратном пути превратились в серьезные водные преграды. Хуже того, сама тропа вдоль Курагана местами ушла в болото – и тропу было видно, просто это была колее, в которой по колено воды… Вот так мы и шли – по мокрым кустам, иногда по колено в воде, иногда – по бревнам над очередным раздувшимся ручьем.
Подъем на знакомый некатегорийный перевал тоже занял почти целый день, зато наверху мы вновь увидели вдали Белуху, да и вообще погода к этому времени наладилась. Мы повеселели, и очень мило час сидели наверху и рисовали. Там была ровная площадка, как будто засеянная острыми камнями высотой по колено, а вниз уходили скальные гребешки, но спуск был совершенно очевиден.
Мишка повел нас другим путем, и мы вышли на очень красивую кедровую тропу вдоль Малого Кулагаша – высоко над речкой, среди роскошных кедров, и без всяких колючих кустов! По этой тропе мы быстренько прибежали прямо к своей заброске. Там Гришка с девочками насобирал кедровых шишек, мы помылись и все постирали, Витя обрел свой фото-банк, мы на радостях пели весь вечер у костра – в общем, стало нам счастье!
Пожалуй, мы бы не оценили кедровую тропу, если б не имели опыта, полученного на речке Ермолай – ведь все познается в сравнении! В общем, с тех пор Ермолай стал нашей точкой отсчета – хуже погоды, и более неудачного места для стоянки мы не находили :)