• Music:

как мы ездили в Германию. ну очень много буковок

я там, пока не начался фестиваль, писала дневник в КПК,
а про фестиваль потом пыталась вспомнить после - и запуталась, что в какой день было.
а в середине мы болели, никуда не ходили, и лежали дома у Альки, сопливые и кашляющие, каждый со своей книжкой.

1 день. 28 апр Прилетели мы в Берлин в понедельник, около обеда. Как идти на станцию метро, я помнила, а вот как купить в автомате билет соображала минут пять. Справилась в итоге. А надо ли было покупать билет, или наш билет на поезд годится и на метро — до сих пор не знаю. На главном вокзале мы нашли нужную платформу, и там минут 20 ждали своего поезда, а еще через 2 часа мы уже приехали в Ганновер, и Алька встретила нас на вокзале.
Мы были голодные и сонные, и поэтому весь остаток дня провели дома.
Пока мы ехали, было тепло и солнечно, а вечером зарядил дождь, и лил весь вечер и весь следующий день. Начали играть в Каркассон, но не успели доиграть. Потом играли в Наборщик, выиграла ... Галя!

2 день. 29 апр С утра Алька убежала, а мы никуда не пошли. Дети играли в плэй-мобил, читали, а я придумывала, чем мы будем заниматься в Гамельне. Потом дождик закончился, и мы пошли в магазин, накупили гору еды.
Я продиктовала обоим детям диктант, а днем Гришка еще математикой занимался.
Когда мы пришли, Филипп нам сделал яичницу. Потом они с Гришей играли в Блокус.
Гришка несколько раз по 5 минут прыгал на батуте, а я его уговаривала не перенапрягаться.

3 день. 30 апр Встали мы в 6.30 и пошли бегать. Сперва побегали с девчонками, а потом я пошла бегать по второму кругу – с Гришкой. Сделали зарядку, позавтракали. Галка ушла в школу в класс к Маке, а мы с Гришкой поехали на трамвае в центр гулять, зашли в Маркт-кирхе, и полюбовались витражами. Возле гуляла свадьба, и старик-шарманщик крутил ручку на своем старинном инструменте. Потом мы по красивым улочкам дошли до берега речки, свернули вдоль нее, и вскоре оказались возле Ратуши, и долго ходили внутри нее, разлядывая макеты Ганновера: каким город был в 17 веке, с укрепленными земляными валами и крепостью, каким красивым он был в 1939 году, и потом – какие руины остались от города в 1945 году, сплошные развалины и дома без окон и крыш. И наконец – макет современного города. Гришка очень проникся, и долго рассуждал, что если бы все люди это видели, они бы поняли, как ужасна война.
Усталые вышли мы из ратуши, присели на лавочку на берегу пруда. Я сообразила, что краеведческий музей совсем рядом, и мы зашли в него на час – полюбовались старинной мебелью из разных пород дерева, потом долго изучали залы Египта и Греции, вазы с рисунками, каменные амулеты и скульптуры, рельефы и статуи.
Потом мы короткой дорогой вернулись к метро, и быстро приехали на нужную остановку в центре. Но школу мы нашли отнюдь не с первой попытки, и Гришка очень устал. К тому же у школы оказалось два выхода, мы ждали у одной двери, а девочки – у другой.
По пути девчонки заныли, что они ужасно голодные, и я им купила сладостей и булок с сыром.
Дома девочки принялись скакать на батуте, а я занялась обедом. Пока я отвлеклась, Галя и Мака разделись и перемазались – пришлось загнать их в душ.
Поели картошку и омлет, и пошли смотреть какую-то фигню по ТВ.
В 16 девочки вместе с Галей убежали на дзюдо, а Гришка пошел на батут скакать с соседскими мальчишками.
Вечером пришел Андрей, потом вернулась Алька, а Филипп ушел на русский и оттуда к папе. А позже приехали в гости Криворуцкие, и мы с ними отлично посидели, поиграли в Блокус и в Каркассон.
Детей уложили поздно, а Анька закапризила, и папа Ян уехал укладывать ее дома. Немного попели, поболтали, и сидели до 1 ночи.

1 мая.
Галя с Алькой с утра пошли бегать, а мы поленились. Гале так понравилось, что потом она уговорила маку и пошла еще раз бегать с ней вдвоем.
Гришка, мака и Юлька все утро скакали на батуте или играли в кот у ворот.
Приехали родители Криворуцкие, мы посовещались и решили поехать на трамвае в парк дер Зиннер, где мы в прошлый раз гуляли с Юлей Ремпель.
По пути мы придумывали тройную чепуху и играли в «Контакт».
В парке у входа аллея запахов, там и мята растет, и чабрец, и куча всяких пахучих трав. Оттуда наши дети немедленно устремились к ручью с разнообразными запрудами, принялись строить плотины и перетаскивать камни. Анька разулась и полезла в воду – ходить босичком по воде.
Потом дети разглядывали мир через стрекозиные глаза, лазили по огромному причудливому стволу дерева, стучали молоточком по каменному ксилофону...
Мы хотели покормить детей в кафе, но там было только мороженое. Начал накрапывать дождик, и мы решили, что пора идти домой. Посмотрели дорожку из разных камушков, песка, булыжника и бревен, прошли в каньоне между скал, полюбовались радугой в вертящемся круге, и с сожалением покинули парк.
Мы купили на заправке хлеба и шоколадку, и в трамвае покормили детей, а потом поехали в гости к Криворуцким. Там поужинали, показали детям несколько мультиков про овечек, и потом Ян отвез нас домой.
Нина и Ксеня сегодня ночуют у папы. Я уложила детей спать, и Ян снова отвез меня к ним. Я залезда на полчаса в инет и проверила почту, а в ЖЖ не стала даже заглядывать.
Поболтали до 1 ночи, и Ян отвез меня домой.

2 мая
Мы встали около 9, и собрались поехать в Кампо-арена. Но Галка встала не с той ноги, и утром ужасно скандалила. Она не хотела писать диктант, потом не хотела причесываться, и 2 часа орала и визжала.
В итоге прическа и диктант были сделаны, в 11 Ян привез Юльку, чуть раньше Леша привез девчонок. А вышли мы около 12, и два трамвая пропустили, потому что у нас не было монеток, чтоб купить билет на трамвай.
К 14 мы наконец приехали в Кампо-арена, огромный спортивно-развлекательный центр, со множеством батутов, скалодромом, роллер-дромом и веревочными маршрутами.
Мы купили билет на целый день, и скакали 5 или 6 часов подряд. Дети носились в огромном многоэтажном лабиринте, скакали на спортивных и надувных батутах, катались на специальных лодочках и на всевозможных самокатах... На большом надувном батуте мы играли в царя горы, а на спортивном Галя и Юля крутили сальто. В самом начале мы пошли на надувных огромных кругах скатываться с горки, покрытой слоем воды – оказалось, очень весело! Потом мы все сходили на веревочный маршрут со страховкой – перелезали по качающимся бревнам, веревочным лестницам, сеткам и дощечкам, а под конец скатились на тарзанке наискосок через весь зал. Больше всего эта часть понравилась нинке, и она потом еще 2 раза туда ходила. А мы с Гришкой по 2 раза залезли на скалодроме на простые маршруты с автоматической страховкой. Там веревка сама поддергивает тебя, пока ты лезешь вверх, а потом плавно спускает!
Нам с Гришкой очень понравился платный аттракцион «воздушный хоккей», и мы там отлично поиграли.
В 5 я отвела детей в кафе и купила им пиццу и картошку фри.
Гришка в какой-то момент убежал на улицу, и там залез по веревкам на высоченную мачту, метров 10 высотой, если не больше. Я малость нервничала, но в целом он выглядел бодрым и довольным, и сам слезал с батута и лазилок, если уставал.
В 8 нас забрали Ян и Алька на двух машинах, и отвезли домой.
Вечером я была очень уставшая, и сильно сомневалась, хотим ли мы на выходные идти с рюкзаками и с палатками на кемпинг в Харц.
В итоге решили все-таки пойти, но не очень рано утром. Я с вечера приготовила нам троим мешки с одеждой, написала список, помыла гору посуды и легла спать, а Алька поехала к Криворуцким просить пенки и палатку для нас.

Germany2

Это не Карелия, это Харц!

3 мая
Мы встали в 9, собрали рюкзаки, покормили детей. Алька чуть не забыла кастрюльки, а еще взяла аж 3 литра молока, не считая горы сладостей, колбасы, тушенки и сосисок, супов и макарон.
Наконец мы собрались и побежали с рюкзаками на трамвай. Купить билет мы не успели, и увидев контролера, выскочили на остановке, чтоб там купить билетики.
Андрей купил нам билеты и ждал нас на платформе. Мы сели в поезд, и через час были в Госларе. Там мы сели на автобус и доехали до нужного нам городка. Всю дорогу мы отлично играли в «Контакт».
Мы дошли до кемпинга часа в 3, поставили обе палатки, сварили макароны, поели, и пошли погулять по окрестностям. Гришка остался с Ниной и Ксеней, а Галя пошла с нами. Мы нашли красивое озеро с дамбой, и потом по извилистой дорожке среди елок вышли к другой дамбе между двумя озерами. Там на берегу стоит домик, а внутри есть ящичек с печатью, которую можно поставить себе на ладонь – а на печати номер маркера, и ведьма с помелом нарисована, ведь гора Брокен, на которую по преданиям слетаются ведьмы на шабаш, как раз в Харце, неподалеку.
Вечером мы сварили суп из пакетика, поели, и пошли посидеть у костра.
Возле соседнего костра сидела веселая компания пьяных немцев, а мы сидели и подкладывали в огонь сухие ветки, которые притащили Гриша и Галя.
Ровно в 22 дисциплинированные немцы сделали намного тише свою музыку. Впрочем, мы все равно забыли взять гитару, а без нее Андрей петь отказался.

4 мая
кемпинг
Легли мы около 23, но я так замерзла в тонком спальнике, что всю ночь вертелась, а уснула только под утро. А Галя в 8.30 проснулась в плохом настроении и принялась вопить, всех перебудила.
Сперва Андрей и Алька гадали, что ж я делаю с бедным ребенком, и очень удивились, услышав: «Мама!!! Не мажь мне глаза соплями!!!»
(Галя проснулась с сильнейшим насморком, а сморкаться и капать нос не хотела, и уворачивалась вовсю, и очень ловко отбивалась от меня и от носового платка. Потом выдала фразу, ставшую крылатой)
Потом мы вышли погулять. Хотя солнце уже светило, было довольно прохладно и сыро, и мы не сразу согрелись.
Сварили на завтрак овсянку, поели и собрались идти на прогулку. Гришка хотел почитать, и с нами не пошел.
мы прошли по дамбе между двумя озерами и в избушке поставили детям на запястьях штампы с изображением ведбмы на помеле, а потом пошли по тропе с маркером в виде ведьмы. Поднялись на высокий лесистый холм, полюбовались открывающимся пейзажем, и пошли вниз другой дорогой. Вышли к верхнему озеру, и посидели немного на берегу.
По пути играли с детьми в замиралки. Водящий идет впереди, и неожиданно оглядывается – в этот момент все должны замереть. Если кто-то шевелится, то он идет помогать водящему. Кто останется последним, тот становится новым водящим.

Потом играли в прятки-убегалки. Дети тут же забыли про нытье, и про то, как они устали – и стали прятаться от нас по сторонам дороги.
На кемпинг мы вернулись часа в 4, и стали варить макароны. Я сложила палатку, собрала рюкзаки, а потом сводила Гришку посмотреть дамбу и два озера. Леса вокруг кемпинга ему понравились, и он даже немного пожалел о том, что не сходил с нами.

Мы поели, собрали все рюкзаки, и пошли пешком до города, там поймали автобус прямо до станции, и вернулись в Хановер часов в 8. Все были усталые и сонные. Девчонки залезли мыться, а Гришка сразу свалился спать.

5 мая Мы все дрыхли до 9 часов, и проснулись совершенно расклеенные, с соплями и головной болью. В итоге мы весь день просидели дома, и только уроками с детьми позанимались. Оба написали диктанты и разборы, и по несколько примеров. А так целый день сидели на солнышке во дворе и каждый читал свою книжку.
Вечером Алька с Галей ездили в магазин за продуктами.
Пришел Андрюшка, и весь вечер пел песенки.
Я нажарила оладушек с яблоками. Легли поздно, только Гришка свернулся на матрасе в спальнике и уснул раньше всех.

6 мая. Мы встали в 9 – и опять были какие-то вялые и дохлые, особенно мы с Гришкой. Он жаловался на слабость в коленях, и был зеленоват на вид. Тем не менее мы собрались и поехали в Вольфсбург в музей экспериментов – Фено. На электричку 10.46 мы опоздали на минуту, перепутав пути, и ждали потом час.
В музее мы бродили с 13 до 17, до самого закрытия. Очень там здорово – куча всевозможных стендов с различными экспериментами, и объяснениями на немецком и на английском. Как на выставке «Зазеркалье» - но не только про свет и зеркала, а и про звук, и про турбулентность, и про эхо, и про многое другое. Три различные версии арок, которые можно собрать из разных кирпичей, очень наглядная штука с волнами, и с изменением волны и звука при изменении натяжения струн. Очень мне понравилось разглядывать, какие прчудливые следы появляются на тонком слое соли, если по мембране, покрытой солью, стукнуть молотком. Еще был отличный диск музыкальный с гвоздиками разной длины и с шариками металлическими разного размера, которые там внутри перекатывались. Много было разных музыкальных опытов, с колокольчиками и разными звенелками. Очень наглядные 4 трека для шариков – поямой, выпуклый и два вогнутых - можно попробовать угадать, где мячик скатится скорее, а потом проверить это экспериментально.
А еще целый этаж с механическими игрушками типа музыкальных шкатулок, но ручной работы, очень причудливые, от самых маленьких, до огромных музыкальных ларчиков с театрами внутри, где все приходит в движение, если поворачиваешь ручку. Пружинки, шестеренки, летящие птички и вертящиеся цирковые артисты, клоуны и дрессировщики...
Гале очень понравились химические опыты, а потом мы все трое зависли там, где можно делать красивые разводы на салфетках. Там такие узоры переливчатые получаются!
Под конец обнаружилось, что Галя где-то оставила свой рюкзак, и мы побежали к администратору. К счастью, рюкзак нам быстро принесли, и мы – усталые и довольные – пошли на обратную электричку. В поезде поели яблок и бутербродов, и в 7 уже были дома.

Семейный фестиваль в Хамельне

пятница 9 мая
С утра к нам приехали из Англии Лена, Ваня и их дочки – Катя, Таня и Даша. Моя Галя очень подружилась со старшей – Катей. Дети весь день играли, скакали на батуте и рисовали, а мы пытались уместить все нужные вещи в две машины. Хорошо, что у Вани очень вместительный микроавтобус!
Мы приехали на поляну около 5 вечера, нас привезли на своем микро-автобусе наши друзья из Англии, Лена и Ваня, которые и в прошлом году были на этом фестивале, а в этот раз сперва заехали к Але в Ганновер.
В первый вечер приехало довольно много народу, но все были заняты размещением, постановкой палаток и приготовлением еды, так что мастерить в первый день ничего не стали, зато вечером у костра называли по кругу имена, и играли в Контакт.

Второй день
суббота.10 мая

мы смастерили всем короны и плащи

В 10 утра мы собрали детей и стали водить хороводы, играть в ручьи и карусели. Я, правда, проснулась почти без голоса, и поэтому в этом году мы почти не играли пальчиками – только хороводы водили, и то я хрипела и сипела...
Зато показывать всякие мастерилки – много голоса не надо. Мы взяли картонки, вырезанные зубчатыми ножницами, обмотали их толстыми яркими нитками, и получились очень симпатичные игрушки: рыбки, снеговики, звездочки, куколки.
После этого я достала деревянные палочки для шашлыка, и мы стали наматывать шестиугольные паутинки из тех же ярких ниток.
Я начала показывать, как складывать звезды из разноцветных квадратиков. Алина успела научить нескольких мам складывать из ярких ленточек красивые восьмиугольные звезды, а я вот не успела у нее научиться. Ее дочки Маша и Аня тоже принялись показывать разные модели из оригами.
Олег запустил вертолетик с воздушным шариком, дети были в восторге.
Мы с детьми мастерили короны из бумаги и украшали их фломастерами.

Приехала Юля Ремпель, привезла воздушный шар.
Видели б вы, с каким восторгом дети поднимали его на флагшток!!

Приехали Ланцберги и привезли из Оснобрюка к нам на фестиваль Сашу Бермана! Он очень известный турист, я в детстве читала его книжки про походы, и его книгу «юный турист», и многие другие. А он, оказывается, уже несколько лет живет в Германии, и учит детей в школе ходить по канату!

И у нас тоже Берман натянул трос и учил всех желающих стоять и ходить по тросу.
Приехал со своими детьми Дима Чекменев, с которым я много раз встречалась в лесах и на дне рождения моего друга Андрея Парнасова. А я и не знала, что он уехал в Германию...
Леша и Игорь взяли веревки, которые нам передал Пунькин, и натянул для детей параллельные веревки и тарзанку, и дети там лазили, совершенно счастливые.
Мы провели полосу препятствий – сперва дети шли, перекладывая две картонки, потом проползали по скамейкам, потом перелезали через лазилку возле качелей, скатывались с горки и пролезали под скамейками, прыгали с мячиком, зажатым между ног.

Анька скачет с мячиком

Папы наблюдают за Полосой препятствий
а накануне вечером мы смотрели в телескоп на Луну!! Она огромная, вы знаете? и видно всю ее, хотя без телескопа виден только месяц!

кажется, в этот же день была сладкая мастерская

Вечером очень весело играли в челнок, а потом с большим парашютом, который привезла Лена.
После ужина, уже в темноте, я показала две сказки – про Теремок и про репку. Хотя было уже темно, а я сипела и хрипела, дети все равно слушали меня, разинув рты.

Третий день
воскресенье 11 мая

Утром мы водили хороводы, играли в ручьи, в бояре, в Челнок и в Змею. У меня голос то совсем пропадает, то прорезается – очень трудно говорить.

Мы нанизывали на проволочку разные бусинки, и скручивали завитушки – делали волшебные палочки.
Вадим Ланцберг делал с детьми эксперименты, и клеил самолетики.

Часть народу ушли в город смотреть представление про Крысолова, который увел детей.
В 12 мы подготовили праздник урожая.
В большой палатке Лена Криворуцкая и Алина давали детям разные фруктв и овощи на вкус, за столом на улице Инна и Ася давали детям угадывать разные фрукты на запах, а на отдельном столе было два мешка, где дети угадывали все на ощупь, и еще я подготовила две коробки – с шишками и с веточками, чтоб определять, какая шишка на каком дереве растет. Лучше всех угадывали растения Валя Кац и Димка Соловьев, а вот мамы, как выяснилось, не все умеют отличить шишки сосны и елки, не говоря уж про ольху и лиственицу.
Гришка очень подружился с мальчиком Валей Кацом, они играли в СЕТ и в Кот у ворот, в блокус и еще во что-то. Чем-то эти двое похожи!

Я научила всех складывать из оригами колючие звезды, и Ленке Криворуцкой так понравилось, что она сидела и тоже всех учила, как что складывать.

В 17 в большой палатке был отличный детский концерт Ганноверского клуба авторской песни.
Лена Криворуцкая очень живо и артистично придумывала связки между песенками, задавала детям в зале вопросы, играла с ними и изображала пантомимой тех, про кого они пели.
Ксения, Нина и Галя спели нигун «тилалайла» с детского диска Белого.
Катя Ланцберг спела про речной трамвай.
Во время концерта Алька уехала и отвезла Нату Гвоздовскую в Хамельн в больницу, и ее оставили там полежать до вторника.
Весь вечер пели, причем одновременно в трех местах!

Я показала в 8 вечера две сказки – про Машу и Медведя, а потом про Машу и Ойку - о ленивых ногах. Роль медведя у меня получается убедительнее всего!

Вечером у нашего костра весь вечер травили походные байки, я рассказывала про наши походы с детьми на Алтай, и про всякие смешные случаи. Катя предлагает летом поплыть на Мологу.
Берман, Юля и Алька сидели в большой палатке и обсуждали хождение по канату, травили байки и веселились.
А у нашего костра Ваня и Леша долго обсуждали всякие явления, которые сложно объяснить или опровергнуть при помощи современных научных данных.

Четвертый день
понедельник 12 мая

С утра Алька увезла Бермана на вокзал. Он едет на Крит по скалам лазить. Я подписала Берману свою книжку. Он сказал, что отлично помнит и Марка Каца, и Николая Рязанского, и Володю.
Алька ездила навещать Нату, а мы с детьми мастерили из бумаги больших красивых рыб с длинными хвостами.

А еще мы из бумажных обоев и лент гофрированной бумаги делали всем желающим шляпы – с перьями из еловых веток, с лентами и бахромой – каждый сам придумывал, как украсить свою шляпу!

После обеда многие начали уже разъезжаться, и мы с Галей сразу после обеда показали сказку «Дом и Гном». Эта идея так впечатлила других детей, что им тоже захотелось показать свой спектакль.

Мы взяли трубочки от бумажных полотенец и от туалетной бумаги, и стали мастерить из них забавных птичек и смешных лягушек с ладошками на пружинках.
А Миша сделал утконоса с крыльями!
Перед ужином Аня, Маша, Юля и Таня начали репетировать спектакль, причем сперва они знали текст только по-немецки, и первая версия русского текста была очень смешная и с кучей ошибок. Тогда они позвали Ксеню на роль злой колдуньи, а Галю – на роль консультанта по русскому языку и суфлера.
Спектакль был о том, как пропала в лесу дочь индейского вождя – юная дева по имени Красная Красавица. Эту роль очень проникновенно и артистично играла Юля Криворуцкая, одетая в ярко-красное платье. Ее похитила злая колдунья Барбара (Ксения), а спасла добрая колдунья – Аня, и в итоге Красная Красавица вернулась к любящему отцу, и тот очень трогательно обнимал нашу Красную Красавицу, выслушивал ее рассказ, и говорил, что могло быть и хуже, а главное – она жива! (вождя играла Таня, приехавшая на один день). В качестве декораций девочки использовали складной коврик, поворачивая его то так, то эдак.

Спектакль всем так понравился, что мы немедленно экспромтом показали еще одну ролевую сказку – про теремок. Я играла сам теремок, и говорила почти весь текст. Мышкой-Норушкой была Галя, Лягушкой-квакушкой – Аня, Зайчик-Попрыгайчик – Таня, Ежик-Колючая спинка – Маша, Кролик – нолик – Аня Гвоздовская, Лисичка-Сестричка – Юля, Волчок – Ксения, а Катя Тебляшкина и Анька Криворуцкая были медведями, большим и маленьким.

Уложив младших детей спать, мы сели в большой палатке играть в наборщик. Сыграли пару раз, потом Тебляшкины попрощались и уехали, чтоб не опоздать на паром.
Вечером у костра мы жарили машмело и картошку на углях, и играли примерно как в Элиас, но без карточек. Один загадывает другому слово или словосочетание, тот объясняет, а все отгадывают. Играли Лена, Катя, Вадим, Олег и я, и было очень весело.

Пятый день
Мы встали в 9, и после завтрака устроили мастерилки с вышивкой по картону. Три маленькие Ани, Юля, Галя и Дима сидели на лавочке и вышивали! А Гришка в это время играл с Антоном в блокус и в реверси.
Еще я поняла, что забыла всех научить играть в абалон – и принялась играть с Ленкой.
Олег показал детям, как плавает лодочка с мотором-свечкой.
Потом я – как всегда, в последний момент – вспомнила про открытки в подарок для каждой семьи, и мы нарисовали для тех семей, кто еще не уехал, по картинке. Дети с удовольствием нарисовали микроавтобус для Лены и Вани из Англии, опыты и эксперименты для Олега и для Вадима, гитару для Кати, и кучу других красивых картинок.
Лена Криворуцкая так увлеклась складыванием из квадратиков разных кусудам, что провела за этим почти все утро.

куда более внятный рассказ про сам фестиваль тут